Особенности налоговой политики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности налоговой политики РК_1.docx

— 231.08 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Теоретические  основы формирования и развития  налоговой системы Республики  Казахстан

1.1 Экономическая  сущность, необходимость и роль  налоговой системы в рыночной  экономике

1.2 Теоретические  аспекты налогообложения и его  влияние на экономику Казахстана

1.3 Налоговые системы  развитых стран

2. Анализ и оценка  налоговой системы Республики  Казахстан

2.1 Анализ развития  налоговой системы Республики  Казахстан

2.2 Принципы построения  современной налоговой системы  Республики Казахстан

3. Совершенствование  налоговой системы Республики  Казахстан в современных условиях

3.1 Совершенствование  налогового законодательства Республики  Казахстан

3.2 Автоматизация  налоговой системы, как способ  совершенствования налогового администрирования

Заключение

 Список использованных  источников  

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее  время находится в промежуточном  состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного  характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования  экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой  источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало  меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система  налогообложения дает к тому всяческие  поводы, ибо, чем больше льгот, тем  больше желающих их получить любыми законными  и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный  характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Углубляющим фактором неэффективности налогообложения  является отсутствие психологического и экономического восприятия, статуса  налогоплательщика с позиции  прав и обязанностей.

Существует устойчивое мнение, что государство посредством  налогов обирает нас, потому любым  способом надо защищаться от него. К  тому же в последнее время налоговый  пресс резко усилился. Если в развитых странах доля налогов (суммарно) в  валовом национальном продукте составляет до 13% с небольшим, то в Казахстане эта доля близка к 65%. Ставка на усиление налоговой политики оправдывается  стремлением преодолеть инфляцию и  дефицитность государственного бюджета. Кризис в экономике Казахстана имеет  существенные особенности. И главным  из них является отнюдь не перепроизводство, а наоборот дефицитность в экономике, носящее хронический характер. И  в наших условиях такая политика будет иметь негативные последствия. Даже если уровень инфляции и дефицитность бюджета удастся снизить, без  позитивных изменений в производстве это окажется кратковременным и  обязательно за счет ухудшения социальной политики.

Понятие сущности налогов  и налогообложения, налоговой системы  необходимо не только для нахождения путей и моделей эффективности  ее перестройки, но и, прежде всего для  самих граждан и субъектов  хозяйствования для понимания ими  статуса налогоплательщиков, их прав и обязанностей. Нужно сломать устоявшиеся стереотипные представления о том, что государство содержит нас. Это мы налогоплательщики, содержим государство, а посему должны уметь грамотно контролировать использование наших средств - действительно ли они идут на укрепление экономики, на защиту наших прав, как собственников.

Важнейшей стратегической задачей в части совершенствования  нормативно-законодательной налоговой  базы Казахстана является разработка проекта Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Сейчас Министерство государственных доходов работает над дальнейшим совершенствованием положений проекта Налогового кодекса, более четким законодательным оформлением  взаимоотношений фискальных органов  и налогоплательщиков, в том числе  и с целью повышения паритетной ответственности налогоплательщиков и налоговых органов по безусловному выполнению своих обязательств.

В условиях непростой  экономической ситуации налоговые  органы страны являются важнейшим рычагом  системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов  казахстанцев. В настоящее время есть положительные сдвиги по собираемости налогов, улучшения качества администрирования.

Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование совершенствования  функционирования современной налоговой  системы как важного фактора, обеспечивающего устойчивое развитие экономики. Поставленная цель определила содержание дипломной работы, которая  сводится к решению следующих  задач:

– на основе теоретических  концепций ведущих направлений  современной рыночной экономики  выявить закономерности формирования налоговой политики как важнейшего инструмента (формирования) государственного регулирования экономики;

– исходя из закономерностей формирования налоговой системы выявить принципы формирования рациональной налоговой системы;

– оценка функционирования налоговой системы Республики Казахстан  в переходный период;

– исследование налоговой  системы как составляющей экономической  безопасности страны;

– выявление направлений  совершенствования налоговой системы  на базе нового Налогового кодекса 2001 г.;

– совершенствование  налогового администрирования.

Методология исследования. В качестве методологии данной дипломной  работы использованы основные положения  теории устойчивого развития. В основу положен диалектический метод, использованы исторический и системный подход, статистический, формально-юридический, метод сравнительного анализа и комплексного подхода.

Предметом исследования является механизм налоговой политики как важнейшего инструмента регулирования  рыночной экономики.

Объектом исследования является налоговая система Республики Казахстан.

Структура и объем  дипломной работы состоит из введения, основной части (включающей 3 главы  и 7 подразделов), заключения и списка использованной литературы, приложения.

 
1. Теоретические основы формирования  и развития налоговой системы  Республики Казахстан 1.1 Экономическая  сущность, необходимость и роль  налоговой системы в рыночной  экономике

Одной из функций  государственной власти является налогообложение  и взимание налогов. Налоги являются не только одним из основных источников дохода государства, но и методом  системы управления экономикой, влияющей на все сферы жизни общества –  социальную, культурную, научно-техническую, внешнеполитическую и т.д. Налоговый  механизм воздействует на общественное производство, его динамику и структуру.

Налоги как обязательные сборы, взимаемые государством, возникли еще в древности. Самой древней  формой налога можно считать пожертвования, кстати, не всегда носившие добровольный характер. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Позже  возникла и "светская десятина" - налоги, взимаемые государством. Например, в Древней Греции свободные граждане не платили налогов. На ранних этапах существования Древнего Рима в мирное время налогов не было, но в военное  время вводились налоги в соответствии с доходами граждан.

В империи Чингисхана все жители обязаны были платить 10% налог от своих доходов. Основной налог - "выход", взимался баскаками  хана. Позже русские князья сами стали собирать дань и отправлять в Орду. Размеры выхода стали определяться договором между ханами Орды и  великими князьями. По свидетельству С.М.Соловьева причиной конфликта между Дмитрием Донским и ханом Мамаем явилось нежелание русского князя уплачивать дань, какую его предки "платили ханам Узбеку и Чанибеку, Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним и самим Мамаем".

Проблемой налогообложения  занимались многие экономисты, философы, политики разных времен. Опыт истории  показал, что разумные налоги способствовали укреплению стабильности государства  и экономическому росту. Никто не станет отрицать необходимость налогов  в любом государстве для содержания аппарата управления, армии, социальной сферы. Но существует и граница, за которой  увеличение налогов угнетает сбережения и инвестиции, начинается деградация экономики, утрачиваются стимулы к  инвестированию, экономическому росту, эффективному расходу ресурсов общества. Увеличение налогового бремени приводит к тому, что значительные средства уходят из сферы, связанной с экономическим  ростом, уходят в недвижимость, коллекционирование и т.д. Непосильные налоги заставляют предпринимателей вкладывать деньги не в отечественное производство, а  в деятельность оффшорных компаний, в экономику других стран.

Ситуация в 70-х  годах ХХ века в США и странах  Западной Европы, характеризовавшаяся  спадом производства и ростом безработицы, привела к многочисленным дискуссиям о поисках путей выхода из создавшегося экономического положения. Группа экономистов, сторонников "экономики предложения" - их называли сэпплай-сайдерами (supply-siders) – выступили за упрощение налоговой системы и снижение предельных налоговых ставок, что, создав стимулы для инвестиций, для дополнительных рабочих мест, приведет к экономическому росту и увеличению налоговой базы. Поэтому снижение налоговых ставок будет компенсироваться ростом налоговой базы, т.е. того объема экономической деятельности, которая подлежит налогообложению. В 1981 году конгресс США принял закон, упорядочивавший налоговую систему и снизивший налоги. Результатом стал рост темпов развития 3-3,5% в год и 9 лет устойчивого развития экономики впервые в истории США ХХ века.

В истории Казахстана было много трагических событий. В составе Российской империи  страна пережила изъятие 45 миллионов  десятин земли у казахского населения. Затем первая мировая война, восстание 1916 г., революция 1917 г. Период 1918-1920 гг. в  Казахстане связан с политикой "военного коммунизма" и продовольственной  диктатуры. Продовольственная разверстка проводилась специальными военными формированиями – продотрядами, у  разоренного населения отбирались "излишки" продовольствия, начался  голод. Результатом принудительных мер стали восстания в 1921 г. в  нескольких уездах, которые были жестоко  подавлены.

История Казахстана 20-30 гг. – это история непрерывного насилия над мирным населением: изъятие  скота, насильственный переход к  оседлости, репрессии и голод. Государственные  эксперименты разоряли экономику страны, приводили к гибели миллионов  людей. В начале 60-х гг. в СССР был провозглашен лозунг: "Догоним и перегоним Америку по производству продукции на душу населения!" Население выплачивало огромные налоги, ограничили личное подворье, сельское хозяйство пришло в упадок, начался продовольственный кризис. Столкнувшись с угрозой голода, новое руководство страны снизило налоги и ликвидировало ограничения на крестьянские хозяйства.

С обретением независимости  в 1991 году Казахстан встал на путь серьезных изменений в политико-экономическом  устройстве государства. При этом, не было никаких сомнений по поводу того, что применение традиционных инструментов управления хозяйством, в числе которых были плановые задания предприятиям по выпуску продукции и эффективности ее производства, централизованно устанавливаемые цены, фонды и лимиты на поставки продукции и приобретение ресурсов, резко утратили свою действенность.

Первые годы процесса преобразований происходили на фоне общей либерализации общественной жизни, в ходе которого деформировались  и исчезали интересы и стимулы, заставлявшие работать административную систему  управления. В результате в стране наблюдалось нарастание материально-финансовых диспропорций, связанных с воспроизводством дефицита продукции и ресурсов, ускорением роста инфляции и обесцениванием доходов населения. В то же время  откладывание радикальных преобразований с каждым месяцем увеличивало  социальную напряженность и придавало  будущим масштабным преобразованиям  потенциально все более болезненный  характер.

В целях предотвращения негативных последствий командно-административной системы управления народным хозяйством и перехода к рыночным отношениям правительство республики начало осуществлять комплекс мер по реформированию всего  социально-экономического устройства, в том числе и налогового.

С 1992 года началась работа над совершенствованием налоговой  системы. Снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение  налоговой системы Казахстана к  мировым стандартам – основной перечень требований, которым отвечал Закон  Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

Основными принципами Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" явились принцип справедливости, который рассматривается в двух аспектах. Первый из них – достижение так называемого "горизонтального  равенства", которое требует, чтобы  все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях. Второй – соблюдение "вертикального равенства" перед  законом обязательств налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов  и находящихся в разных, с точки  зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Практически  это означает, что в настоящее  время обложение доходов физических лиц производится с применением  дифференцированных ставок по прогрессивной  шкале.

Следующими по значимости основополагающими принципами реформирования налоговой системы являлась ее максимальная простота, экономическая нейтральность  налогообложения, минимизация и  сопоставимость налоговых ставок. Введением  в действие Закона "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет" был сделан первый важный шаг к созданию действительно  цивилизованной и эффективной налоговой  системы. Так, вместо действовавших  в Республике Казахстан 45 видов налогов  и сборов и еще 6 видов отчислений в, так называемые целевые фонды, осталось 19 видов налогов и сборов.

Информация о работе Особенности налоговой политики РК