Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Работа содержит 1 файл

Реферат по концепциям социального гос-ва.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

государственные законы от 23 апреля 1906 г., так как с принятием этих актов

провозглашалось дарование свободы совести, слова, собраний и союзов,

привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок

утверждения представительным органом всех издаваемых законов, в результате

чего идеи правового государства  получили новый импульс. Однако

конституционное государство - лишь первый шаг к государству правовому, и оно

далеко еще не гарантирует реализацию всех принципов правового государства.

После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны  были

приняты первые советские конституции, однако и они не приблизили создание

правового государства в нашей  стране. С конца 20-х гг. в стране стала

складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в

карательный инструмент государства, а теория правового государства  была

объявлена буржуазной выдумкой.

В 60-е гг., однако, с провозглашением  общенародного государства стали

создаваться правовые предпосылки  для борьбы за установление правового

государства. В Основном законе провозглашался весьма широкий круг прав и

свобод граждан. Во многих партийно-государственных документах содержалось

требование строгого соблюдения принципа законности в деятельности

государственных органов и организаций граждан.

Вместе с тем ряд гарантий прав и свобод в Советском Союзе  или отсутствовал,

или носил декларативный характер. В частности, в СССР никогда официально не

признавался примат прав и интересов  личности перед интересами общества и

государства, не признавалась теория разделения властей, не работал, хотя и

был закреплен в ст. 5 Конституции СССР, институт непосредственного народного

волеизъявления (референдум), отсутствовали  и многие другие необходимые

признаки, присущие правовому государству.

В современных условиях в России идет работа по формированию правового

государства. Этому способствует ряд  факторов: принятие новой Конституции,

приватизация собственности, становление  многопартийности, реформирование

судебной системы и т.д. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской

Федерации впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и

социального государства. Таким образом, идея правового государства без

колебаний воспринята не только обществом  и юридической наукой, но и

российскими официальными структурами.

Новое устройство государственной  власти, закрепленное Конституцией,

соответствует многим стандартам правового  государства. На основе Конституции

формируется демократическая система  власти.

В декабре 1993 г. в России появился независимый  парламент - Федеральное

Собрание - один из важнейших признаков  правового государства.

Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному

признаку можно подразделить на три группы: в первую входит Конституционный

Суд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органом

конституционного контроля Российской Федерации.

Вторую группу составляет система  общих судов во главе с Верховным Судом

России, осуществляющим надзор за судебной деятельностью судов Российской

Федерации, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов.

Третья группа — это система  специальных судов, в частности  арбитражные суды

во главе с Высшим Арбитражным  Судом, являющимся высшим экономическим  судебным

органом России и осуществляющим надзор за судебной деятельностью арбитражных

судов.

Однако роль судебной системы пока еще далека от той, которую судебная власть

должна играть в правовом государстве. В соответствии с теорией разделения

властей судебная власть в правовом государстве принадлежит только тем

органам, которые по конституции призваны сдерживать и уравновешивать две

другие власти — законодательную и исполнительную. В России этими

полномочиями обладает только Конституционный Суд РФ. Другие суды России

часто бессильны в борьбе с произволом законодательной и особенно

исполнительной власти.

Конституция создала благоприятную  основу для взаимодействия всех ветвей

власти, прежде всего Президента и  парламента. Однако Конституция определяет

лишь юридические условия совместной работы Президента и Федерального

Собрания. Необходим также благожелательный психологический климат

взаимоотношений. Это и есть политическая культура. Однако именно ее не

хватает сейчас в России.

Другая фундаментальная причина  разрыва между демократическими принципами и

государственной практикой состоит  в том, что, отказавшись от командного

принципа осуществления власти, государство так и не смогло в  полной мере

овладеть правовым принципом. Это  вызвало такие угрожающие явления, как:

• неконтролируемый рост управленческого  персонала во всех сферах, что

снижает эффективность власти;

• расцвет бюрократизма, который  заглушает рост новых экономических

отношений, искажает социальную политику государства, угнетающе действует  на

социальное самочувствие людей;

•   коррупция, проникшая в  государственный и муниципальный  аппараты;

•  опасно низкий уровень исполнительской  дисциплины;

• несогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных

органов.

Нужно открыто признать: демократические  принципы организации власти все

больше и больше дискредитируются. Формируется негативный образ демократии

как слабой, аморфной власти, мало что  дающей большинству людей и отстаивающей

прежде всего свои корпоративные  интересы. Российское общество обрело свободу,

но пока не ощутило демократию как  систему сильной и в то же время  целиком

ответственной перед народом государственной власти.

Поэтому на новом этапе требуется  создать и отладить практические механизмы

демократии. Решить эту проблему можно  путем радикального повышения

эффективности государственной власти, обеспечив точное и неуклонное

соблюдение Конституции и законов, применяя, если надо, такой обязательный

атрибут власти, как государственное  принуждение, опирающееся исключительно  на

право.

В чем причины трудного пути России к правовому государству? Во-первых, в

слабой структурированности российского  общества. Гражданское общество в

России только формируется, его  структура аморфна, сказывается  отсутствие

среднего класса, не сокращается, а  растет люмпенизированный слой населения,

острые формы приобрела поляризация  доходов социальных групп и слоев

населения. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры  к новой

болезненна и требует времени, а в результате у многих граждан  в настоящее

время отсутствует четкая социальная самоидентификация, прочная связь  с

активными политическими силами и  доверие к ним.

Во-вторых, в господстве в российской государственной системе конфронтационной

политической культуры, в нестабильности из-за этого российской политической

системы и в нереализованности  в полной мере принципа разделения властей.

В-третьих, в нерешенности многих чисто  правовых вопросов. Противоречивость

законодательства, спешка при издании  нормативных правовых актов и  даже

принятие неправовых законов —  все это затрудняет понимание и усвоение права

широкими слоями населения, формирование устойчивых правовых традиций в

массовом сознании, стимулирование правового самосознания.

Рассматривая современное состояние  идей правового государства, следует

избегать преувеличения их роли и степени распространения. В  настоящее время

правовое государство выступает  идеалом, лозунгом, конституционным  принципом и

не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная

политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко

расходится с нормами конституции.

В целом, однако, процесс формирования правового государства в России, как

говорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества он

отражает соответствующий уровень  культуры и реальную правовую

действительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности в

многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для России

правовое государство — это  единственная альтернатива государственному

тоталитаризму, альтернатива диктатуре.

В Конституции современной России поставлена задача построения правового

государства (ст. 1) и закреплены все  основополагающие принципы правовой

государственности. Понятно, что гражданам  России и российскому государству

на этом пути придется решать много  проблем. И важнейшей из них является

формирование зрелого гражданского общества.

     Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие,

не очень представляя себе, что  это такое. Разумеется, такое состояние

порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было

исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас

гражданское общество вошло в научный  и политический оборот, оно не должно

стать неким фетишем. Утверждения  типа «демократия невозможна без развитого

гражданского общества», на мой  взгляд, не следует принимать на веру.

Вот почему стоит обратиться к истокам  появления этого понятия, его

первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского

общества.

          § 1.  Характеристика и понятие гражданского общества.         

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом

истории человечества, государства  и права. Гражданское общество возникает в

процессе и в результате отделения  государства от социальных структур,

обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и

одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи,

племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в

XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана  в "Философии права" Гегеля,

определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через  систему

потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и

правопорядок), внешний порядок (полицию  и корпорации)

[9]. Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых,

определение потребностей индивида и  их удовлетворения посредством труда этого

индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же

трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е.

в обществе, защита собственности  посредством правосудия.

Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей»,

внимание к личности, к ее интересам  как к интересам общества с помощью

полиции и корпораций.

Гражданское общество Гегеля - это  хорошо известное нам первоначальное

общество расцвета буржуазии, со всеми  его характеристиками и практикой. Но

надо отдать должное Гегелю - он точно определяет политико-правовые и

социально-экономические вопросы  этого общества и дает на них содержательные

ответы.

Теперь становится понятным, почему и для российского общества, только

теперь, в конце XX века, вступившего  на путь формирования гражданского

общества, так важно знать исходные теоретико-правовые (впрочем, разумеется,

не только правовые) положения, характеризующие  это общество.

Понятно теперь также, почему это понятие  было исключено из лексикона

отечественной теории государства  и права на предыдущем этапе. Это  общество,

если и интересовало теорию, то только в историческом плане и  в плане критики

буржуазии, капитализма и то, по отдельным элементам: «свобода денежного

мешка», «частная, эксплуататорская собственность»

[10] и т.д. Действительно, в теории и практике социалистического государства

идея независимого гражданского общества была отвергнута, т.к. ограничивала

формы и способы вмешательства  государства в жизнь самих  граждан, прежде всего

контроль за ними.

Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной

систем, которые якобы и составляли структуру общества. В Конституциях 1936 и

1977 годов эта концепция получила  и юридическое закрепление. Политическая

система по этим теоретическим взглядам и юридическим положениям состояла из

органов власти - Советов народных депутатов и осуществления их властных

полномочий. Экономическая система - из социалистической собственности,

социалистических форм трудовой деятельности. Социальная система - из

рабочих, крестьян, трудящейся (народной) интеллигенции.

Гражданское общество в долгое семидесятилетие  существования социалистического

государства исчезло из исследовательских  работ отечественной теории права. И

только в настоящее время, при  переходе России к социально регулируемой

рыночной экономике, демократическим  преобразованиям, вновь обнаруживается

большой гуманистический потенциал  этой концепции.

Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий

Информация о работе Признаки социального государства