Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы на образование и рассмотреть перспективы повышения их эффективности.
Введение........................................................................................................3
1.Теоретические основы расходов бюджета на образование.............................................................................................................5
1.1.Общая характеристика системы образования и её социальное значение...................................................................................................................5
1.2.Организация финансирования расходов бюджета на образование...........................................................................................................12
2.Анализ расходов бюджета на образование в РФ...........................................................................................................................17
2.1.Динамика структуры расходов бюджета на образование ................................................................................................................................17
2.2.Оценка эффективности использования бюджетных средств на образование...........................................................................................................20
2.3.Перспективы повышения эффективности расходов бюджета на образование...........................................................................................................25
Заключение.................................................................................................29
Список использованной литературы........................................................32
Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться тремя путями; предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения; взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
В
соответствии с Федеральным законом
от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании»
государство гарантирует
К учреждениям общего образования относятся: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей; гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат. Общеобразовательные школы-интернаты создаются в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети, находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждении относятся: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучение отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.
Основными
задачами образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, являются:
создание благоприятных условий, приближенных
к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитию
воспитанников; обеспечение их медико-психолого-
Вывод: Образование
- процесс, в результате которого достигается
усвоение систематизированных знаний,
умений и навыков. Образование – необходимое
условие подготовки человека к жизни и
труду, получение специальности. Основной
путь получения образования - обучение
в учебных образовательных учреждениях,
где оно тесно связано с воспитанием. Конституция
РФ гарантирует гражданам бесплатность
общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях,
на конкурсной основе бесплатно получить
высшее образование в государственном
или муниципальном учреждении и на предприятии.
1.2. Организация финансирования расходов бюджета на образование
В
Бюджетном кодексе РФ бюджет понимается
как “форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления”.
Как известно, учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции.
Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:
1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;
2) общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;
3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);
4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);
5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);
6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);
7) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;
8) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;
9) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;
10)проведение централизованных мероприятий органов управления образования;
11)издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;
12) государственные программы в области образования;
Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.
Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.п.).
По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи: расходы на оплату труда; начисления на фонд оплаты труда; трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.); приобретение предметов снабжения и расходных материалов; расходы на командировки и служебные разъезды; оплата транспортных услуг; оплата услуг по связи; оплата коммунальных услуг; прочие текущие расходы на закупки товаров; приобретение оборудования и предметов длительного пользования; капитальный ремонт.
Схематично структура расходов на образование представлена на рис.1.2.
Рис.1.2. Расходы на образование
Вывод:
Расходы на образование выступают как
часть затрат, необходимых для воспроизводства
рабочей силы. Расходы на образование
включают расходы на дошкольное образование,
общее образование, профессионально-техническое
образование, среднее специальное образование,
высшее и послевузовское образование,
государственные программы в области
образования, издание учебников и учебных
пособий расходы на содержание и обеспечение
деятельности учреждений, осуществляющих
руководство и управление в сфере образования.
Основными источниками финансирования
расходов на образование являются средства
государственного бюджета.
2.
Анализ расходов
бюджета на образование
в РФ
2.1. Динамика структуры расходов бюджета на образование
Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП.
По отношению к ВВП динамика расходов на образование выглядит следующим образом:
Отношение ВВП к динамике расходов на образование в России
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ВВП, млрд. руб. | 1580,0 | 2300,0 | 2726,0 | 2840,0 | 4100,0 | 6450,0 | 6450,0 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 284,8 | 435,8 | 529,8 | 501,0 | 575,1 | 855,1 | 1193,5 |
в том числе: | |||||||
на образование | 11,0 | 15,2 | 18,5 | 17,3 | 20,9 | 32,1 | 45,8 |
в % к ВВП | 0,69 | 0,66 | 0,68 | 0,61 | 0,51 | 0,50 | 0,59 |
в % к расходам бюджета | 3,86 | 3,49 | 3,49 | 3,45 | 3,63 | 3,75 | 3,84 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. | 487,0 | 652,7 | 773,1 | 900,0 | 1330,0 | 1780,0 | 2285,0 |
в том числе: | |||||||
на образование | 56,4 | 83,8 | 111,6 | 68,0 | 102,0 | 171,0 | 226,0 |
в % к ВВП | 3,57 | 3,64 | 4,09 | 2,39 | 2,49 | 2,65 | 2,92 |
в
% к расходам
бюджета |
11,58 | 12,84 | 14,44 | 7,56 | 7,67 | 9,61 | 9,89 |