Расходы бюджета на финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы:
- рассмотреть финансирование образования;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- изучить расходы бюджета на финансирование образования.
Задачи данной курсовой работы следующие:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система образования и ее финансирование…………………………...4
Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…4
Источники финансирования образовательных учреждений……………….7
1.3.Концепция модернизации российского образования………………………9
1.4.Национальный проект «Образование»……………………………………..10
Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования и проблемы бюджетного финансирования образования……………………………………13
2.1. Анализ финансирования расходов на образование в 2007-2010 годах….13
2.2. Проблемы бюджетного финансирования образования…………………..16
Глава!3.! Основные направления бюджетной политики в сфере образования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Расходы бюджета на финансирование образования 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Система образования и ее финансирование…………………………...4

    1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…4
    2. Источники финансирования образовательных учреждений……………….7

1.3.Концепция  модернизации российского образования………………………9

1.4.Национальный  проект «Образование»……………………………………..10

Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования и проблемы бюджетного финансирования образования……………………………………13

2.1. Анализ финансирования расходов на образование в 2007-2010 годах….13

2.2. Проблемы бюджетного финансирования образования…………………..16

Глава!3.! Основные направления бюджетной политики в сфере образования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  использованной литературы…………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Темой моей курсовой работы является «Расходы бюджета на образование».

     Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Под образованием согласно Закону РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-ФЗ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.

     Расходами бюджета признаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства и местного самоуправления.

     Цели  данной работы:

- рассмотреть  финансирование образования;

- рассмотреть основные источники финансирования образования;

- изучить расходы бюджета на финансирование образования.

     Задачи  данной курсовой работы следующие:

- дать  общую характеристику системе  образования в РФ;

- дать  сравнительную характеристику расходам  на образование;

- рассмотреть  основные проблемы финансирования  образования;

-1рассмотреть основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Система образования  и ее финансирование. 

1.1. Общая характеристика  системы образования  и ее социальное  значение. 

     Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе.

     Граждане  РФ вправе получать образование без  ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

     Реализация  государственных гарантий права  граждан на образование обеспечивается путём создания системы и соответствующих  условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты;  образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

     В РФ в настоящее время действуют  государственные, муниципальные и  частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессионального образование примерно поровну финансируется из региональных  местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

     Из  общей суммы расходов территориальных  бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения.

     Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим  источником финансирования образовательных  учреждений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные  услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.

       Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный  процесс, т.е. реализующее одну  или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее  содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе,  создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

        - дошкольные;

        -!образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

        -!начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

        - дополнительного образования взрослых;

        - дополнительного образования детей;

        -!специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

        -!для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

        - другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

     Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по    хозяйственному содержанию зданий и др. 
 
 
 
 

1.2. Источники финансирования образовательных учреждений. 

     Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

     Рыночные  преобразования в России существенно  расширили возможности образовательных  учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей  основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

     Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме ФЗ «Об образовании» можно выделить ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

     В настоящее время происходит постепенная  передача ответственности за финансирование образования с федерального уровня на местный, что в большей степени  затрагивает интересы учреждений профессионального  образования, так как финансирование из центра мешает достижению гибкости и ориентации системы подготовки кадров на региональные и местные рынки.

     Система частного предпринимательства в  образовании отражает общественную реакцию на новые тенденции в  развитии государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем

     -!предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

     - взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

     Стабильным  и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход  от сдачи в аренду свободных помещений.

     Объем благотворительных средств заранее  предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная  особенность этого источника  в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

     К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных  организаций, передаваемые учреждениям  образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества. 
 
 
 

1.3.!Концепция модернизации российского образования. 

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование образования