Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;
определить роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты  тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так  и их расходованию. В главном они  совместно решают политические, экономические  и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и  в экономике. Носителями этих интересов  выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем  перераспределения налогов, бюджетных  дотаций, распределением государственных  заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение  денежных ресурсов в рамках единого  государственного бюджета.

Таким образом, государственный консолидируемый  бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных  и административно–территориальных  властей (штатов, губерний, субъектов  федерации, земель, областей, районов).

Но вместе с тем к бюджету можно отнести  также различные внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике Беларуси численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах.

Большинство государственных фондов формируется  для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий  по болезни, безработице, переквалификации кадров и т. Д.  [9, c. 142].

Таким образом, внебюджетные фонды расширяют возможность  государственного регулирования и  вмешательства в экономику, минуя  бюджет и парламентский контроль.

В любом государственном  образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов и доходов.

Среди классических группировок расходов выделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.

В целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.

В классификации  по функциональным признакам расходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Надо отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены  не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями  экономики, развитием оборонных  отраслей, численностью армии и др.

Расходная часть  бюджета характеризует направление  и цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения  [10, c. 222].

Каков характер и направление бюджетных расходов? Значительное место среди них  приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, повышению  квалификации работника, укреплению его  здоровья. В условиях современной  НТР возрастает роль человеческого  капитала, что требует нового подхода  к работнику. Быстрые темпы НТП  повышают требования к качеству рабочей  силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном итоге участие здорового населения  в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический  рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение  нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором  развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности  национальной продукции на внешних  рынках.

Во многих странах особое значение приобретают  расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса  и роли в обеспечении хозяйства  сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов  сельхозпродукции. В переходной экономике  Беларуси аграрные субсидии государства  направлены на поддержание сельского  хозяйства в целом и фермерских хозяйств, в частности, на их техническое  оснащение и защиту.

Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют  социальную, политическую и экономическую  направленность. И дело не только в  том, что аграрный сектор в среднем  обеспечивает 20–25 % ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора  экономики, имеющего рисковый характер, значительный удельный вес в общей  структуре экономики.

Значительное  место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное  место в расходных статьях  бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку  вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно  воздействуют на масштабы спроса и  величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру  экономики, оказывают прямое воздействие  на национальную конкурентоспособность  продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета  на кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.

Часть расходов государство использует для обеспечения  поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

1.3 Особенности формирования государственного бюджета

 

При подготовке проекта закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы  и материалы:

  • основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;
  • оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;
  • пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;
  • расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
  • основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
  • прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
  • справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
  • сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;
  • другие документы и материалы, установленные законодательством.

Законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

  • предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;
  • предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
  • доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
  • распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
  • размеры межбюджетных трансфертов;
  • нормативы бюджетной обеспеченности;
  • расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
  • доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
  • расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);
  • распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
  • перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
  • объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы;
  • размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;
  • лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга;
  • иные показатели, установленные законодательными актами и (или) Правительством Республики Беларусь  [12, c. 22].

Законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета, в котором по каждой программе указываются:

  • название программы;
  • нормативный правовой акт об утверждении программы;
  • объем средств, направляемых на финансирование программы за счет средств республиканского бюджета, в том числе средств, предусматриваемых на финансирование государственных капитальных вложений, по разделам функциональной классификации расходов бюджета и распорядителям бюджетных средств, являющимся государственными заказчиками программы.

Вместе с  проектом закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год представляется справочно-аналитическая  информация к перечню бюджетных  программ на очередной финансовый год.

Составление проекта республиканского бюджета  осуществляется Правительством Республики Беларусь в соответствии с БК РБ и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок организации  работы по составлению проекта республиканского бюджета, расчетных показателей  по консолидированному бюджету Республики Беларусь, расчетных показателей  по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска утверждается Правительством Республики Беларусь.

Методическое  руководство, составление проекта  республиканского бюджета, расчетных  показателей по консолидированному бюджету и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов  в консолидированные бюджеты  областей и бюджет г. Минска осуществляются Министерством финансов.

В соответствии со сроком представления проекта  республиканского бюджета на очередной  финансовый год, установленным Правительством Республики Беларусь, Министерство финансов готовит указания о порядке и  сроках представления материалов, которые  включают в себя перечень показателей  и формы, по которым распорядители  бюджетных средств, областные (Минский  городской) исполнительные комитеты должны представлять в Министерство финансов материалы, необходимые для составления  проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь и определения  нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные  бюджеты областей и бюджет г. Минска.

В перечень показателей, определенных указаниями о порядке и сроках представления  материалов, могут вводиться финансовые и другие ограничения, обязательные для всех распорядителей бюджетных  средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики