Распорядители
бюджетных средств, областные (Минский
городской) исполнительные комитеты в
соответствии с указаниями о порядке
и сроках представления материалов
должны своевременно, достоверно и
в полном объеме представлять в Министерство
финансов требуемые материалы. Министерством
финансов с участием представителей
распорядителей бюджетных средств, областных
(Минского городского) исполнительных
комитетов производится рассмотрение
указанных материалов с учетом их соответствия
цели, приоритетности и эффективности
использования бюджетных средств.
В случае, если
согласование с распорядителями
бюджетных средств, областными (Минским
городским) исполнительными комитетами
не достигнуто, Министерство финансов
готовит свое заключение по несогласованным
вопросам [9, c. 23].
На основе
согласованных материалов Министерство
финансов разрабатывает проект республиканского
бюджета на очередной финансовый
год, который в форме проекта
закона вместе с расчетами, аналитическими
и другими материалами в соответствии
с законодательством вносится на
рассмотрение Правительства Республики
Беларусь.
После рассмотрения
и одобрения Правительством Республики
Беларусь проекта закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год Министерство финансов сообщает:
- распорядителям бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
- областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.
Рассмотренные
и одобренные Правительством Республики
Беларусь проект закона о республиканском
бюджете и расчетные показатели
по консолидированному бюджету Республики
Беларусь на очередной финансовый год
не позднее 1 сентября года, предшествующего
очередному финансовому году, представляются
на рассмотрение Президенту Республики
Беларусь.
Одновременно
с проектом решения о бюджете
на очередной финансовый год в
местный Совет депутатов представляются
следующие документы и материалы:
- оценка ожидаемого исполнения местного бюджета и консолидированного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) за текущий финансовый год;
- пояснительная записка к проекту местного бюджета;
- расчетные показатели по консолидированному бюджету административно-территориальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) на планируемый финансовый год;
- основные показатели взаимоотношений с другими бюджетами;
- прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов местного бюджета;
- справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;
- другие документы и материалы, установленные законодательством.
Решением
местного Совета депутатов о бюджете
на очередной финансовый год устанавливаются
и утверждаются следующие основные
показатели:
- предельный размер дефицита бюджета, источники его финансирования или размер профицита бюджета;
- предельный уровень дефицита нижестоящего местного бюджета по отношению к его доходам;
- доходы местного бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
- нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;
- размер межбюджетных трансфертов;
- нормативы бюджетной обеспеченности;
- расходы местного бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
- доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
- расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов по соответствующей программе (подпрограмме) по каждому из фондов согласно акту законодательства, которым утверждена эта программа;
- распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов и функциональной классификацией расходов бюджета;
- перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;
- размер оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
- лимит долга органов местного управления и самоуправления;
- иные показатели, установленные законодательством.
Проекты местных
бюджетов формируются на основе:
- основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год;
- прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь;
- нормативов бюджетной обеспеченности;
- плана социального и экономического развития административно-территориальной единицы;
- собственных доходов;
- нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров межбюджетных трансфертов, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Порядок и
сроки составления проекта местного
бюджета устанавливаются местными
исполнительными и распорядительными
органами. Составление проекта местного
бюджета производится местным финансовым
органом (бюджетов первичного уровня –
соответствующими исполнительными и распорядительными
органами) на основе ожидаемого исполнения
местного бюджета за текущий финансовый
год [5, c. 26].
Областными
(Минским городским) исполнительными
комитетами устанавливаются для
местных финансовых органов сроки
составления расчетных показателей
по консолидированным бюджетам соответствующих
административно-территориальных единиц,
местным бюджетам. При этом окончательное
составление местных бюджетов на
очередной финансовый год осуществляется
после утверждения вышестоящими
местными Советами депутатов нормативов
отчислений от регулирующих доходов
в соответствующие местные бюджеты.
После утверждения
республиканского бюджета и нормативов
отчислений от регулирующих доходов
в консолидированные бюджеты
областей и бюджет г. Минска осуществляется
окончательное составление областных
бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных
показателей по консолидированным бюджетам
районов, бюджетам городов областного
подчинения и областным бюджетам для определения
нормативов отчислений от регулирующих
доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных
трансфертов.
После утверждения
областных бюджетов и нормативов
отчислений от регулирующих доходов
в консолидированные бюджеты
районов осуществляется окончательное
составление районных бюджетов и
расчетных показателей по бюджетам
сельсоветов, поселков городского типа,
городов районного подчинения для
определения нормативов отчислений
от регулирующих доходов в эти
бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов
с их последующим утверждением.
Проекты местных
бюджетов представляются для рассмотрения
в соответствующие местные исполнительные
и распорядительные органы.
Местные исполнительные
и распорядительные органы рассматривают
проекты местных бюджетов и нормативы
отчислений от регулирующих доходов
в нижестоящие бюджеты и вносят
их для утверждения в соответствующие
местные Советы депутатов.
Казначейское
исполнение республиканского бюджета
предусматривает:
- осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;
- распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;
- возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
- осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
- обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;
- осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;
- учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета.
Республиканский
бюджет исполняется в соответствии
с бюджетной росписью.
Бюджетная роспись
республиканского бюджета составляется
в соответствии с бюджетной классификацией
Республики Беларусь на основе показателей
республиканского бюджета, утвержденных
законом о республиканском бюджете
на очередной финансовый год.
Бюджетная роспись
республиканского бюджета утверждается
Министерством финансов в месячный
срок после принятия закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год.
Исполнение
республиканского бюджета по доходам
предусматривает:
- зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;
- проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);
- распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;
- возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
- учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;
- анализ выполнения доходов.
Организации,
кроме налоговых и таможенных
органов, уполномоченные в соответствии
с законодательством осуществлять
сбор доходов в республиканский
бюджет, обязаны осуществлять контроль
за правильным исчислением, полной и
своевременной их уплатой, если иное
не предусмотрено законодательством.
Распределение
регулирующих доходов, расчеты с
местными бюджетами и плательщиками
по возврату (зачету) излишне уплаченных
(взысканных) или неправильно поступивших
сумм в доход республиканского бюджета
осуществляются органами государственного
казначейства.
Учет операций
по доходам республиканского бюджета
осуществляется по лицевым счетам,
открываемым для каждого налогового,
таможенного органа и иных организаций,
уполномоченных в соответствии с
законодательством осуществлять сбор
доходов в республиканский бюджет,
на едином казначейском счете [12, c.
22].
Республиканский
бюджет по расходам исполняется через
автоматизированную систему государственного
казначейства в пределах фактического
наличия бюджетных средств на
едином казначейском счете с обязательным
соблюдением основных этапов, которыми
являются:
- установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
- доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
- осуществление платежей (расходование бюджетных средств);
- использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.
Обязательства,
принятые организациями без соответствующих
бюджетных ассигнований или же с
превышением полномочий, установленных
БК РБ и законом о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год, не считаются бюджетными обязательствами.
Расходы республиканского бюджета
на покрытие таких обязательств не
могут осуществляться.
2 Функции
государственного бюджета
В
последние годы стал преобладающим взгляд
на государственный бюджет с позиции экономической
сущности как на самостоятельную категорию.
С позиции законодательного установления
государственного бюджета он рассматривается
как основной финансовый план государства.
Экономическая
сущность государственного бюджета
характеризуется чертами, специфика
которых не выходит за рамки общих
с финансами свойств, т.е. способ
выражения экономической сущности через
соответствующие функции у финансов в
целом и у их звеньев однотипны. Следовательно,
государственный бюджет, как и вся система
финансов, выполняет распределительную
и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку
бюджет является особенной категорией
но отношению к категории «финансы», то
ему присуще выполнение также следующих
основных функций[6, c. 13]:
- перераспределение национального дохода;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- регулирование и стимулирование экономики;
- контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
В этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая сущность государственного
бюджета как инструмента стоимостного
распределения валового внутреннего продукта и
национального дохода. Благодаря распределительной
функции происходят централизация денежных
средств в масштабе государства и их использование
на удовлетворение общегосударственных
потребностей.