Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Работа содержит 1 файл

Реферат по концепциям социального гос-ва.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о

социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как  это имеет

место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное  государство» в конституции страны

(впервые это было сделано  в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие

обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой

государства как такового;

б) на содержание всех функций социального  государства налагает отпечаток его

общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются

через призму целей и задач социального  государства, и в этом плане можно  вести

речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном

назначении);

в) в рамках общей социальной функции  можно выделить специфические направления

деятельности социального государства - специфические функции. К

последним, в частности, относятся:

- поддержка социально незащищенных  категорий населения;

- охрана труда и здоровья  людей;

- поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства;

- сглаживание социального неравенства  путем перераспределения доходов между

различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет,

специальные социальные программы;

- поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем

предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам,

осуществляющим благотворительную деятельность);

- финансирование и поддержка  фундаментальных научных исследований  и

культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение  трудовой занятости населения,  выплата

пособий по безработице;

- поиск баланса между свободной  рыночной экономикой и мерой  воздействия

государства на ее развитие с целью  обеспечения достойной жизни  всех граждан;

- участие в реализации межгосударственных  экологических, культурных и

социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

-         забота  о сохранении мира в обществе.

             § 3. Является ли Россия социальным государством            

На формирование и будущее правового  и социального государства  в  России

влияют не только внутренние факторы (становление гражданского общества).

Определяющее влияние оказывает  и общая эволюция. Направление  этой эволюции -

формирование мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление»

государственных границ, а в некоторых регионах превращение их в

«прозрачные», развитие транснациональных экономических компаний (эволюция

гегелевских «корпораций» - атрибута гражданского общества), трансграничное

информационное пространство, новые формы общения, коммуникаций (мультимедиа,

прежде всего, Интернет), космические  проблемы человечества.

А с другой стороны, появление новых  кризисных проблем: сепаратистские

движения во многих государствах, необходимость именно государственной борьбы

с терроризмом, наркомафиями, государственные  столкновения из-за нефтяных,

газовых и иных сырьевых месторождений, а, в целом, борьба за энергосистемы.

Это и многое другое ведет к усилению значения государственных образований в

жизни народов. Государственная организация  продвигает этнос к лучшим условиям

существования, чем имеет безгосударственный этнос.

Таким образом, на эволюцию государственности  оказывает влияние две тенденции.

Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований,

появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли международных

организаций. В этой связи в литературе обсуждаются вопросы создания и

деятельности «мирового правительства», трансграничного действия и исполнения

международных законодательных актов, согласования с ними национального

законодательства.

Вторая тенденция ведет к  идеологии и практике повышения  социальной ценности

государства, укрепление национальных основ государственности.

Конституция Российской Федерации  в ст. 7 закрепляет принцип социальности

государства: «I. Российская Федерация - социальное государство, политика

которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и

здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты

труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и

детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб,

устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной

защиты»[18]. Однако пока Россию можно

назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному

государству, а приведенное выше положение Конституции - расцениватькак

программную установку.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства  в России:

- Россия еще не обрела опоры  в праве, в правах человека  и социальное

государство в России не может опереться на фундамент правового

государства: создание социального государства у нас не является новым

этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

- в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему

большинству населения страны ничего не досталось от стихийно

приватизированной партийно-

государственной собственности;

- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять

меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии

собственников;

- не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что

приводит к отсутствию реальной конкуренции;

- отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

     - снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны

привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном

сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и  политиков,

а также СМИ) пагубное представление  о несовместимости, с одной стороны,

нравственности, а с другой - политики и экономики («политика — дело грязное»);

- существующие политические партии России не имеют четких социальных

программ и представлений о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют четко  обозначенные реальные цели, научно  выверенные

модели жизнеустройства;

-   в процессе освобождения  российского общества от тотального  вмешательства

государства по инерции снижена  социальная роль государственности, то есть

российское государство впало  в другую крайность, оставив гражданина один на

один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные  трудности, развитие социальной

государственности — единственно  возможный путь для свободного общества, которым

хочет стать Россия.

                            Заключение                           

XXI век ставит новые задачи  в информационном пространстве  человечества,

учитывая трансграничные возможности  информационных процессов. Усилилось  и

воздействие этих процессов на людей  не только вследствие описания работы

политиков (встречи, поездки, совещания  и т. п.), но и путем описания жизни

общества, самых разных людей. Большое  значение приобрело описание многих

малых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам,

которые происходят в обществе. Но ведь как часто в прошлом эти  малые

воздействия также были судьбоносными, приводили к социальным потрясениям,

переменам, но отсутствие современной  информационной технологии делало их

малозаметными и малоизвестными.

Иное положение сейчас! По крайней  мере, в России газеты, телевидение, радио

полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили

основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных

потрясений.

Сейчас в России развилась «война мемуаров», когда многие отставленные от

ключевых должностей политики (экс-председатель правительства, министры,

советники президента и т. п.) печатают свои воспоминания, оправдания. Даже

дети бывших членов Политбюро взялись  за перо, стараясь объяснить, оправдать

деятельность своих ушедших  из этого мира отцов, а иногда и  свести старые

счеты. В чем тут дело, почему возникают такие информационные цунами? Вполне

возможно, что конец XX века получит  в будущем определения «мемуарного» - так

много появилось этой продукции  при жизни и авторов, и адресатов  этих

мемуаров. Новые информационные средства дают возможность очень быстро

разнести по свету содержание «мемуаров», позиции их авторов. Да и сами авторы

полагают, что по-прежнему оказывают влияние на ход истории, сообщая новые

сведения о прошлом. Они полагают, что распространяя таким образом

информацию, оказывая своеобразное «малое воздействие» на политическую жизнь,

остаются при деле.

И такой признак правового государства  как взаимодействие гражданина и

государства также «работает» на гражданское  общество. Взаимные права и

обязанности гражданина и государства  обеспечивают соблюдение как частных

интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных

социальных групп и т. п.).

Переплетение этих интересов создает  такую пеструю ткань, окутывающую,

обволакивающую жизнедеятельность  государства и личности, что приходится

опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни

гражданского общества. Здесь, как  нигде более, торжествует жестокая

синергетическая действительность.

На предыдущем этапе отечественная  теория государства и права, описывая

переплетения интересов, оперировала  понятием «равнодействующей», которая

якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под

влиянием социально-экономических  классовых интересов, и организовывала,

направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлению

нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в  конечном

счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений о

равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном

развитии, придется отказаться.

На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности,

порой случайности, порой и вероятности  бытия. Эти отчасти философские

соображения в контексте современной  теории государства и права по-новому

обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное -

именно в таком мире гражданин  действительно свободен, может реализовать  свои

способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а

гражданское общество - процветать.

Таким образом, правовое государство  может существовать только в паре, в

связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль

скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое

государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового

государства в существовании и  развитии гражданского общества.

Правовое государство и гражданское  общество складывается коэволюционно,

синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже  в России

правовое государство, оправдана  ли конституционная характеристика

российского государства как правового.

Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство

находится на этапе становления, точно  также как на том же этапе находится и

гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим,

рыночная экономика, частная и  иные формы собственности и т. д.).

Пожалуй, будущее российской государственности  и заключено в этих двух

основных параметрах. Правовое государство  является и фактором становления

гражданского общества, точно также  как гражданское общество воздействует на

формирование правового государства.

Идеал правового и социального  государства получает закрепление  и в целом, и

в конкретных сферах жизнедеятельности  общества. Государство правовое и

социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века,

величественная программа социально-экономической, политической, юридической

деятельности, направленной на обеспечение  свободы личности.

Именно человек в концепции  государства правового и социального  становится

целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой

жизни общества.

     Список использованной литературы.

1.      Баглай М.В., Габричидзе  Б.Н. Конституционное право Российской

Федерации. М., 1996.

2.      Венгеров А.Б.  Теория государства и права.  М., 1999.

3.      Воротилин Е.А.  Идеи правового государства в  истории политической

мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997.

4.      Гегель Г.В.Ф.  Философия права. М., 1990.

5.      Деев Н.Н. Государство  и право. М., 1996.

6.      Енгибарян Р.В.  Теория государства и права.  М., 1999.

7.      Общая теория  права и государства / Под ред.  В.В. Лазарева. М.,1994.

Информация о работе Признаки социального государства