Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат
Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.
Несмотря на то, что наше государство долгое время не провозглашало себя социальным, на «социализацию» западных государств, несомненно, важное влияние оказывал фактор его существования как советского государства, поскольку социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства.
Уже в первой Конституции РСФСР
целый ряд социальных прав впервые
в мировой конституционной
В Российской Федерации положение о социальном государстве впервые получило закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).
Таким образом, на конституционном
уровне зафиксирована приверженность
России идее и ценностям социального
государства, при этом часть 2 указанной
статьи устанавливает, что «...в Российской
Федерации охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается
Несмотря на то, что идеи и практика
«социального государства» получили широкое
признание и конституционное
закрепление во многих государствах,
в том числе и в России, в
науке до настоящего времени отсутствует
устоявшееся определение
Проведенный сравнительный анализ
имеющихся в литературе определений
социального государства
Так, с точки зрения В.Е.Чиркина,
понятие социального
Авторы энциклопедического словаря, посвященного Конституции России, разъясняют, что «социальное государство - конституционное понятие, означающее, что государство берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей» .
М.В. Баглай «социальное государство» определяет, как государство «которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»3.
О.В. Кутафин считает, что это государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить достойное человека существование4.
Е.А. Лукашева приходит к выводу, что основными принципами социального государства являются достоинство человека, справедливость, ответственность, преодоление фактического неравенства с целью устранить резкие расхождения материальных статусов индивидов5.
По мнению П.П. Глущенко, для понимания
социального государства важна
связь государства с его
1. исторически определенные
2. политика, ее народные сущность, характер, функции;
3. определенная, а именно социальная направленность политики;
4. комплексность социально-
5. социальная защищенность
Для более полного определения понятия «социального государства» необходимо выяснить, что же означает слово «социальное» и какие стоят задачи у государства, которое, согласно современным теориям, должно не просто быть олицетворением власти, но и институтом, существующим для людей.
Немецкие ученые считают, что вопрос
о сущности социального государства
вытекает из трех ответов. Первый связан
с пониманием социального, в самом
общем плане, не подразумевающем
каких — либо оценочных суждений;
социальное здесь равнозначно
Термин «социальное
Другая интерпретация
Согласно третьей трактовке, социальное государство — это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
В результате были даны ответы на вопросы, в чем заключается сущность социального государства, в какой мере, и с какой целью должен быть связан с обществом индивид.
Конституция Российской Федерации в основу понятия социального государства заложила только такие характеристики, как достойная жизнь и свободное развитие человека.
Достойная жизнь представляет собой материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества (которые описаны во многих документах), доступ к ценностям культуры, в том числе и находящихся в других странах, гарантированность личной и семейной безопасности. В общем, достойная жизнь есть сложное комплексное явление, состоящее из многих элементов, каждый из которых важен для человека.
Понятие «свободное развитие человека» тоже многозначно. Обычно под ним подразумевают физическое, умственное и нравственное состояние и совершенствование человека.
Содержание социального
Прежде всего, это относится к норме о социальной солидарности в обществе, о сотрудничестве различных слоев населения. Такие положения имеются в основных законах развитых стран (Италия), развивающихся (Египет), посттоталитарных (Чехия)1.
Идея социальной солидарности как
образа жизни в новом обществе
призвана указать ориентацию для
развития социальных отношений в
России, формирования их нового характера.
Не исключается признание
Основой социального государства
являются не идеи классовой борьбы
и ликвидации определенных классов
и слоев, не ведущая роль одного класса,
а социальное партнерство, сотрудничество
различных слоев общества в целях
прогресса страны на основе принципов,
установленных Конституцией. При
этом социальное государство должно
лишь создавать условия для
В России о социальном партнерстве заговорили только с конца 1991 года, когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 г.г.) сменилось интенсивными «шоковыми» преобразованиями.
Уже 15 ноября 1991 года за № 212 Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»1. Позднее, 24 января 1992 года за № 45 вышел Указ Президента «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого Указа и соответствующего постановления Правительства от 20 февраля 1992 года № 103 в 1992 году была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители Правительства, профсоюзов и предпринимателей.
Принятые позднее Закон
В 1995 - 2000 г.г. законы о социальном партнерстве были приняты в ряде субъектов Российской Федерации (Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Ставропольском, Краснодарском краях, городе Москве, Республике Мордовия и ряде других).
В настоящее время Трудовой кодекс
Российской Федерации от 30 декабря
20017 года включает в себя целый раздел
под названием «Социальное
Можно смело утверждать, что социальное партнерство в России существует. Но по существу процессы, развивающиеся сегодня в России под флагом социального партнерства, существенно отличаются от тех, которые декларируются и пропагандируются.
В России достаточно отчетливо прослеживается формирование модели социального партнерства, основу которой составляет идеология классового мира и совпадения интересов наемных работников и работодателей.
В условиях общей рыночной ориентации общественного развития происходит формирование нового типа трудовых отношений - трехстороннего социального партнерства и соответствующих механизмов разрешения социально-трудовых конфликтов.
Мировое сообщество уже убедилось (в том числе предприниматели на практике), что излишняя эксплуатация рабочей силы (физической и интеллектуальной) дает худший вариант, чем так называемый метод человеческих отношений. В то же время излишние притязания работников, выходящие за пределы возможностей общества в целом и конкретного предприятия, не принесут положительных результатов.
Именно социальное партнерство
призвано находить необходимую меру,
и такие отношения важно
Надо исходить из того, что в
России, как социальном государстве,
экономические отношения
Вместе с тем, как отмечает В.Е. Чиркин, в российском асимметричном обществе с его множеством социальных, профессиональных, национальных и т.д. групп населения социальное партнерство по объективным причинам возможно только до определенных пределов, его участники наряду с совпадающими общими интересами имеют различные, а то и противоположные интересы1. И если отдельные индивиды (женщины, инвалиды, пенсионеры и т.д.) начнут объединяться с целью заставить государство учитывать их интересы в большей мере, а значит за счет других, то такое противоборство различных слоев населения приведет к анархии и распаду общества.