Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Работа содержит 1 файл

Реферат по концепциям социального гос-ва.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

Для характеристики публичной власти наиболее часто  используют два термина "легальность" и "легитимность". Ввиду того что  в переводе оба термина означают "узаконение", в обиходе и  в научной литературе их употребляют  весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают  его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более  узкое понимание этих терминов, при  котором под легальностью следует  понимать юридическую правомерность  возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - фактическое  признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. Важнейшим  средством легализации власти, будь то власть государственная или власть политическая, выступают нормы права. Лишь закрепление в законе основных институтов государственной власти, принятие конституций, характеризующих  новый государственный строй, означает легализацию новой государственной  власти и ее составляющих элементов. Широкое понимание термина "легальность" означает, что с данных позиций  можно оценивать происхождение  власти, ее организацию, систему органов  и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление  по этим характеристикам от действующих  правовых норм есть отрицание легальности  той или иной составляющей государственной  власти. Нарушение принципа легальности  предполагает вступление в силу как  мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение  от должности) ответственности.

По мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность  системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени  отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также  признать, что легальная власть может  быть нелегитимной и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер впервые  выделил три формы легитимности: традиционная (основана на традиционной вере в непогрешимость государственной  власти и государя, обычна для восточных  стран, а также России); харизматическая (основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести  за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов); рациональная (основана на разумной оценке народом действий власти, при  этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей  во главе государства, характерна для  западной цивилизации).

Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак  государства даже там, где его  становление происходило при  внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и  ее органов.

3. Налоги. Для содержания  публичной власти стали необходимы  средства, которые возникшее государство  собирало в виде обязательных  сборов с граждан - дани, налогов  и податей. Такие сборы средств  на нужды управления не были  известны родовому строю, где  не существовало особого аппарата  управления и подавления, где  каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных  благ. В современных государствах  кроме содержания государственного  аппарата, армии, налоги нужны  и для финансирования общесоциальных  программ.

4. Суверенитет. Важнейшим  признаком государства, отличающим  его от иных форм общественной  организации, является суверенитет.  Государственный суверенитет означает  самостоятельность, независимость  государства в осуществлении  им своей политики как в  пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета  других государств. В широком  толковании термин "суверенитет"  означает также верховенство  власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал  рассматривать суверенитет как  особую черту, присущую любому  государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости  от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства  в Средние века выглядел иначе, чем  в период абсолютизма и в современную  эпоху. Верховная власть монарха  в нем бывала по отношению к  княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость  от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения  Московского Великого княжества  с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством  Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден  признавал за государственным суверенитетом  такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

5. Связанность правом. Признаком, отличающим государство  от догосударственных форм общественной  организации, является создание  правовых норм. Под правом понимаются  общеобязательные правила поведения,  санкционированные государством  и закрепленные в виде законов,  судебных решений и других  актов государственной власти. Характерными  признаками права, отличающими  его от иных норм общественной  жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его  предписаний, обеспеченность специальными  принудительными мерами в случае  их нарушения, распространение  их действия на неопределенный  круг субъектов, а также санкционирование  его норм государством.

Лишь государство, ввиду того что закрепляет и охраняет от посягательств общеобязательные правила поведения, возвышается  над иными участниками политической жизни общества. Например, лишь государство  имеет право на легальное применение силы. 

 

Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новому курсу" президента Ф. Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 pp, названной "великой депрессией".

Компетенция современного социального государства гораздо  шире и распространяется на такие  сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального  страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст  и т.д. В разных странах приняты  программы, призванные гарантировать  общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного  общего и среднего профессионального  образования, помощь инвалидам, пенсионерам  и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых  мест работы и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству  молодежи. Подобным образом государство  гарантирует право своих граждан  на "достойное проживание", право  на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковы  для всех социальных групп стартовые  возможности для реализации жизненных  задач.

Внутреннюю политику социального государства можно  охарактеризовать как средство утверждения  социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних  групп к другим (от работающих к  пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и  т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства  является смягчение социального  неравенства и поддержание стабильного  социально-экономического положения  граждан.

Эффективность социального  государства происходит в зависимости  от факторов, среди которых выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы;
  • согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать  политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.

Социал-демократические  и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в  то время как правые партии критикуют  социальное государство, связывая с  ней такие явления, как разрастание  бюрократического аппарата, рост массового  иждивенчества, повышении налогов, что в итоге негативно отражается на частной инициативе и может  стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

Действительно, в  последние годы страны Запада столкнулись  с некоторыми проблемами в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и  спад экономики некоторых стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к  дебюрократизации управления. К этому  следует добавить демографическую  изменившуюся ситуацию в большинстве  стран: увеличение доли пожилых людей  относительно остального населения. Обеспечение  их права на достойное существование  требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое решение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального  страхования и социальной поддержки.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство - сравнительно новое качество современной государственности. Понятие и терминологическая  формула «социальное государство» впервые получили широкое распространение  и закрепление во многих конституциях западных стран после второй мировой  войны. Идее «социального государства» предшествовали идея и практика «правового государства». И если зарождение концепции  и практики «правового государства» связано с появлением и признанием «первого поколения» прав человека - гражданских  и политических прав, то теория и  практика «социального государства» непосредственно  связаны с появлением и признанием «второго поколения» - социальных и  экономических прав. При этом если в основе теории и практики «правовой  государственности» лежали идеи верховенства права и закона, демократии, торжества  индивидуальной свободы, гражданских  и политических прав, то в основу концепции «социальной государственности» ее идеологами и практиками были положены идеи гуманности и социальной справедливости, верховенства общей солидарности всех социальных групп общества, неприятия  неравенства и торжества социального  равенства, признания и государственно-гарантированной  защиты социально-экономических прав1.

Однако неверно было бы считать, что сам феномен социальной государственности - это явление только XX века. История  социального государства так  же стара, как и история категории  прав человека. Уже в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 года наряду с правом каждого на счастье и безопасность формулируется обязанность правительства содействовать всеобщему благополучию и обеспечивать высшую степень счастья и безопасности. Во время Великой Французской революции в качестве конституционных требований фигурировали право на труд, забота о бедных, право на образование и т.д. В преамбуле имперской Конституции Германии 1871 года роль государства определялась как «забота о благе немецкого народа»1.

В научный оборот понятие «социальное  государство» впервые было введено  в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон  Штайном. Идейные предпосылки создания такого государства разрабатывались  американским исследователем Гелбрейтом, а также теоретиками современной  социал-демократии2. В их концепциях подчеркивалась необходимость перераспределения  доходов, ослабления социального неравенства, развития социальной сферы.

Идеи либеральной социальной государственности, исходившие от примата всеобщей свободы, получили законодательное закрепление  в Конституции Веймарской республики 1918 года, определившей: «Порядок экономической  жизни должен соответствовать принципам  справедливости и целям обеспечения  для всех достойного человека существования»3. И хотя, как отмечает И.А. Ледях, в  данной Конституции еще не употребляется  понятие «социальное государство», однако содержатся такие его важные составляющие, как справедливость и  обеспечение достойного человека существования.

Идеи марксисткой социальной государственности, исходящие из примата всеобщего  равенства, были впервые законодательно закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. В первом ее разделе была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества»1.

После второй мировой войны записи о социальном государстве появились  в конституционных документах таких  государствах, как ФРГ, Франция, Испания, Турция, в ряде стран Африки и  Латинской Америки.

Так, ст. 20 Основного Закона ФРГ 1949 года гласит: «Федеративная Республика Германия есть демократическое социальное государство». Конституция Франции  пятой республики (1958 г.) в разделе  «Экономический и социальный Совет» содержит положение о социальном Совете, цель которого заключается  в способствовании социальной защите населения страны. Конституция Испании 1978 года в главе «Об основных принципах  социальной и экономической политики»  возложила на государство обязанность  заботиться о социальной защите испанского народа2. »

Информация о работе Признаки социального государства