Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат
Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.
Для характеристики
публичной власти наиболее часто
используют два термина "легальность"
и "легитимность". Ввиду того что
в переводе оба термина означают
"узаконение", в обиходе и
в научной литературе их употребляют
весьма часто как синонимы (например,
говоря о легитимности акта, подразумевают
его юридическую
По мнению политолога
С. Липсета, легитимность означает способность
системы породить и поддерживать
веру народа в то, что ее политические
институты в наибольшей степени
отвечают интересам данного общества.
Признавая различия между легальностью
и легитимностью, следует также
признать, что легальная власть может
быть нелегитимной и наоборот. Так,
социальные революции всегда отражают
высокую степень нелегитимности
данной власти, несоответствие ее действий
ожиданиям народа. М. Вебер впервые
выделил три формы
Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило при внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.
3. Налоги. Для содержания
публичной власти стали
4. Суверенитет. Важнейшим
признаком государства,
Понятие "суверенитет"
имело разное наполнение в зависимости
от исторических условий. Суверенитет,
например, феодального государства
в Средние века выглядел иначе, чем
в период абсолютизма и в современную
эпоху. Верховная власть монарха
в нем бывала по отношению к
княжествам и герцогствам больше
номинальной, а их вассальная зависимость
от короля или царя - весьма относительной.
Примером могут служить взаимоотношения
Московского Великого княжества
с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв.,
французских королей с
5. Связанность правом.
Признаком, отличающим
Лишь государство,
ввиду того что закрепляет и охраняет
от посягательств общеобязательные
правила поведения, возвышается
над иными участниками
Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новому курсу" президента Ф. Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 pp, названной "великой депрессией".
Компетенция современного
социального государства
Внутреннюю политику
социального государства можно
охарактеризовать как средство утверждения
социального компромисса в
Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют:
Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.
Социал-демократические
и коммунистические партии настаивают
на расширении социальных программ, в
то время как правые партии критикуют
социальное государство, связывая с
ней такие явления, как разрастание
бюрократического аппарата, рост массового
иждивенчества, повышении налогов,
что в итоге негативно
Действительно, в
последние годы страны Запада столкнулись
с некоторыми проблемами в реализации
государством своих социальных функций.
Среди причин можно выделить и
спад экономики некоторых стран,
и необходимость увеличения инвестиций
в производство для его технического
перевооружения, и тенденции к
дебюрократизации управления. К этому
следует добавить демографическую
изменившуюся ситуацию в большинстве
стран: увеличение доли пожилых людей
относительно остального населения. Обеспечение
их права на достойное существование
требует увеличения социальных расходов.
Во многих странах эта проблема получает
новое решение: не только государство,
но и структуры гражданского общества
берут на себя ответственность за
распределение социальной помощи, создавая
негосударственные формы
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное государство - сравнительно
новое качество современной государственности.
Понятие и терминологическая
формула «социальное
Однако неверно было бы считать, что сам феномен социальной государственности - это явление только XX века. История социального государства так же стара, как и история категории прав человека. Уже в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 года наряду с правом каждого на счастье и безопасность формулируется обязанность правительства содействовать всеобщему благополучию и обеспечивать высшую степень счастья и безопасности. Во время Великой Французской революции в качестве конституционных требований фигурировали право на труд, забота о бедных, право на образование и т.д. В преамбуле имперской Конституции Германии 1871 года роль государства определялась как «забота о благе немецкого народа»1.
В научный оборот понятие «социальное
государство» впервые было введено
в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон
Штайном. Идейные предпосылки создания
такого государства разрабатывались
американским исследователем Гелбрейтом,
а также теоретиками
Идеи либеральной социальной государственности,
исходившие от примата всеобщей свободы,
получили законодательное закрепление
в Конституции Веймарской республики
1918 года, определившей: «Порядок экономической
жизни должен соответствовать принципам
справедливости и целям обеспечения
для всех достойного человека существования»3.
И хотя, как отмечает И.А. Ледях, в
данной Конституции еще не употребляется
понятие «социальное
Идеи марксисткой социальной государственности, исходящие из примата всеобщего равенства, были впервые законодательно закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. В первом ее разделе была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества»1.
После второй мировой войны записи о социальном государстве появились в конституционных документах таких государствах, как ФРГ, Франция, Испания, Турция, в ряде стран Африки и Латинской Америки.
Так, ст. 20 Основного Закона ФРГ 1949 года гласит: «Федеративная Республика Германия есть демократическое социальное государство». Конституция Франции пятой республики (1958 г.) в разделе «Экономический и социальный Совет» содержит положение о социальном Совете, цель которого заключается в способствовании социальной защите населения страны. Конституция Испании 1978 года в главе «Об основных принципах социальной и экономической политики» возложила на государство обязанность заботиться о социальной защите испанского народа2. »