Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа
Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.
Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников
В последние годы
правительства большинства
В числе важных причин снижения ставок налогов - поддержка деятельности местных компаний и стимулирование притока иностранных инвестиций в страну. Примером может служить Ирландия, где низкий "потолок" корпоративного налога обеспечивает увеличение притока капиталовложений из-за рубежа. В то же время в Германии, например, несмотря на высокопрофессиональную рабочую силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений.
Таким образом, низкие налоговые ставки не всегда означают, что в данной стране и низкое налоговое бремя, поскольку величина последнего зависит также от налогооблагаемой базы и налоговых скидок.
2. Анализ и оценка налоговой
системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы
Приобретение Республикой
Казахстан государственной
Резкое увеличение количества налогоплательщиков с многообразием форм собственности привело к усложнению хозяйственного и налогового учета, что в свою очередь затруднило контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и, прежде всего, своевременности и полноты уплаты налогов и платежей.
В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло три этапа.
В течение первого этапа налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) в республике функционировали более 40 видов налогов:
1. Общегосударственные налоги;
2. Общеобязательные местные налоги;
3. Местные налоги.
Условия чрезмерного налогового бремени (наличие 43 видов общегосударственных, местных, в том числе обязательных налогов, повышенные размеры ставок), экономическая и финансовая дестабилизация заставили изыскивать новые пути по обеспечению более целенаправленной, скоординированной и комплексной бюджетной политики.
Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235. Основными задачами третьего этапа явились усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточна оптимальна. Но изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктовали необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране и разработки Налогового кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты и усиления ответственности. С 1 января 2002 года введен в действие Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года № 209- II, чему предшествовала огромная работа по обсуждению проекта учеными, налоговыми органами и самими налогоплательщиками. За последние четыре года экономическое развитие Казахстана характеризуется высокими темпами экономического роста, опережающим ростом инвестиций в основной капитал, укреплением финансового потенциала, сокращением безработицы и повышением реальных доходов населения. В определенной степени это связано с совершенствованием налоговой системы республики. За период с 1993 года уровень налоговой нагрузки, как отношение доходов бюджета к ВВП, выглядит следующим образом:
Таблица 1. Уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан
рост ВВП, % к пред.году |
дефлятор ВВП, % к пред.году |
доходы бюджета, % ВВП | |
1993 г. |
90,8% |
1330,6% |
28,1% |
1994 г. |
87,4% |
1646,7% |
24,8% |
1995 г. |
91,8% |
260,9% |
21,8% |
1996 г. |
100,5% |
138,9% |
17,5% |
1997 г. |
101,7% |
116,1% |
24,2% |
1998 г. |
98,1% |
105,7% |
21,9% |
1999 г. |
102,7% |
113,3% |
19,5% |
2000 г. |
109,8% |
117,4% |
22,6% |
2001 г. |
113,5% |
110,1% |
25,1% |
2002 г. |
109,5% |
105,3% |
22,6% |
Данные Агентства РК по статистике, УАП НК МФ Республики Казахстан |
Как видно, в последние годы доходы бюджета составляют в среднем 22-23% ВВП, что является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому способствовало снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога.
Вместе с тем значительно улучшились показатели собираемости налогов. За период 1998-2002 гг. в два раза была уменьшена недоимка в целом по республике, составив на конец 2002 г. 8,7% к налоговым поступлениям за 2002 г. Коэффициент взыскания, рассчитанный как отношение суммы дополнительно взысканных налогов и платежей ко всей начисленной сумме, увеличился с 26% в 1998 г. до 38% в 2002 г.
Негативные тенденции
кризиса 1998 года, выразившиеся в снижении
доходов в реальном выражении
и росте недоимки, потребовали
повысить контроль и дисциплину уплаты
налогов. Начиная с 1999 года, в республике
был внедрен мониторинг наиболее
крупных налогоплательщиков. Мониторинг
осуществляется путем сбора разработанных
электронных форм финансовой отчетности,
включая книгу покупок и
Следующим шагом по увеличению собираемости налогов стал контроль за трансфертным ценообразованием. Принимая во внимание мировой опыт, были приняты Закон "О государственном контроле при применении трансфертных цен" и разработаны к нему нормативные акты. Согласно закону, допускается отклонение применяемой цены на 10% от рыночной цены, в противном случае доход налогоплательщика рассчитывается исходя из рыночных цен. С момента вступления в силу данного закона был проведен ряд проверок на предмет применения трансфертных цен в международных деловых операциях, а также отмечено существенное сближение средних экспортных цен на нефть и металлы с их мировыми котировками. Так, доля налогов от отрасли "добыча нефти и попутного газа" в общих поступлениях возросла с 7% в 1998 году до 20% в 2002 году, от металлургической промышленности - от 1% до 5% соответственно.
Конечно, немаловажную
роль здесь сыграло повышение
цен на минерально-сырьевую продукцию
на мировых товарных рынках. Например,
используя межотраслевой баланс
производства и использования продукции
с помощью матрицы полных затрат,
можно оценить влияние
В этот период государство
не только занималось совершенствованием
налогового администрирования крупных
предприятий сырьевого сектора,
но и реализовывало комплексные
шаги по налоговому стимулированию развития
обрабатывающих секторов экономики. Так,
Правительством Республики Казахстан
в 1999-2001 гг. был предпринят ряд мер
государственной поддержки
Таблица 2. Структура доходов государственного бюджета в динамике за 1995-2002гг., в %
Наименование платежа |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г.* |
2002 г.* |
Государственные доходы (1995-1998 г. с учетом внебюджетных фондов) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Налоговые поступления, в т.ч. |
82,2 |
73,9 |
81,4 |
76,7 |
84,0 |
89,3 |
88,9 |
93,5 |
Корпоративный подоходный налог |
16,0 |
16,7 |
9,9 |
10,1 |
13,9 |
27,9 |
29,1 |
28,8 |
Индивидуальный подоходный налог |
11,7 |
12,6 |
10,2 |
7,9 |
9,0 |
8,7 |
8,4 |
9,1 |
НДС |
15,1 |
21,7 |
14,5 |
21,4 |
22,7 |
19,6 |
19,6 |
20,8 |
Социальный налог |
… |
… |
… |
… |
17,9 |
16,9 |
15,3 |
15,8 |
Акцизы |
2,9 |
4,4 |
4,1 |
5,0 |
4,8 |
3,3 |
2,7 |
3,0 |
Бонусы, роялти, доля РК по разделу продукции |
1,9 |
2,5 |
4,1 |
2,6 |
2,3 |
3,6 |
5,7 |
4,8 |
Неналоговые поступления |
9,9 |
8,9 |
4,0 |
5,0 |
6,8 |
6,6 |
8,0 |
5,4 |
Доходы от операций с капиталом |
7,8 |
17,1 |
14,6 |
18,3 |
9,1 |
4,2 |
3,1 |
1,1 |
*) 2001-2002гг. включают часть налогов отчисленных в Национальный фонд **) по 2001г. включены доходы от приватизации |
Вместе с тем,
на основании результатов
Отчетность по мониторингу банков второго уровня состоит 13 форм. Из них 6 форм это формы отчетности представляемые банками второго уровня в Национальный Банк РК, 1 форма представляется по запросу уполномоченного органа (НК МФ РК). Остальные 6 форм это формы, разработанные Налоговым комитетом МФ РК, касательно операции, связанные с налогообложением, по движению денег и выданным займам. Разработка форм по операциям, связанных с движением денег и выданным займам, связано для проведения опосредованного мониторинга хозяйствующих субъектов. По данным мониторинга крупных налогоплательщиков республиканского и регионального уровней за 6 месяцев 2003 года уплачено всего налогов и платежей (без учета таможенных платежей) на сумму 212 865,2 млн. тенге, что составляет 42,6% от доходов, входящих в компетенцию Налогового комитета Министерства финансов РК (далее - НК МФ РК). В том числе поступления от предприятий республиканского уровня составили 196 753,7 млн. тг., от предприятий регионального уровня- 16 111,5 млн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, соответствующие результаты которого были на уровне 144 115,7 млн. тенге или 39,1% от доходов НК МФ РК, объем поступлений налогов и других платежей от крупных налогоплательщиков республиканского и регионального мониторинга вырос на 68749,5 млн. тенге или темп роста составил 147,7 % (Таблица 3).
Таблица 3. Сравнительная динамика поступлений от крупных налогоплательщиков, подлежащих республиканскому и региональному мониторингу за 6 месяцев 2002/2003г.г. в млн.тенге
Наименование |
6 месяцев 2002 года |
6 месяцев 2003 года |
Отклонение | |
Абс. |
% | |||
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих республиканскому мониторингу |
130 338,2 |
196 753,7 |
66415,5 |
150,9% |
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих региональному мониторингу |
13 777,5 |
16 111,5 |
2334,0 |
116,9% |
Итого поступлений от предприятий, находящихся на мониторинге |
144 115,7 |
212 865,2 |
68749,5 |
147,7% |
В структуре поступлений налогов и других платежей в бюджет (с учетом таможенных платежей) по итогам 1-го полугодия 2003 года от крупных налогоплательщиков республиканского уровня наибольшая доля поступлений приходится на корпоративный подоходный налог (45,8%), роялти (14,9%), таможенные платежи (12,5%), социальный налог (8,7%), при этом уплата НДС, с учетом возмещения по нулевой ставке 32 606,3 млн. тенге, составляет -6 041,6,0 млн. тенге.
В структуре поступлений налоговых платежей от налогоплательщиков регионального уровня выделяются поступления по НДС (24,3%), корпоративному подоходному налогу (22,2%), социальному налогу (17,2%), таможенным платежам (16,9%) ( Диаграммы 1,2).