Особенности налоговой политики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности налоговой политики РК_1.docx

— 231.08 Кб (Скачать)

В разрезе отраслей экономики наибольшая доля налоговых  поступлений (без учета таможенных платежей) по предприятиям республиканского уровня приходится на отрасль добычи сырой нефти и природного газа (58,7%), транспорта и связи (14,6%), металлургической промышленности (10,5%). В отраслевой структуре  поступлений налогов от крупных  налогоплательщиков регионального  уровня наибольшая доля приходится на отрасль производства и распределения  электроэнергии, газа и воды (19,3%), транспорта и связи (17,6%), строительство (13,2%), производство пищевых продуктов, включая производство табака (10,6%), осуществление посреднических операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг  потребителям (8,7%) (Диаграммы 3,4).

 

Увеличение поступлений  по итогам 1-го полугодия 2003 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года в разрезе отраслей по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, наблюдается по следующим отраслям:

·добыча сырой нефти  и природного газа – на 124%;

·производство пищевых  продуктов – на 25,2%;

·производство табачных изделий – на 2,7%;

·производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – на 24%;

·металлургическая промышленность и производство готовых  металлических изделий – на 25,6%;

·производство и  распределение электроэнергии, газа и воды – на 4%.

В разрезе видов  налогов увеличение поступлений  наблюдается по:

·  корпоративному подоходному налогу – на 67,4%;

·  бонусам – на 69%;

·  акцизам – на 8,4%;

Снижение поступлений  наблюдается по индивидуальному  подоходному налогу - 1%.

На основании  вышеизложенного, на рост поступлений от крупных налогоплательщиков оказал влияние рост оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Так, по добыче сырой нефти и природного газа оборот по реализации увеличился на 67,9%, по производству пищевых продуктов – на 38,4%, металлургической промышленности и производству готовых металлических изделий – на 34%.

Таким образом, налоговые  поступления от предприятий регионального  уровня в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года увеличились  на 17,4%.

2.2 Принципы построения  современной налоговой системы  Республики Казахстан

Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 209-II принят Кодекс Республики Казахстан "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет" (Налоговый кодекс).

Особенная часть  Налогового кодекса посвящена порядку  исчисления и уплаты конкретных видов  налогов и других обязательных платежей в бюджет, входящих в налоговую  систему Казахстана, и перечень которых  определен Налоговым кодексом.

Для обеспечения  однозначного понимания норм налогового законодательства, упрощения его  применения налогоплательщиками, повышения  уровня соблюдения налоговой дисциплины в Налоговом кодексе объединены ряд положений нормативных правовых актов.

Корпоративный подоходный налог

Сохраняя методику исчисления подоходного налога с  юридических лиц, действовавшую  согласно Закону Республики Казахстан  от 24 апреля 1995 года "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет", в Налоговом кодексе  снижена налоговая нагрузка по корпоративному подоходному налогу путем пересмотра состава совокупного годового дохода и налоговых вычетов.

Положительным моментом по составу совокупного годового дохода является исключение из совокупного  годового дохода отрицательной разницы, возникающей при реализации активов, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе. В данном случае в целях определения реального  налогооблагаемого дохода исключается  норма по регулированию стоимости  реализуемых активов в целях  налогообложения. Корректировка стоимости  реализуемых активов в целях  налогообложения будет происходить  через механизм контроля при применении трансфертных цен как внутри республики, так и за ее пределами в случаях, установленных законодательством о трансфертном ценообразовании.

С целью исключения из налогооблагаемой базы суммы дополнительно  оплаченного капитала, в Налоговом  кодексе при определении налогооблагаемого  дохода предусмотрено уменьшение налогоплательщиком совокупного годового дохода на сумму  положительной разницы между  стоимостью реализуемых акций и  их номинальной стоимостью, полученной эмитентом при их размещении, а  также при реализации собственных  акций, тогда как в действовавшем  ранее законодательстве такая разница  уменьшала совокупный годовой доход  налогоплательщика–эмитента только при первичном размещении акций.

В Налоговом кодексе  полностью сохранен принцип отнесения  на вычеты расходов налогоплательщика. В частности, при определении  налогооблагаемого дохода расходы  подлежат отнесению на вычеты в определенных размерах или же их вычет не разрешается  производить вовсе.

Так, к примеру, с  целью определения реальной налогооблагаемой базы относятся на вычеты следующие  расходы:

фактически произведенные  расходы по оплате временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, тогда как в ранее действовавшем  Законе данные расходы относились на вычеты в пределах 1,5 процента от фонда  оплаты труда;

отрицательная курсовая разница относится на вычеты, тогда  как положительная курсовая разница  включается в совокупный годовой  доход налогоплательщика. Эта норма  будет способствовать своего рода реагированию на изменения валютного курса  при совершении операций в иностранной  валюте;

расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной и натуральной форме, включая  доходы, предоставленные в виде материальных и социальных благ, и обложенные индивидуальным подоходным налогом  у источника выплаты, относятся  на вычеты.

Таким образом, в  Налоговом кодексе все расходы  работодателя на своих работников независимо от вида выплат и источника их финансирования рассматриваются как расходы  работодателя по оплате труда работников и относятся на вычеты. Данные расходы  по оплате труда работников облагаются индивидуальным подоходным налогом  у источника выплаты в общеустановленном  порядке.

С целью создания равных условий налогообложения  Налоговым кодексом предусмотрено  отнесение на вычеты начисленных  неустоек, включая штрафы и пени, за исключением подлежащих внесению в бюджет, тогда как в ранее  действовавшем налоговом законодательстве вычету подлежали уплаченные неустойки  в пределах начисленных.

Налоговым кодексом в части проведения амортизационной  политики в целях налогообложения  для стимулирования воспроизводства  основных средств расширены границы  применения двойной нормы амортизации. То есть в отличие от действовавшего законодательства, когда налогоплательщики  были вправе применять двойную норму  амортизации только по введенным  в эксплуатацию новым машинам  и оборудованию при условии их использования в предпринимательской  деятельности не менее трех лет, Налоговым  кодексом предусмотрено применение данной нормы для всех основных средств.

Что касается расходов на ремонт, то в сравнении с действовавшим  налоговым законодательством отнесение  данных расходов на вычеты в Налоговом  кодексе предусматривается в  пределах 15 процентов от стоимостного баланса группы против 15-процентного  предела исходя из стоимостного баланса  подгруппы.

При определении  командировочных расходов с целью  отнесения их на вычеты изменился  размер суточных, которые определяются в размере не более двух месячных расчетных показателей, тогда как  согласно действовавшему законодательству размер суточных определялся в размере 50 процентов от месячного расчетного показателя.

Принципиально новый  подход усматривается по налогообложению  страховых (перестраховочных) организаций. В отличие от действовавшего законодательства Налоговым кодексом предусмотрено  налогообложение данной категории  налогоплательщиков путем применения фиксированной ставки налога к доходу, полученному в виде страховых  премий без осуществления вычетов.

Налоговый кодекс полностью  освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими установленных  Налоговым кодексом условий, тогда  как согласно действовавшему законодательству некоторые организации из вышеуказанных  являлись плательщиками подоходного  налога с юридических лиц.

Для целей налогообложения  некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с гражданским  законодательством, за исключением акционерных обществ, потребительских кооперативов и государственных учреждений, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

во-первых, в процессе осуществления своей деятельности не имеет цели извлечения дохода как  такового;

во-вторых, не распределяет полученный чистый доход или имущество  между участниками. То есть при соблюдении таких условий доходы некоммерческой организации, полученные в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной  основе не подлежат налогообложению.

Организациями, осуществляющими  деятельность в социальной сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности которых являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг (за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций, в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения – не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Указанные положения  не применяются в отношении организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных  товаров и от подакцизных видов  деятельности.

Таким образом, Налоговый  кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного  налога при соблюдении ими условий, установленных Налоговым кодексом.

Изменен порядок  исчисления суммы авансовых платежей, в соответствии с которым указанные  платежи исчисляются налогоплательщиком исходя из суммы фактического налогового обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы налога за текущий налоговый период

Введен новый  раздел "Инвестиционные налоговые  преференции", в соответствии с  которым предоставляется право  на дополнительные вычеты из совокупного  годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих  производств, а также освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта  и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестицион- ного проекта.

Индивидуальный  подоходный налог

В Налоговом кодексе  порядок налогообложения доходов  физических лиц отражен в отдельном  разделе – "Индивидуальный подоходный налог".

В отличие от действовавшего законодательства объектом обложения  индивидуальным подоходным налогом  согласно Налоговому кодексу являются доходы, облагаемые у источника выплаты, и доходы, не облагаемые у источника  выплаты.

Введено понятие "налогового агента", на которого возложена обязанность  по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога с доходов физических лиц, облагаемых у источника выплаты.

По доходам физических лиц, не облагаемых у источника выплаты, сохранен действовавший порядок  налогообложения путем суммирования указанных доходов, полученных из различных  источников, и представления декларации.

В Налоговом кодексе  сохранена прогрессивная шкала  ставок по индивидуальному подоходному  налогу, но предусмотрено снижение налоговой нагрузки путем изменения  границ доходов физических лиц, в  пределах которых применяется та или иная ставка налога.

Для адвокатов и  частных нотариусов установлена  ставка индивидуального подоходного  налога в размере 10 процентов.

Перечень льгот  для физических лиц в сравнении  с действовавшим налоговым законодательством  в целом не изменился.

Налог на добавленную  стоимость

Положения по НДС  в целом сохраняют свою преемственность. В то же время раздел по НДС существенно  переработан.

Одним из наиболее важных моментов по НДС является введение "порога регистрации". В соответствии с данной нормой из числа плательщиков НДС исключаются предприниматели, у которых годовой оборот по реализации не достигает установленного минимума облагаемого оборота 10 000 месячных расчетных  показателей (МРП). Это прежде всего относится к предпринимателям, осуществляющим реализацию товаров или услуг (работ) в сфере розничной торговли. В то же время за такими предпринимателями сохраняется право добровольной постановки на учет по налогу на добавленную стоимость, особенно это важно для тех, которые преимущественно работают с зарегистрированными плательщиками НДС.

Информация о работе Особенности налоговой политики РК