Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы на образование и рассмотреть перспективы повышения их эффективности.
Введение........................................................................................................3
1.Теоретические основы расходов бюджета на образование.............................................................................................................5
1.1.Общая характеристика системы образования и её социальное значение...................................................................................................................5
1.2.Организация финансирования расходов бюджета на образование...........................................................................................................12
2.Анализ расходов бюджета на образование в РФ...........................................................................................................................17
2.1.Динамика структуры расходов бюджета на образование ................................................................................................................................17
2.2.Оценка эффективности использования бюджетных средств на образование...........................................................................................................20
2.3.Перспективы повышения эффективности расходов бюджета на образование...........................................................................................................25
Заключение.................................................................................................29
Список использованной литературы........................................................32
Содержание
Введение.................
1.Теоретические
основы расходов бюджета на образование...................
1.1.Общая
характеристика системы образования и
её социальное значение......................
1.2.Организация
финансирования расходов бюджета на
образование...................
2.Анализ
расходов бюджета на образование в
РФ............................
2.1.Динамика
структуры расходов бюджета на образование
..............................
2.2.Оценка эффективности использования
бюджетных средств на образование...................
2.3.Перспективы повышения эффективности
расходов бюджета на образование...................
Заключение..............
Список
использованной литературы....................
Введение
Безусловно, центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет. Это денежный фонд, используемый государством для финансирования своей деятельности, с помощью которого оно оказывает влияние на экономические процессы. Из федерального бюджета осуществляется финансирование мероприятий оборонного характера, развития науки, подготовки кадров, органов государственного управления, развития инфраструктуры. Средства бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий. Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы отношений – доходы и расходы бюджета. Бюджетные расходы - это форма перераспределения имеющихся в распоряжении государства финансовых ресурсов в целях максимально возможного удовлетворения потребностей, обеспечивающих осуществление процесса государственного и муниципального управления. Основное назначение расходов - обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Развитие образования является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую перспективу, так как в современном мире главным фактором развития страны, её конкурентоспособности на международном рынке являются уровень и качество образования населения.
В последние годы общемировые тенденции повышения эффективности использования бюджетных средств в непроизводственном секторе стали характерны и для России.
Эволюционные процессы развития методов бюджетирования, применяемых в бюджетном секторе, в качестве одного из способов повышения эффективности использования бюджетных средств предполагают переход к планированию и финансированию бюджетных учреждений исходя из достигнутых (планируемых) результатов деятельности.
Одним из главных направлений экономического анализа системы образования на сегодняшний день, учитывая доминирующее влияние государственных финансов, является оценка эффективности расходов бюджета с точки зрения их влияния на результаты образовательного процесса.
При этом нам представляется невозможным использовать методики оценки эффективности, с успехом применяемые коммерческими организациями. Бюджетные организации изначально не имеют действенного набора показателей результата, с помощью которого можно сравнивать различные организации или «продукты», что осложняет процедуру оценки эффективности расходов бюджета.
Для оценки эффективности использования бюджетных средств важным постулатом является то, что принципы финансирования общего образования, достаточно стандартны. Одновременно при стандартных условиях качество образовательных услуг, оказываемых различными учреждениями, может существенно различаться.
Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы на образование и рассмотреть перспективы повышения их эффективности.
В первой главе курсовой
1. Теоретические основы расходов бюджета на образование
1.1. Общая характеристика системы образования
и ее социальное значение
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральном законе РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1[2].
Гражданам
РФ гарантируется возможность
В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение (кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое); сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.
Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям.
В
зависимости от реализуемой образовательной
программы создаются следующие
типы образовательных учреждений:
дошкольные; образовательные, включающие
в себя три ступени: начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования; начального, среднего, высшего
и послевузовского профессионального
образования; дополнительного образования
взрослых; дополнительного образования
детей; специальные (коррекционные) для
обучающихся воспитанников с отклонениями
в развитии; для детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей(законных
Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.
Каждое
образовательное учреждение создается
одним или несколькими учредителями, которые
финансируют его деятельность. В соответствии
со ст. 120 ГК РФ учреждением признается
организация, созданная собственником
для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично.
Собственником государственных и муниципальных
образовательных учреждений является
государство в лице федеральных, региональных
и местных органов управления. В соответствии
с этим основой государственных гарантий
получения гражданином образования в
пределах стандартов является государственное
или муниципальное финансирование.
Рис.1.1. Схема образовательных учреждений в России
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.
Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов: на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования; на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Федеральная инвестиционная программа, Программа развития образования и т.п.;
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.
Правовой
базой для привлечения