Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:05, курсовая работа
В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.
Введение
Глава 1. Система образования и её финансировании………………………………... 4
1.1. Общая характеристика системы образования и источники её финансирования 4
1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование……….. 9
Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования …………………15
2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования ………………………………………………………………………….15
2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на образование в 2005 году ………………………………………………………………………………………….28
2.3. Расходы на образование в 2006 году………………………………………….. 29
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования……………….. 31
3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования ………….31
3.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем………………………………………………………………………………. 33
3.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования……….. 35
Заключение…………………………………………………………………………… 38
Библиографический список…………………………………………………………. 39
Приложения
филиал федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Финансовый
университет при
Правительстве Российской
Федерации»
«Финансирование
расходов бюджета на
образование»
Бюджет РФ
(наименование предмета)
Никонович Оксана Александровна
Студента______________________
(ФИО)
___3____ курса _____332____ группы
по специальности ___________Финансы организаций__________________
Содержание:
Введение Глава 1. Система образования и её финансировании………………………………... 4 1.1. Общая
характеристика системы 1.2. Организация
финансирования расходов Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования …………………15 2.1. Расчётные
показатели и порядок 2.2. Сравнительный
анализ финансирования 2.3. Расходы на образование в 2006 году………………………………………….. 29 Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования……………….. 31 3.1. Основные
проблемы бюджетного 3.2. Конкретные
проблемы бюджетного 3.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования……….. 35 Заключение…………………………………………………… Библиографический список…………………………………………………………. 39 Приложения Введение. Современное
состояние образования обычно характеризуется
в первую очередь с позиций
недостаточности бюджетных В данной курсовой работе можно выделить следующие цели: - дать общую характеристику системе образования в РФ; - рассмотреть
основные источники - дать
сравнительную характеристику - перечислить
проблемы финансирования Глава 1. Система образования и её финансирование. финансирования. Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы регулирования государственной политики в области образования сформулированы в федеральном законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751. Гражданам
РФ гарантируется возможность Реализация
государственных гарантий права
граждан на образование обеспечивается
путём создания системы и соответствующих
условий для получения Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по свои организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений: - дошкольные; - образовательные,
включающие в себя три ступени: - начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; - дополнительного образования взрослых; - дополнительного образования детей; - специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; - для
детей-сирот, оставшихся без - другие
учреждения, осуществляющие Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Кроме
образовательных учреждений в систему
образования включается также широкая
сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный
процесс, так называемые прочие учреждения:
научно-методические центры, медико-психолого- Каждое
образовательное учреждение создаётся
одним или несколькими Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов: - на
финансирование учреждений - на
реализацию федеральных В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования. Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование». Правовой
базой для привлечения В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями: - предпринимательской,
условно-предпринимательской - взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения. 1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование. Рассмотрение
вопросов финансирования образования
тесно связано с изучением
организационной структуры В действительности
нормативы финансирования отсутствуют.
Использовать бюджетные средства по
своему усмотрению бюджетные учреждения
не в праве из-за целевого финансирования
расходов казначейством по предметным
статьям. Подавляющее большинство
дошкольных учреждений и школ обслуживаются
органами казначейства через централизованные
бухгалтерии. Параллельно с Федеральный центр определяет общие правовые рамки функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы образования. Следующий предмет ведения государства и ОМСУ – учредительство и владение государственными и муниципальными учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и муниципальных учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Государственный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя. Государственный
заказ ограничен возможностями
бюджетного финансирования и рамками
государственных стандартов, он формируется
федеральными, региональными и муниципальными
органами власти и управления. В
этой связи дефицит бюджетного финансирования
и недостаточная гибкость государственной
системы явились главными факторами
создания негосударственных В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» НОУ имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов. Основными
документами, регулирующими ответственность
и права учредителя и образовательного
учреждения, являются договор о взаимоотношениях
между ними и устав образовательного
учреждения. В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» устав
разрабатывается Учредитель
берёт на себя обязательства по финансированию
учреждения в соответствии с утверждённой
сметой расходов. Если учреждение не имеет
самостоятельной бухгалтерии, то учредитель
обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское
обслуживание его деятельности через
централизованную бухгалтерию. Учредитель
обязан регулярно контролировать соблюдение
условий договора и анализировать
итоги финансово-хозяйственной Обязанностью
образовательного учреждения является
своевременное представление Опыт дореволюционной России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учётом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста – на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году. В США доля бюджетного финансирования высших учебных заведений покрывает около 50% расходов. Остальные средства учреждения собирают или зарабатывают самостоятельно. Широкому
использованию зарубежного Общий
порядок финансирования расходов по
всем отраслям регламентирован Бюджетным
кодексом РФ. В соответствии с ним
все учреждения и организации, финансируемые
за счёт бюджета, называются получателями
бюджетных средств, а их учредители
в лице органов управления – главными
распорядителями средств Суть
казначейской схемы исполнения бюджета
заключается в полном переводе оплаты
расходов бюджетополучателей напрямую
поставщикам услуг и Порядок
финансирования бюджетных расходов
через казначейства прогрессивен по
своему характеру и экономически
целесообразен. Он может дать положительные
результаты для государства не только
в части совершенствования Определённые трудности возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности. В Российской
Федерации носителем Таким
образом, финансирование образовательных
учреждений представляет собой процесс,
направленный на решение его текущих
задач и задач развития. В целом
объём бюджетных ассигнований на
реализацию государственных гарантий
в области образования в Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования. 2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования. В соответствии
с Федеральным законом от 13 января
1996г. №12-ФЗ «Об образовании» государство
гарантирует ежегодное Далеки
от провозглашённого уровня и показатели,
характеризующие систему Величина
ассигнований в первую очередь регулируется
объёмом доходов бюджета того
или иного уровня. Порядок финансирования
обеспечения образовательных Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Дошкольный уровень является начальным звеном образования. В дошкольных образовательных учреждениях обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. В соответствии с функциями существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребёнка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Бесплатное
содержание, обучение и воспитание
детей в ДОУ государством не гарантируется.
Для этого типа учреждений, как
и для дополнительного Основными
расчётными показателями для определения
расходов бюджета на дошкольное образование
в целом и конкретно ДОУ
являются количество воспитанников
и количество групп. В типовых
положениях о том или ином виде
ДОУ установлены нормы Главная
особенность финансового Следующая целевая статья расходов – содержание учреждений общего образования. К ним относятся общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и до.); лицей; гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат. Общеобразовательные
школы-интернаты создаются в Основными
задачами образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, являются:
создание благоприятных условий, приближенных
к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитию
воспитанников; обеспечение их медико-психолого- Основу
формирования расходов на содержание
учреждений общего и профессионального
образования составляют «производственные»
показатели деятельности. Для школ
такими показателями являются число
учащихся и классов; для учреждений
профессионального образования
– госзаказ по приёму студентов
на бесплатное обучение. При финансовом
планировании учитываются не только
показатели на начало и конец финансового
года, но и среднегодовые, которые
зависят от сроков комплектования (приёма),
выпуска, отсева в процессе обучения.
Например, по школам формула расчёта
среднегодовых показателей Кср = К1М1 + К2М2 /12 Где Кср – среднегодовой контингент; К1 – контингент на начало планируемого года; М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года; К2 – контингент планируемого года; М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года; 12 – число месяцев в году. Расчёт
среднегодовых величин можно
также производить путём Производственные показатели по школе определяются по группам классов: I – III (IV), V – IX, X – XI. Эти данные приводятся в смете на две даты – на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчётную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом приёма и выпуска учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учёта. Следует учитывать и такую особенность комплектования школ: основная часть первоклассников осваивает программу начальной школы в течение трёх лет и сразу переводятся в пятый класс; четыре года учатся в начальной школе дети, начинающие обучение с шести лет. Число учащихся в последующих классах обычно планируется на уровне выпуска учащихся из предшествующих классов. Так, контингент учащихся пятых классов планируется на уровне выпуска третьих (четвёртых) классов, шестых – на уровне выпуска пятых и т.д. Исключение составляет планирование контингентов десятых классов. При определении численности учащихся этих классов учитывается, что часть выпускников девятых классов общеобразовательных школ продолжит образование в других типах учебных заведений. В настоящее время предельная наполняемость классов установлена в количестве 25 учащихся. В зависимости от недостатков умственного или физического развития детей формируются отдельные классы или открываются специальные школы с меньшей наполняемостью. Важное значение при планировании бюджетных средств как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных государственных образовательных стандартов является базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. В нём определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей, установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в России. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей. Ещё один показатель, используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, - количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух показателей – числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план РФ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся (в часах) при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При пятидневной она составляет в I – III классах – 22, в V – 28, в VI – 29, в VII – 31, в VIII – IX – 32, в X – XI - 33 часа. Норма учёбной нагрузки учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для старших классов -18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами, разделёнными на две группы учащихся (иностранные языки, трудовое обучение, физическая культура и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю. Фонд оплаты труда учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно рассчитать среднюю ставку учителя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок. Фонда
оплаты труда учебно-вспомогательного
и административно- Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда зазывается тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы заработной платы на установление за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25%. Следующей экономической статьёй расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путём умножения общего фонда оплаты труда на установленный правительством РФ норматив. В настоящее время он составляет 35,8% от общего фонда оплаты труда. При определении
необходимых средств на приобретение
предметов снабжения и Методика
исчисления затрат по другим статьям
расходов по всем типам образовательных
учреждений одинакова. Значительное место
в затратах на содержание учреждений
занимают коммунальные платежи за отопление,
освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный
объём средств зависит от кубатуры
и площади помещений, условий
обеспечения тепловыми и Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного проживания. Более типичны эти затраты дл дошкольных и интернатных учреждений. Планируемые суммы осуществляются в зависимости от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарём. Исчисленные учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением. Аналогично
школам планируются расходы на начальное,
среднее и высшее профессиональное
образование. Учреждения начального профессионального
образования имеют целью Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа является то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с техникумом) квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии осуществляется не только образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся. Учреждения
высшего профессионального За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение. Одним из важных показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число студентов на одного преподавателя. При определении расходов на содержание учреждений профессионального образования шире, чем по дошкольной и школьной сети, применяется нормативный способ расчёта расходов. Однако при расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Они устанавливаются
путём деления заранее Реформа
образования и введение новых
принципов его финансирования в
большей степени касаются высшего
и среднего профессионального образования.
В настоящее время намечено проведение
эксперимента по отработке финансового
обеспечения системы Внедрение ГИФО является значительным шагом на пути к нормированию средств, выделяемых на профессиональное обеспечение. Однако в современных условиях трудно обеспечить реальный выбор места учёбы, поскольку номинальная стоимость данной ценной бумаги будет значительно ниже реальных затрат на обучение одного студента. Новый способ финансирования предполагает отказ от системы постатейного планирования расходов на содержание вузов. Стоимость ГИФО будет дифференцироваться в зависимости от категории сертификата, выдаваемого выпускникам школ по результатам аттестации. В программных документах говорится, что указанная система нормативов найдёт отражение в федеральном бюджете. При этом объём расходов бюджета, предусмотренных на цели высшего и среднего профессионального образования останется без изменения. Рассмотрение отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению. 2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на образование в 2005 году. Далее
представлен анализ финансирования
расходов на образование в 2005 году и
его сравнение с Расходы на образование из федерального бюджета в 2005 году составили 154 456,6 млн. рублей. По консолидированному бюджету эти расходы составили 762,1 млрд. рублей (в 2004 году – 531,2 млрд. рублей). Доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составила 5,1% против 5,9% в 2004 году. Снижение этого показателя коренится в передаче финансирования большей части учреждений начального и среднего профессионального образования (в объёме 24,8 млрд. рублей) в регионы. Проект бюджета-2005 увеличение зарплат работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 января в 1,2 раза. На реализацию этих проектов было выделено 19,8 млрд. рублей. Бюджет 2005 года по отрасли образования (консолидированные расходы и бюджетов региональных, и бюджета федерального) весьма серьёзно отличались от того, что было в 2004 году. По расчётом Минфина и правительства общие расходы на образование возросли до 40%. То есть с 531 млрд. до 762 млрд. рублей. Если брать только федеральный бюджет, то там есть две величины, которые тоже можно сравнить: общие расходы бюджета и расходы на образование. Так, общие расходы в федеральном бюджете возросли на 14,6% по сравнению с расходами в 2004 году, и расчёты показали, что расходы на образование из федерального бюджета были увеличены на 20%. Сравнив эти две величины можно заметить, что рост расходов на образование обогнал рост расходов по всем отраслям в целом. Из внутренней структуры бюджета видно, что по ряду направлений рост финансирования значительно превысил рост в среднем по отрасли и федерального бюджета вообще. В качестве положительной черты можно отметить, что с 1 2004 года сентября был увеличен почти в пять раз стипендиальный фонд, рассчитанный на поддержку студентов (с 5% до 25 %), и та же сумма была заложена в бюджет-2005. 2.3. Расходы на образование в 2006 году. Соответствующие расходы сформированы в размере 201408,9 млн. рублей с приростом против 2005 года, в том числе на оплату работающих в системе образования – 98853,5 млн. рублей (приложение 1). Расходы
на национальные проекты в области
образования в размере 4,9 млрд. рублей
по разделу «Межбюджетные В 2006 увеличен размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей, а стипендий аспирантов и докторантов государственных образовательный учреждений высшего профессионального образования и научных организаций – соответственно до 1500 рублей и 3000 рублей. Также повышены стипендии правительства РФ для аспирантов до 3000 рублей, для студентов высших учебных заведений – до 1200 рублей, для студентов среднеспециальных учебных заведений – до 700 рублей. Дополнительно из средств федерального бюджета для выплаты указанных специальных стипендий потребовалось 19 млн. рублей в год. Из средств федерального бюджета для выплаты стипендий президента РФ потребовалось 14,2 млн. рублей, чтобы повысить соответствующие стипендии для студентов – до 1600 рублей, для аспирантов – до 3000 рублей. На обеспечение
деятельности образовательных учреждений,
предоставляющих В составе
расходов на образование ассигнования
на содержание работников центральных
аппаратов отдельных Эти расходы
определены с учётом дополнительных
ассигнований, необходимых на финансирование
проектируемого увеличения численности
работников центрального аппарата Федерального
агентства по образованию, в связи
с передачей в их ведение от
федеральных органов Индексация
(повышение) оплаты труда работников
федеральных государственных В целом
фонд оплаты труда работников федеральных
государственных учреждений, оплачиваемых
по ЕТС, возрос по сравнению с 2005 г. На
43,3 млрд. рублей и составил 242,1 млрд.
рублей. На повышение оплаты труда
федеральных государственных Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования. 3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования. 1. Характерной
особенностью современного - оплата труда; - стипендия; - трансферты; - оплата коммунальных услуг; - остальные виды расходов. Такая
оценка значимости расходов связана
с тем, что действующее - выделение
на нужды развития образования
не менее 10% национального дохода,
в том числе на высшее - установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности; - введение социальных доплат, надбавок для работников образования. Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо. 2. Действующий
порядок бюджетного 3. Нормативно-методическая
база бюджетного 4. В
законодательной базе, определяющей
процедуру бюджетного 5. Возможности
маневрирования ресурсами Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования. 3.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем. 1. В
настоящее время практически
отсутствует современная - не принят закон о минимальных социальных стандартах; - не
разработаны нормативы - не
существует единых - не
разработаны необходимые - отсутствуют
единые по России и Вместе с тем государство несмотря на утверждённый закон – Бюджетный кодекс РФ, решает в каждые данный момент времени (финансовый год), какой именно механизм бюджетного финансирования применять в текущем году. 2. Организация
бюджетного процесса основана
на установленных Бюджетным - образовательные
учреждения расположены на - главный
распорядитель бюджетных - главный
распорядитель бюджетных - финансирование
начислений на оплату труда
(ЕСН) представляет собой 3. Серьёзную
проблему представляет собой
действующий механизм - внебюджетные
доходы в образовательное - необходимость
расходования поступающих - доплаты
за счёт внебюджетных средств
сотрудникам, зачисленным на 4. Бюджетный
кодекс, предусматривая правила
учёта остатков бюджетных - средства
бюджета не всегда могут быть
использованы до окончания - поставщиками
коммунальных услуг - система
выплаты трансфертов не 3.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования. 1. Необходимо
упорядочить бюджетное - передачу
права утверждения сводной - включение
бюджетополучателей в - пересмотр срока доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета; - доведение
уведомлений о бюджетных - предоставление
права бюджетополучателям - корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период; - передачу
утверждённой сметы доходов и
расходов в течение одного
дня со дня её получения
бюджетным учреждением или со
дня её утверждения - компенсацию
по решению судебных органов
морального и материального - сохранение
за бюджетным учреждением 2. Необходимо
при определении объёмов - общий
объём бюджетного - в качестве
приоритетных статей 3. Целесообразно
изменить подходы к бюджетному
финансированию капитального - обеспечить
концентрацию финансовых - повысить
обоснованность проводимых - обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению. 4. Необходимо
отказаться от практики 5. При
переводе стипендий в разряд
адресных социальных выплат 6. Целесообразно
отменить регрессию единого 7. Необходимо
предусмотреть возможность 8. Необходимо
освободить бюджетные Заключение. В данной работе даны общие характеристики системы образования, её понятие и источники финансирования. Таким образом, в настоящее время под «системой образования» понимается совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. Также перечислены основные проблемы финансирования образования и предложены пути их решения. Библиографический список 1.Гражданский кодекс РФ: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. 2.Гражданский кодекс РФ: Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. 3.Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. 4.Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 5.Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 195-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». 6.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 7.Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере образования). 8.Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы Приложение 1. Объёмы расходов по разделу «Образование» в 2005-2006 гг., млн. руб.
Приложение 2. Повышение тарифных ставок (окладов) ЕТС в 2006г., руб.
|
Информация о работе Финансирование расходов бюджета на образование