Расходы бюджета на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы на образование и рассмотреть перспективы повышения их эффективности.

Содержание

Введение........................................................................................................3

1.Теоретические основы расходов бюджета на образование.............................................................................................................5

1.1.Общая характеристика системы образования и её социальное значение...................................................................................................................5

1.2.Организация финансирования расходов бюджета на образование...........................................................................................................12

2.Анализ расходов бюджета на образование в РФ...........................................................................................................................17

2.1.Динамика структуры расходов бюджета на образование ................................................................................................................................17

2.2.Оценка эффективности использования бюджетных средств на образование...........................................................................................................20

2.3.Перспективы повышения эффективности расходов бюджета на образование...........................................................................................................25

Заключение.................................................................................................29

Список использованной литературы........................................................32

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

     Привлечение дополнительных источников на цели образования  может осуществляться тремя путями; предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения; взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

     В соответствии с Федеральным законом  от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное  выделение финансовых средств на нужды образования в размере  не менее 10% национального дохода, а  также защищенность соответствующих  расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

     К учреждениям общего образования  относятся: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования  они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей; гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат. Общеобразовательные школы-интернаты создаются в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети, находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждении относятся: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучение отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

     Основными задачами образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей (возраст, диагноз заболевания) в системе образования могут функционировать  следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Реализация государственных гарантий обеспечивается путем создания устойчивой системы и соответствующих условий.

     Вывод: Образование - процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование – необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии. 

   1.2. Организация финансирования  расходов бюджета  на образование

   В Бюджетном кодексе РФ бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.                                                     Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности.

     Как известно, учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции.

     Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

     1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;

     2) общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;

     3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

     4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

     5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

     6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);

     7) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;

     8) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

     9) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

     10)проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

     11)издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

     12) государственные программы в области образования;

     Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.

     Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.п.).

     По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи: расходы на оплату труда; начисления на фонд оплаты труда; трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.); приобретение предметов снабжения и расходных материалов; расходы на командировки и служебные разъезды; оплата транспортных услуг; оплата услуг по связи; оплата коммунальных услуг; прочие текущие расходы на закупки товаров; приобретение оборудования и предметов длительного пользования; капитальный ремонт.

     Схематично структура расходов на образование представлена на рис.1.2.

     

     Рис.1.2. Расходы на образование

     Вывод: Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ расходов  бюджета на образование  в РФ 

2.1. Динамика структуры расходов бюджета на образование 

            Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП.                               

     По  отношению к ВВП динамика расходов на образование выглядит следующим  образом:

                                                                                                      Таблица 2.1.

     Отношение ВВП к динамике расходов на образование  в России

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ВВП, млрд. руб. 1580,0 2300,0 2726,0 2840,0 4100,0 6450,0 6450,0
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 284,8 435,8 529,8 501,0 575,1 855,1 1193,5
в том числе:              
на  образование  11,0 15,2 18,5 17,3 20,9 32,1 45,8
в % к ВВП  0,69 0,66 0,68 0,61 0,51 0,50 0,59
в % к расходам бюджета  3,86 3,49 3,49 3,45 3,63 3,75 3,84
Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 487,0 652,7 773,1 900,0 1330,0 1780,0 2285,0
в том числе:              
на  образование  56,4 83,8 111,6 68,0 102,0 171,0 226,0
в % к ВВП  3,57 3,64 4,09 2,39 2,49 2,65 2,92
в % к расходам

бюджета

11,58 12,84 14,44 7,56 7,67 9,61 9,89

Информация о работе Расходы бюджета на образование