Расходы бюджета на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы на образование и рассмотреть перспективы повышения их эффективности.

Содержание

Введение........................................................................................................3

1.Теоретические основы расходов бюджета на образование.............................................................................................................5

1.1.Общая характеристика системы образования и её социальное значение...................................................................................................................5

1.2.Организация финансирования расходов бюджета на образование...........................................................................................................12

2.Анализ расходов бюджета на образование в РФ...........................................................................................................................17

2.1.Динамика структуры расходов бюджета на образование ................................................................................................................................17

2.2.Оценка эффективности использования бюджетных средств на образование...........................................................................................................20

2.3.Перспективы повышения эффективности расходов бюджета на образование...........................................................................................................25

Заключение.................................................................................................29

Список использованной литературы........................................................32

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 428.00 Кб (Скачать)
 

        Специфика системы образования заключается в том, что она потребляет выделяемые ей обществом ресурсы. Причем основным видом этих ресурсов являются средства бюджетов различных уровней, т.е. общественные средства, что иллюстрирует табл. 2.2. Из таблицы видно, что основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. В частности, в настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации - около 22%, из местных бюджетов -60% (это, разумеется, примерное распределение затрат по уровням финансирования).

                                                                                               Таблица 2.2.

     Структура расходов на образование  бюджетов различных  уровней по источникам финансирования (в процентах)

Источник  финансирования Доля 
Текущие расходы - всего  100,0
в том числе:  
средства  населения  5,8
бюджеты всех уровней  88,2
внебюджетные  фонды  1,5
средства  предприятий  4,5
 

     Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми  ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

целевое использование средств; безвозвратность. Финансирование осуществляется на принципах: плановость; выделения средств по мере их расходования; экономность.

     В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс.

   Таблица 2.3.

Структура расходов федерального бюджета

( Данные Министерства финансов Российской Федерации)

Наименование  статьи расходов 2007 г. (млрд.р.)

Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2008

2008г.

(млрд.р.)

Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2009

2009г.

(млрд.р.)

Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2010

2010г.

(млрд.р.)

Фактическое исполнение по состоянию на 01.11.2010

По  всем разделам и подразделам 5 986,6 7 570,9 9 660,1 7 481,5
Общегосудар. вопросы 815,7 839,4 853,1 660,3
Национал. оборона 831,9 1 040,9 1 188,2 881,4
Национал.безопасн. правоохранительн.деятельность 667,0 835,6 1 004,5 785,9
Национальная  экономика 692,6 1 025,0 1 650,7 759,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 294,9 129,5 151,6 141,2
Охрана  окружающей среды 8,2 10,2 13,0 9,6
Образование 294,6 355,0 418,0 293,3
Культура,кино, средства массовой информации 71,0 88,9 111,7 90,0
Здравоохранение, физ.культура и спорт 196,5 278,2 352,3 212,1
Социал. политика 214,0 293,6 323,5 271,4
Межбюджетные  трансферты 1 900,1 2 674,6 3 593,4 3 376,7

                                               

Рис.2.1. Диаграмма расходов федерального бюджета

Рассмотрим  структуру федерального бюджета РФ по таблице 2.3. и по диаграмме 2.1. Как мы видим расходы по всем статьям в 2009 году увеличились по сравнению с 2008 и 2007 годами. В частности, на образование расходы увеличились на 123,4млрд. руб. по сравнению с 2007годом и на 63млрд. руб. по сравнению с 2008 годом.

     Вывод: Источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов. 

2.2.Оценка  эффективности использования бюджетных средств на образование

     В Российской Федерации практика составления  и исполнения бюджетов показала, что  разработать действенную систему  показателей эффективности бюджетных  расходов - весьма сложная задача. В  отличие от организаций частного сектора государственные бюджетные учреждения до сих пор не имеют полного надежного набора показателей, пригодного для оценки конечного результата и эффективности использования бюджетных средств для его достижения. Если в организациях частного сектора такими показателями могут быть, например, прибыль, цена акций, размер дивидендов, то в государственном секторе в бюджетных учреждениях такой набор показателей неприемлем (неприменим).

     Это определенная категория потребностей людей – услуги, в частности, образование, качество которого сложно оценить, так как оно не исчерпывается результатом обучения. Это и оснащенность школы, в которую пришел учиться ребенок, и квалификация учителя, который преподает ему урок, и многое другое. Все эти факторы оказывают сильное влияние на результат, на итоговую оценку.

      Таблица 2.4.

      Отдельные показатели  деятельности организаций образования

  2009г. В % к  
2008г.
2008г. в % к  
2007г.
Государственные и муниципальные общеобразовательные  учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)        
число учреждений, единиц 50977 95,2 53568 96,2
из  них: 
гимназии
1417 100,7 1407 102,4
лицеи 1045 102,4 1021 102,8
численность обучающихся, тыс.человек 13258,3 99,2 13363,3 97,6
из  них: 
в гимназиях
982,7 103,6 948,2 105,4
в лицеях 667,3 106,8 624,7 105,1
Негосударственные  
общеобразовательные учреждения
       
число учреждений, единиц 680 98,4 691 99,1
из  них: 
гимназии
77 96,2 80 114,3
лицеи 54 90,0 60 96,8
численность обучающихся, тыс.человек 71,2 97,3 73,2 102,6
из  них: 
в гимназиях
10,3 93,7 11,0 113,5
в лицеях 5,3 85,6 6,1 95,3
Государственные и муниципальные образовательные  учреждения среднего профессионального  образования        
число учреждений, единиц 2564 101,1 2535 98,8
численность студентов, тыс.человек 2052,3 96,1 2136,1 93,3
прием, тыс.человек 666,6 99,5 670,1 91,7
выпуск, тыс.человек 593,9 94,0 631,7 96,1
Государственные и муниципальные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования        
число учреждений, единиц 662 100,3 660 100,3
численность студентов, тыс.человек 6135,6 98,7 6214,8 100,1
прием, тыс.человек 1329,6 97,6 1362,7 98,5
выпуск, тыс.человек 1166,9 103,7 1125,3 101,5
Негосударственные образовательные  
учреждения высшего профессионального образования
       
число учреждений, единиц 452 95,4 474 105,3
численность студентов, тыс.человек 1283,3 98,8 1298,3 103,6
прием, тыс.человек 214,6 76,9 279,0 93,7
выпуск, тыс.человек 275,5 118,1 233,2 102,9
 

     В 2009г. сократилось число общеобразовательных  учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), что  в определенной степени связано  с сокращением численности детей  школьного возраста (по предварительным  данным, среднегодовая численность  детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 3,8%). В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,7%), лицеев (на 2,4%) и численность обучающихся в них.

            Увеличилось число самостоятельных государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования, при этом число филиалов образовательных учреждений среднего профессионального образования уменьшилось на 74 единицы (на 16,5%) и составило 375.

           Если число образовательных учреждений высшего профессионального образования в целом сократилось на 20 единиц (на 1,8%), то число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования возросло на 2 единицы (на 0,3%).

      В 2009г. аттестат об основном общем образовании получили 1,2 млн. юношей и девушек (91,9% к уровню 2008г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,8 млн.человек (84,5%).

      Прием в государственные и муниципальные  образовательные учреждения среднего профессионального образования  сократился по сравнению с 2008г. на 3,4 тыс.человек, или на 0,5%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в них 183,1 тыс.человек, или 27,5% от общего числа принятых (в 2008г. - 190,4 тыс., или 28,4%).

          Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2009г. сократился на 33,1 тыс.человек (на 2,4%) в основном за счет студентов, принятых на дневную форму обучения (сокращение составило 20,2 тыс.человек, или 3,0%). Численность принятых на заочную форму обучения уменьшилась на 4,8 тыс.человек, или на 0,8%.

Прием на обучение в государственные и  муниципальные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования за счет бюджетов всех уровней составил 559,8 тыс.чело-век и сократился по сравнению с 2008г. на 1,0 тыс.человек, или на 0,2%. Удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение уменьшился на 0,9 процентного пункта и составил 57,9% от общего числа принятых.

          В 2009г. доля принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования студентов уменьшилась на 3,1 процентного пункта и составила 13,9%.

            По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принято 628,2 тыс.человек, что превышает аналогичный прием 2008г. на 62,2 тыс.человек, или на 11,0%.

              На 5 студентов очной формы обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2009г. приходился один персональный компьютер, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования - на 7 студентов (в 2008г. - соответственно на 5 и 8 студентов).

             В государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования доступ в Интернет имелся на 77,4% компьютеров, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования - на 54,3% компьютеров.

            Платных образовательных услуг населению в 2009г. было оказано, по предварительным данным, на 306,0 млрд.рублей, или на 3,9% меньше, чем в 2008 году.

             Все эти данные систематизированы  на сайте Росстат.

            Вывод: Таким образом, общий подход к понятию «эффективность» указывает на необходимость изучения соотношения затрат и результатов образовательной деятельности. В качестве затрат мы рассматриваем бюджетные средства, а в качестве прямых результатов – ЕГЭ. Но сравнив количество образовательных учреждений и количество учащихся можно сделать вывод, что хотя количество первых почти не изменилось, учащихся становится меньше. Недофинансирование государственных и муниципальных учреждений ведет к переходу на самофинансирование.  

2.3. Перспективы повышения  эффективности расходов  на образование

     Вместе  с тем создание благоприятных  правовых и экономических условий  для частного инвестирования в образовательную  сферу должно сопровождаться разработкой  и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

      Для повышения инвестиционной привлекательности  сферы образования необходимо:

         - создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

Информация о работе Расходы бюджета на образование