Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа
Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.
Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников
В разрезе отраслей
экономики наибольшая доля налоговых
поступлений (без учета таможенных
платежей) по предприятиям республиканского
уровня приходится на отрасль добычи
сырой нефти и природного газа
(58,7%), транспорта и связи (14,6%), металлургической
промышленности (10,5%). В отраслевой структуре
поступлений налогов от крупных
налогоплательщиков регионального
уровня наибольшая доля приходится на
отрасль производства и распределения
электроэнергии, газа и воды (19,3%), транспорта
и связи (17,6%), строительство (13,2%), производство
пищевых продуктов, включая производство
табака (10,6%), осуществление посреднических
операций с недвижимым имуществом,
арендой и предоставлением
Увеличение поступлений по итогам 1-го полугодия 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в разрезе отраслей по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, наблюдается по следующим отраслям:
·добыча сырой нефти и природного газа – на 124%;
·производство пищевых продуктов – на 25,2%;
·производство табачных изделий – на 2,7%;
·производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – на 24%;
·металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий – на 25,6%;
·производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 4%.
В разрезе видов налогов увеличение поступлений наблюдается по:
· корпоративному подоходному налогу – на 67,4%;
· бонусам – на 69%;
· акцизам – на 8,4%;
Снижение поступлений наблюдается по индивидуальному подоходному налогу - 1%.
На основании вышеизложенного, на рост поступлений от крупных налогоплательщиков оказал влияние рост оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Так, по добыче сырой нефти и природного газа оборот по реализации увеличился на 67,9%, по производству пищевых продуктов – на 38,4%, металлургической промышленности и производству готовых металлических изделий – на 34%.
Таким образом, налоговые поступления от предприятий регионального уровня в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 17,4%.
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 209-II принят Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Особенная часть Налогового кодекса посвящена порядку исчисления и уплаты конкретных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, входящих в налоговую систему Казахстана, и перечень которых определен Налоговым кодексом.
Для обеспечения
однозначного понимания норм налогового
законодательства, упрощения его
применения налогоплательщиками, повышения
уровня соблюдения налоговой дисциплины
в Налоговом кодексе объединены
ряд положений нормативных
Корпоративный подоходный налог
Сохраняя методику исчисления подоходного налога с юридических лиц, действовавшую согласно Закону Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", в Налоговом кодексе снижена налоговая нагрузка по корпоративному подоходному налогу путем пересмотра состава совокупного годового дохода и налоговых вычетов.
Положительным моментом
по составу совокупного годового
дохода является исключение из совокупного
годового дохода отрицательной разницы,
возникающей при реализации активов,
в том числе на экспорт, по заниженной
стоимости, а также при передаче
на безвозмездной основе. В данном
случае в целях определения реального
налогооблагаемого дохода исключается
норма по регулированию стоимости
реализуемых активов в целях
налогообложения. Корректировка стоимости
реализуемых активов в целях
налогообложения будет
С целью исключения
из налогооблагаемой базы суммы дополнительно
оплаченного капитала, в Налоговом
кодексе при определении
В Налоговом кодексе полностью сохранен принцип отнесения на вычеты расходов налогоплательщика. В частности, при определении налогооблагаемого дохода расходы подлежат отнесению на вычеты в определенных размерах или же их вычет не разрешается производить вовсе.
Так, к примеру, с целью определения реальной налогооблагаемой базы относятся на вычеты следующие расходы:
фактически произведенные
расходы по оплате временной нетрудоспособности,
отпуска по беременности и родам,
тогда как в ранее
отрицательная курсовая разница относится на вычеты, тогда как положительная курсовая разница включается в совокупный годовой доход налогоплательщика. Эта норма будет способствовать своего рода реагированию на изменения валютного курса при совершении операций в иностранной валюте;
расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной и натуральной форме, включая доходы, предоставленные в виде материальных и социальных благ, и обложенные индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, относятся на вычеты.
Таким образом, в
Налоговом кодексе все расходы
работодателя на своих работников независимо
от вида выплат и источника их финансирования
рассматриваются как расходы
работодателя по оплате труда работников
и относятся на вычеты. Данные расходы
по оплате труда работников облагаются
индивидуальным подоходным налогом
у источника выплаты в
С целью создания
равных условий налогообложения
Налоговым кодексом предусмотрено
отнесение на вычеты начисленных
неустоек, включая штрафы и пени,
за исключением подлежащих внесению
в бюджет, тогда как в ранее
действовавшем налоговом
Налоговым кодексом
в части проведения амортизационной
политики в целях налогообложения
для стимулирования воспроизводства
основных средств расширены границы
применения двойной нормы амортизации.
То есть в отличие от действовавшего
законодательства, когда налогоплательщики
были вправе применять двойную норму
амортизации только по введенным
в эксплуатацию новым машинам
и оборудованию при условии их
использования в
Что касается расходов
на ремонт, то в сравнении с действовавшим
налоговым законодательством
При определении командировочных расходов с целью отнесения их на вычеты изменился размер суточных, которые определяются в размере не более двух месячных расчетных показателей, тогда как согласно действовавшему законодательству размер суточных определялся в размере 50 процентов от месячного расчетного показателя.
Принципиально новый подход усматривается по налогообложению страховых (перестраховочных) организаций. В отличие от действовавшего законодательства Налоговым кодексом предусмотрено налогообложение данной категории налогоплательщиков путем применения фиксированной ставки налога к доходу, полученному в виде страховых премий без осуществления вычетов.
Налоговый кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими установленных Налоговым кодексом условий, тогда как согласно действовавшему законодательству некоторые организации из вышеуказанных являлись плательщиками подоходного налога с юридических лиц.
Для целей налогообложения некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с гражданским законодательством, за исключением акционерных обществ, потребительских кооперативов и государственных учреждений, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:
во-первых, в процессе
осуществления своей
во-вторых, не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками. То есть при соблюдении таких условий доходы некоммерческой организации, полученные в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе не подлежат налогообложению.
Организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности которых являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг (за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций, в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения – не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
Указанные положения
не применяются в отношении
Таким образом, Налоговый
кодекс полностью освобождает доходы
некоммерческих организаций и организаций,
осуществляющих деятельность в социальной
сфере, от корпоративного подоходного
налога при соблюдении ими условий,
установленных Налоговым
Изменен порядок
исчисления суммы авансовых платежей,
в соответствии с которым указанные
платежи исчисляются
Введен новый раздел "Инвестиционные налоговые преференции", в соответствии с которым предоставляется право на дополнительные вычеты из совокупного годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестицион- ного проекта.
Индивидуальный подоходный налог
В Налоговом кодексе
порядок налогообложения
В отличие от действовавшего законодательства объектом обложения индивидуальным подоходным налогом согласно Налоговому кодексу являются доходы, облагаемые у источника выплаты, и доходы, не облагаемые у источника выплаты.
Введено понятие "налогового
агента", на которого возложена обязанность
по исчислению, удержанию и перечислению
индивидуального подоходного
По доходам физических
лиц, не облагаемых у источника выплаты,
сохранен действовавший порядок
налогообложения путем
В Налоговом кодексе сохранена прогрессивная шкала ставок по индивидуальному подоходному налогу, но предусмотрено снижение налоговой нагрузки путем изменения границ доходов физических лиц, в пределах которых применяется та или иная ставка налога.
Для адвокатов и частных нотариусов установлена ставка индивидуального подоходного налога в размере 10 процентов.
Перечень льгот
для физических лиц в сравнении
с действовавшим налоговым
Налог на добавленную стоимость
Положения по НДС в целом сохраняют свою преемственность. В то же время раздел по НДС существенно переработан.
Одним из наиболее
важных моментов по НДС является введение
"порога регистрации". В соответствии
с данной нормой из числа плательщиков
НДС исключаются