Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа
Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.
Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников
В целях максимального упрощения методики исчисления специальных платежей недропользователей в новой редакции Налогового Кодекса полностью переработана методика исчисления налога на сверхприбыль. Новый механизм прост и понятен как налогоплательщику, так и контролирующим органам, что позволяет значительно упростить налоговое администрирование.
Также, для первой
модели налогового режима не предусмотрены
гарантии стабильности, что соответствует
мировой практике, в соответствии
с которой, в развитых странах
лицензионная модель налогообложения
также нестабильна и
Проводимая в настоящее время Казахстаном политика на снижение налоговой нагрузки позволяет на данном этапе развития ввести общепринятые в мировой практике модели налогообложения нефтяных операций. При этом для крупных месторождений с высокой степенью риска, которые будут разрабатываться на условиях раздела продукции, положения стабильности сохраняются.
Следует отметить, что вносимые изменения в Налоговый Кодекс, путем расчетного моделирования, были применены к ранее заключенным контрактам. Проведенные расчеты показали, что, несмотря на увеличение налоговой нагрузки на недропользователей, что являлось одной из основных целей законопроекта, новые модели налогообложения сохраняют инвестиционную привлекательность Республики Казахстан.
Для малого бизнеса Налоговый кодекс предусматривает несколько видов упрощенных специальных налоговых режимов, которые применяются в зависимости от величины получаемых доходов и организационно правовой формы субъекта малого бизнеса. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога, за исключением удержанного у источника выплаты, социального налога и в некоторых случаях НДС и местных налогов.
Установление для
субъектов малого бизнеса благоприятного
порядка налогообложения было обусловлено
стремлением максимально
По специальному налоговому режиму на основе патента стоимость патента исчисляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно путем применения к заявленному доходу ставки в размере 3%.
По специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации:
1) исчисление налоговых обязательств производится по окончании квартала по фактически полученному доходу;
2) налоги, исчисляемые
на основе упрощенной
3) исчисленная сумма
налогов по упрощенной
4) учитывая минимум оборота по реализации значительная доля начинающих предпринимателей не являются плательщиками НДС.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств Налоговый кодекс предусматривает расчет с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога.
Базой для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.
Исчисление единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка.
Для более крупных представителей аграрной сферы, осуществляющих свою деятельность в иной организационно – правовой форме, юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен иной вид специального налогового режима, реализуемый на основе патента.
В стоимость патента включаются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный налог, земельный налог, (плата за пользование земельными участками), налог на транспортные средства. При этом при расчете стоимости патента сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, уменьшается на 80 %.
Специальный налоговый
режим для юридических лиц
– производителей сельскохозяйственной
продукции применяется
1) производящими сельскохозяйственную продукцию с использованием земли, перерабатывающими и реализующими сельскохозяйственную продукцию собственного производства;
2) производящими сельскохозяйственную продукцию животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом, начиная с выращивания молодняка, пчеловодства, перерабатывающими и реализующими данную продукцию собственного производства.
Таким образом, названные изменения направлены на стимулирование деловой активности в приоритетных секторах экономики и, как следствие, диверсификации отраслей экономики.
3.2 Автоматизация
налоговой системы, как способ
совершенствования налогового
Основным направлением
совершенствования налогового законодательства
республики является усиление администрирования
сбора налогов, что позволит идти
по пути дальнейшего снижения налогового
бремени и является одним из условий
для обеспечения экономической
и политической стабильности государства,
улучшения инвестиционного
Существующие информационные системы, обобщающие и анализирующие информацию по отдельным видам деятельности налогоплательщиков, позволят отслеживать за взаимосвязью между экономическими процессами в стране, макроэкономическими факторами, коңюктурой цен и их влиянием на налоги, что позволит усилить прогнозную функцию налоговых поступлений, а также в оперативном режиме четко прослеживать влияние налоговых норм на поведение налогоплательщиков, на их экономическое состояние и поступление платежей от них. В этих условиях система налогового администрирования и налоговых проверок станет гибкой.
Системы предназначены как для налоговых инспекторов, так и для налогоплательщиков. В частности, налоговым инспекторам системы дают возможность провести анализ данных налоговой отчетности, осуществлять контроль и учет сроков уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, сроков сдачи налоговой отчетности и постепенно перейти на дистанционное общение с налогоплательщиками. Налогоплательщикам -заполнить и отправить налоговые отчетности в электронном виде через систему гарантированной доставки сообщений с использованием некоторых инструментов арифметических и логических подсказок, формировать налоговую отчетность из нескольких рабочих мест при заполнении объемных ФНО, просмотреть состояние своих лицевых счетов не выходя из своих офисов. Налогоплательщикам, не имеющим компьютерную технику, предусмотрена возможность формирования и передачи налоговой отчетности в электронном виде непосредственно из налоговых комитетов с помощью выделенных для этой цели компьютеров.
Цель информационных технологий налогового администрирования заключается в следующем:
- обеспечение реализации основных стратегических задач по налоговому администрированию на базе информационных технологий;
- создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей налоговых органов на основе внедрения информационных технологий.
Для реализации чего наиболее важными предстоящими задачами являются:
- развитие дистанционных форм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и предоставление информационного сервиса для налогоплательщиков;
- совершенствование методов управления и контроля за осуществлением функциональных процедур налогового администрирования на базе информационных технологий;
- регистрация налогоплательщиков при взаимодействии с другими органами (Министерство юстиции РК, Агентство РК по статистике и т.д.);
- автоматизация контроля за возмещением налога на добавленную стоимость;
- учет доходов, физических лиц, облагаемых у источника выплаты в Республике Казахстан;
- контроль за правильностью исчисления сумм налогов, путем обмена информацией с государственными органами (ведомствами) об объектах налогообложения, регистрации или перерегистрации прав на объекты налогообложения.
- выявление фиктивных счетов – фактур.
- определение налогоплательщиков, потерявших связь с налоговым органами;
- развитие методов электронной обработки и анализа форм налоговой отчетности для повышения качества налогового администрирования;
- совершенствование способов гарантированной доставки и целостности электронных сообщений. Обеспечение защиты и безопасности сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения. Поддержка коммуникационной системы налоговых органов. Модернизация и развитие компьютерного и коммуникационного парка налоговой системы;
- развитие системы мультимедийной связи для обслуживания налогоплательщиков с помощью телефонной сети и т.д.
Эффект реформирования
рабочих процессов налогового администрирования
и организационно-
- минимизация соотношения операционных затрат к налоговым поступлениям;
- снижение задолженности по налогам и сборам от общей суммы налоговых поступлений;
- повышение качества услуг для налогоплательщиков.
Во исполнение Указа
президента Республики Казахстан "О
государственной программе
В рамках данного Указа и в целях реализации Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12.06.2001 г. № 209-II (Налоговый кодекс) были определены основные направления развития информационных технологий налоговой службы, среди которых самыми приоритетными являются информационные системы ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, ЭКНА, ИНИС, РНиОН.
Данные системы
предназначены как для
Так как подобных программ нет ни в Казахстане, ни в СНГ, этим разработкам было решено дать название "пилотные" для возможности их дальнейшей доработки и модернизации. Все системы являются централизованными и многоуровневыми.
ИНИС – это
ведомственная налоговая
ИС НДС – система предназначена для проведения автоматизированной встречной проверки сделок между налогоплательщиками по электронным реестрам счетов-фактур для выявления субъектов, выписывающих фиктивные счета-фактуры.
ИСИД – система учета получателей доходов у источника выплаты.
ЭФНО – система
формирования электронных форм налоговой
отчетности. Клиентские приложения вышеназванных
систем представляют собой программное
обеспечение для формирования и
передачи налоговой отчетности в
электронном виде, которое устанавливается
на рабочих местах налогоплательщика
после общей регистрации
- подготовку форм налоговой отчетности;
- форматно-логический контроль вводимой информации;
- печать заполненных форм налоговой отчетности;
- сохранение передачу, получение подтверждения о приеме форм налоговой отчетности.
Передача электронной формы отчетности на центральный сервер осуществляется через СГДС:
- непосредственно с рабочего места налогоплательщика (через Интернет);
- через НК, в котором налогоплательщик состоит на учете.
РНиОН – система предназначена для создания государственного реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения. Целью внедрения данной системы является построение достоверной и актуальной информации о налогоплательщиках и их объектах налогообложения.
ЭКНА – электронный контроль налогового аудита. Система ЭКНА предназначена для контроля территориальных НК в части проведения налоговых проверок. Система предусматривает создание базы данных на уровне районных и областных НК и позволяет производить подобный анализ по проведенным налоговым проверкам по всем показателям (количество и виды налоговых проверок, соблюдение сроков проведения проверок, доначисленные и уменьшенные суммы налогов, сборов и платежей и штрафных санкций, результаты рассмотрения ходатайств налогоплательщиков органами налоговой службы, судами и др. показатели).