Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Работа содержит 1 файл

Реферат по концепциям социального гос-ва.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

8.      Проблемы теории  государства и права. Под ред.  Марченко М.Н. М.,1999.

9.      Протасов В.Н.  Теория права и государства.  М., 1999.

10. Спиридонов Л.И. Теория государства  и права. М., 1999.

11. Хропанюк В.Ч. Теория государства  и права. М., 1993.

12. Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство: введение  в

теорию. М., 1993.

    

 

 

     [1] Цит.по: Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.197.

     [2] Цит.по: Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

     [3] Воротилин Е.А. Идеи правового

государства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997.

С.81.

     [4] Цит.по: Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., 1999. С.117.

     [5] Воротилин Е.А. Идеи правового

государства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997.

С.85.

     [6] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.198.

     [7] Общая теория права и государства./Под ред.В.В.Лазарева. М., 1994. С.297.

     [8] Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М. 1993. С.56-57.

     [9] Гегель Г.Ф. Философия права. М., 1990. С.227.

     [10] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999. С.514.

     [11] Проблемы теории государства и права. Под ред.Марченко М.Н. М., 1999. С.54.

     [12] Проблемы теории государства и права. Под ред.Марченко М.Н. М., 1999. С.56.

     [13] Четвернин В.А. Демократическое

конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С.42.

     [14] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.

Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С.20-21.

     [15] Общая теория государства и права.

Академический курс. В 2 т. Т.1. Теория государства. М., 1998. С.357.

     [16] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.201.

     [17] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.204.

     [18] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999. С.521.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин  «государство» употребляется в  разных значениях. В обыденной речи понятие «государство» нередко  используется для обозначения больших  общественных групп — отдельных  стран, обществ, народов. Такое понимание  государства не является строго научным. Являясь организацией больших общественных групп, государство — это вместе с тем и прежде всего основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными  делами, выполнение властных функций.

До  недавнего времени в отечественной  научной, учебной, и учебно-методической литературе государство трактовалось односторонне. Оно преимущественно  рассматривалось как машина, аппарат, посредством которого один класс  держит в подчинении другие классы, осуществляет свою диктатуру, используя  для этого специальные органы принуждения. При этом сплошь и рядом, нередко со ссылками па произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подчеркивалось, что таковыми являлись государства  рабовладельческого, феодального и  является государство буржуазного  общества, а социалистическое государство  якобы классовым не является.

«Государство, — писали, например, авторы учебника по философии для высших учебных  заведений, который был издан  в начале 80-х годов, — есть организация  господствующего класса для защиты его коренных интересов, и прежде всего формы собственности, которую  этот класс представляет. Основное назначение государства в эксплуататорском обществе состоит в том, чтобы  держать в повиновении угнетенные классы, опираясь на силу, на органы принуждения» (Основы марксистско-ленинской философии: Учебник. — М., 1981. — С. 281). Подобные определения государства в тех  пли иных интерпретациях давались и  в последующие годы. «...Государство, — писал, например, в конце 80-х  годов А. Г. Спиркни, — это организация  политической власти экономически господствующего  класса» (Спиркин А. Г. Основы философии: Учебное пособие. — М., 1988. — С. 418). Похожие на указанные определения  государства давали и некоторые  зарубежные ученые, которые никогда  не стояли на марксистских позициях. «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, — писал, например, М. Вебер, — есть отношение господства людей над  людьми, опирающееся па легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие  как средство» (Вебер М. Избранные  произведения. — М., 1990. — С. 646).

Указанные и им подобные определения государства  не являются строго научными, ибо они  дают одностороннее толкование государства. Государство, как верно отмечает М. X. Фарукшин, представляет собой противоречивое единство двух сторон. С одной стороны, государство является организацией политического господства определенного  класса, социального слоя. С другой стороны, оно представляет собой  всеобъемлющую, универсальную политическую организацию всего общества, его политическую оболочку. В соответствии с этим дифференцируются и функции государства. С одной стороны, государство является выразителем интересов и волн экономически господствующего класса, а с другой стороны, государство как неофициальный представитель гражданского общества осуществляет выполнение его общих дел, реализация которых обеспечивает его нормальное функционирование и развитие (см.: Фарукшин М. X. Политическая система общества// Социально политические науки. — 1991. — №5. — С. 68—69).)

Следовательно, государство — это основной институт господствующей в обществе политической системы, центральный институт политической власти, «организующий, направляющий и  контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп» (Политология: Энциклопедический  словарь. — М., 1993. — С. 65). Государство  — это определенная структура, в  состав которой входят органы законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорской власти, органы управления хозяйственной деятельности, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной  безопасности.

Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства  характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники  законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых  по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной  безопасности и т. д. Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые  в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают  самые разные налоги: налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог  с оборота, налог с продаж и  т. д. В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую  распространяются полномочия данною государства. В-четвертых, каждое государство характеризуется  конкретными нормами права, которые  закрепляют существующую власть и обязанности  граждан. В-пятых, для государства  характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения  принуждения и насилия со стороны  частных лиц, отдельных групп  и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право... выпускать займы, осуществлять бюджетную  политику...» (Политология: Энциклопедический  словарь. — М., 1993. — С. 69).

Сущность  всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства  принято понимать основные направления  его деятельности. Государства выполняют  разнообразные функции, которые  принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние  функции государства — это  основные направления деятельности конкретного государства на своей  территории, внешние функции —  это основные направления его  деятельности во взаимоотношениях с  другими государствами, на международной  арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие: 1) защита существующего  социально-экономического строя, 2) регулирование  отношений господствующего социального  слоя с другими классами, социальными  слоями, общественными группами, 3) регулирование  всей совокупности социальных отношений  — национальных, межнациональных, семейных и т. д.)., 4) регулирование экономической  жизни, 5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в  целом, 6) регулирование взаимоотношений  общества с природой, 7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К  числу внешних функций относят  следующие: 1) защита суверенитета и  территории, 2) укрепление обороны и  обеспечение государственной безопасности. 8) поддержание нормальных отношений  и развитие сотрудничества с другими  странами, 1) участие в международном  разделении труда, 5) участие в решении  глобальных проблем и другие.

Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью  власти, силы, убеждения, .экономического и неэкономического принуждения  оно нейтрализует дезорганизующие  тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального  слоя, государство вместе с тем  осуществляет управление общественными  делами. Оно является единственным политическим институтом, который в  конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над  частными. Важнейшей функцией государства  является обеспечение прав и свобод граждан! Вместе с тем современные  государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем  пли иным причинам в экономической  и политической жизни граждан.

Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда  не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных  сил и т. д., государство всегда так или иначе затрагивает  интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной  — от полной поддержки до активного  сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев  общества — прогрессивных или  реакционных — при осуществлении  своих функций государство реализует  оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так  было, есть и будет до тех пор  пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга.

За всю историю  существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных  государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. Одними из них  мы до сих пор восторгаемся (например, государства Древней Греции, Рима, Египта), о других мы почти ничего не знаем, опыт государственного строительства  многих государств человечеством не востребован. Реалистический взгляд на государство как особый аппарат  управления делами общества выделяет особые, исторически присущие этой форме социальной организации свойства. Эти общие черты, присущие государствам всех времен и народов, не только отличают государство от догосударственных  форм организации жизни общества, основанных на узах родства, общности собственности и иных интересов, но и показывают различие между государством и иными институтами общества. Они называются признаками государства.

Еще в начале XX в. в правоведении господствовала теория трех элементов, в соответствии с  которой признаками государства  были: территория, народ, власть. Сегодня  в отечественной теории государства  и права принято выделять следующие  признаки государства.

1. Территория. Характерным  признаком всех догосударственных  форм общественного устройства  была неопределенность территориальной  организации. Границы территории  родоплеменной общины были весьма  условны, что порождало постоянные  конфликты между соседними общинами. Более того, первобытное племя  по мере истощения природных  ресурсов могло сниматься с  обжитых мест и перемещаться  в местности, более богатые  пищей, водными и лесными богатствами.

Что касается государства, то его отличает наличие четко  определенных относительно стабильных внешних границ и внутреннего, административно-территориального деления. Установление такого деления  обусловлено задачами управления территорией  государства, сбора дани и удержания  в повиновении населения, а также  защиты территории.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к  какому-либо роду или племени. Постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь  с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные  пределы государственной власти распространяются и на находящихся  в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства). Однако их правовое положение отличается от правового статуса граждан (подданных).

2. Публичная власть. При родовом строе власть осуществлялась  самими общинниками, участвовавшими  в совместном труде, ведении  добывающего хозяйства. Управление  делами общины не было закреплено  за особым слоем людей, не  составляло чьей-либо профессии.  Оно осуществлялось лицами, выбранными  членами общины, рода в соответствии  с их заслугами. Функции управления  не составляли "должности", а  осуществлялись в силу доверия  и авторитета членов общины. Органы  власти родового строя не обладали  и выделенными для них средствами  и аппаратом принуждения. Их  решения, в том числе наказание  или принуждение силой, выполнялись  самими членами рода.

В отличие от родового строя для государства характерно возникновение и наличие, по выражению  Ф. Энгельса, "особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей  с населением страны". Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими  законы, выносящими решения и отдающими  приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными  учреждениями, а также аппаратом  чиновников.

Информация о работе Признаки социального государства