Особенности налоговой политики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности налоговой политики РК_1.docx

— 231.08 Кб (Скачать)

Данные изменения  в Налоговый кодекс позволят относить на вычеты в полном объеме расходы  налогоплательщиков на выплату вознаграждений по кредитам, депозитам и долговым ценным бумагам, выплачиваемым резидентам, и способствовать стимулированию внутреннего  заимствования.

Для создания условий  для обновления основных средств  налогоплательщика, налоговое законодательство предусматривает применение двойной  нормы амортизации по вновь введенным  основным средствам на территории Республики Казахстан в первый год их эксплуатации.

Также с целью  создания новых, расширения и обновления действующих производств предусмотрено использование механизма инвестиционных налоговых преференций, получив которые, налогоплательщик имеет право относить на вычеты стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действия преференций. Данный механизм также предусматривает одновременное освобождение от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта.

В целях предоставления возможности для более полного  отнесения на вычет из совокупного  годового дохода расходов на ремонт с  учетом функциональных особенностей отдельных  основных средств предусматривается  при сохранении действующего метода амортизации с 2005 года увеличение нормы  амортизационных отчислений по отдельным  подгруппам фиксированных активов  с 7% до 10%, с 8% до 10-15%, с 10% до 15%, с 20% до 25%, с 25% до 30%.

Для предоставления возможности для более полного  отнесения на вычет из совокупного  годового дохода расходов на ремонт с  учетом функциональных особенностей отдельных  основных средств, предусматривается  увеличение нормы предельного уровня отнесения на вычеты таких расходов с 15 процентов до 20, 25 процентов по отдельным группам фиксированных  активов с дифференциацией в  разрезе групп.

Также, увеличена  величина стоимостного баланса подгруппы, единовременно относимой налогоплательщиком на вычеты в конце налогового периода со 100 до 300 месячных расчетных показателей, что ускорит списание налогоплательщиком оставшейся неамортизированной остаточной стоимости фиксированных активов.

С целью создания благоприятных условий для развития научного потенциала страны установлен отдельный специальный налоговый  режим для организаций, осуществляющих на территории технопарков деятельность в области научных разработок, информационных технологий и их внедрение, в соответствии с которым с 1 января 2004 года предусматривается уменьшение корпоративного подоходного налога на 50 процентов, а также освобождение от налога на добавленную стоимость, налога на имущество и земельного налога.

В целях стимулирования вложения инвестиций на территорию специальной  экономической зоны "Морпорт Актау", введен особый налоговый режим, предусматривающий уменьшение исчисленной к уплате суммы корпоративного подоходного налога на 100 процентов, освобождение от налога на имущество и земельного налога для налогоплательщиков, осуществляющих на данной территории деятельность по производству товаров собственного производства.

С целью создания условий для потенциальных инвесторов в создании перерабатывающих комплексов для организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической промышленности, предоставляются налоговые преференции.

Предоставление  налоговых преференций новым  нефтехимическим предприятиям –  это механизм государственного регулирования процесса создания нефтехимической отрасли Казахстана и создание благоприятного климата для привлечения инвестиций в строительство перерабатывающих углеводородное сырье мощностей.

Недропользователю – победителю конкурса на получение права недропользования на условиях раздела продукции созданы особые условия налогообложения при эксплуатации объектов нефтехимической промышленности на условиях внедрения высоких технологий.

Поощрение инвестиций в развитие отраслей по углубленной  переработке продукции и сырья, добываемых из недр Республики Казахстан, осуществляется в виде освобождения от уплаты корпоративного подоходного  налога.

Данная льгота подлежит применению в течение пяти лет  с момента ввода в эксплуатацию объекта нефтехимической промышленности.

По индивидуальному  подоходному и социальному налогам  существенно снижена налоговая  нагрузка на заработную плату.

Так, с 1 января 2004 года предусмотрено снижение налоговой  нагрузки на заработную плату путем  снижения ставок по индивидуальному  подоходному налогу: от 15-кратного до 40 кратного годового расчетного показателя (ГРП) с 10 % до 8 %, от 40-кратного до 200-кратного ГРП с 20 % до 13 %, от 200-кратного до 600-кратного ГРП с 20 % до 15 %, верхняя шкала - с 30 % до 20 %, а также по социальному налогу путем введения регрессивной шкалы ставок от 20 % до 7 %, т.е. по мере роста расходов на оплату труда работодателя уменьшится ставка социального налога.

Основными целями введения регрессивной шкалы ставок по социальному  налогу являются снижение налоговой  нагрузки на работодателей по мере роста расходов на оплату труда, что  приведет в итоге к легализации  расходов на выплату заработной платы.

Для достижения этих целей установлена пятиступенчатая  регрессивная шкала ставок. При этом, предлагается для первой ступени шкалы доходов установить ставку социального налога в размере 20 процентов. Далее в каждой последующей ступени ставка налога будет снижаться. Это позволит создать благоприятные условия для вывода из тени заработной платы.

Весьма значительную роль в формировании доходной части  бюджета играет налог на добавленную  стоимость, в основу которого заложена модель, используемая в Европейских  странах.

Порядок исчисления НДС в Казахстане строится на двух основополагающих принципах, первый из которых предусматривает использование  механизма зачета сумм налога, уплачиваемого  поставщикам товаров и услуг  на основе счетов-фактур. Необходимо особо  отметить, что зачет разрешается  по всем приобретаемым товарам и  услугам, в том числе и по группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и помещения).

Второй принцип  – это принцип "страны назначения", используемый при обслуживании внешней  торговли товарами и услугами. В  настоящее время данный принцип  используется в отношении всех торговых государств-партнеров Республики Казахстан. Однако в торговле с Россией существует изъятие из данного принципа, включающее нефть и газ.

Существует две  ставки НДС:

стандартная - первоначальная ставка НДС с 20% снижена до 16%, а  с 1 января 2004 года снижена до 15%, применяемая  как в отношении внутренней реализации товаров, работ и услуг, так и  в отношении импорта товаров;

нулевая ставка, установленная  в отношении экспорта товаров  и международных перевозок. Механизм использования нулевой ставки предусматривает  возврат НДС, уплаченного поставщикам  товаров и услуг.

При этом, увеличен минимум оборота по реализации по постановке на учет по НДС с 10000 до 12000-кратной величины месячного расчетного показателя.

Существует еще  одна группа налогов – имущественные  налоги, к которым относятся земельный  налог, налог на имущество, налог  на транспортные средства. Данные налоги составляют доходную часть местных  бюджетов. Однако несмотря на это местная представительная власть не имеет право на установление отдельных порядков исчисления и взимания данных видов налогов.

Международное налогообложение

Порядок налогообложения  доходов нерезидентов, установленный  Налоговым кодексом, предусматривает  наиболее благоприятные условия  для развития торговли и инвестирования капитала между странами.

В целях совершенствования  и упрощения порядка администрирования  международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с иностранными государствами (далее – международные договоры), в Налоговом кодексе предусмотрена специальная глава, в которой предусмотрен упрощенный порядок их применения.

Так, согласно данному  порядку налоговые агенты, выплачивающие  нерезидентам дивиденды, вознаграждения (проценты), роялти, доходы от оказания транспортных услуг в международных  перевозках, вправе применить положения  международных договоров без  осуществления дополнительных административных процедур, за исключением представления  нерезидентами налоговым агентам  документов, подтверждающих их резидентство.

Нерезиденты, осуществляющие деятельность в Казахстане через  постоянное учреждение, вправе произвести исчисление и уплату налога на чистый доход в соответствии с положениями  международных договоров без  применения административных процедур, за исключением представления с  налоговой отчетностью документа, подтверждающего резидентство.

С целью упрощения  процедуры администрирования международных  договоров Налоговым кодексом предусмотрен порядок уплаты подоходного налога через условные банковские вклады. Согласно данному порядку суммы подоходного налога у источника выплаты, удерживаемые налоговым агентом с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность в Казахстане в пределах временных ограничений, предусмотренных международными договорами, подлежат перечислению на условные банковские вклады в казахстанских банках на основании заключаемых трехсторонних договоров об условном банковском вкладе до рассмотрения налоговыми органами Республики Казахстан заявления нерезидента на применение положений соответствующего международного договора.

В целях упрощения  порядка исчисления и уплаты индивидуального  подоходного налога иностранной  компанией, осуществляющей деятельность в Республике Казахстан через  постоянное учреждение (филиал, представительство), являющейся налоговым агентом, предоставлено  такому налоговому агенту право производить  исчисление и уплату индивидуального  подоходного налога путем внесения авансовых платежей в случае, если выплата доходов физическим лицам-нерезидентам от работы по найму в Республике Казахстан производится за ее пределами.

Необходимо отметить, что в целях совершенствования  взаимоотношений между налогоплательщиками  и налоговыми органами, а также  с учетом международного опыта, упрощены административные процедуры по применению международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении освобождения от налогообложения в Республике Казахстан доходов физических лиц-нерезидентов, а также прочих доходов юридических лиц - нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, при выполнении условий соответствующих международных договоров.

Недропользователи, желающие осуществлять добычу природных ресурсов в Казахстане, могут заключить с Компетентным органом Республики Казахстан (Министерством энергетики и минеральных ресурсов) контракты на недропользование на основе двух моделей налогового режима, определенных Налоговым Кодексом. Первая модель, на основании лицензии, построена на режиме налогообложения "налоги + роялти", а вторая на основании соглашения о разделе продукции.

В зависимости от типа модели налогового режима недропользователи уплачивают специальные платежи, такие как:

1) бонусы – единовременные  платежи, подразделяющиеся на:

а) подписной –  за право осуществления деятельности по недропользованию; и

б) коммерческого  обнаружения – при обнаружении  запасов полезных ископаемых, разработка которых является экономически эффективной;

2) роялти – платеж  за право пользования недрами  в процессе добычи полезных  ископаемых;

3) доля Республики  Казахстан по разделу продукции  – часть прибыльной нефти (Profit-Oil), определяемая в точке раздела как принадлежащая Республике Казахстан;

4) налог на сверхприбыль  – налог на часть чистого  дохода недропользователя, превышающая нормативы, установленные Налоговым Кодексом.

При этом, основными целями изменений, внесенных в Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 2004 года, являются:

максимальное упрощение  методики исчисления специальных платежей недропользователей;

уход от практики договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в контрактах;

стремление к  максимальной транспарентности механизма налогообложения недропользователей;

обеспечение гарантированного объема поступления денежных средств в бюджет с начала добычи нефти на месторождениях.

Так, новая редакция Налогового кодекса четко закрепляет методику исчисления доли Республики Казахстан по разделу продукции  и базируется на пороговых значениях  коэффициентов (триггеров). Триггеры настроены  таким образом, чтобы адекватно  увеличивать доходы государства  при росте доходности, рентабельности предприятия, а также при росте  цен на нефть. Следует отметить, что  при настройке пороговых значений триггеров основной целью было найти  баланс между интересами инвестора  и государства.

Вместе с тем, на основе мирового опыта и в целях  получения стабильных доходов от нефтяного сектора для налогового режима по соглашениям о разделе  продукции, вводится минимальный порог  доли поступлений Республики Казахстан.

В первой модели налогового режима, для целей достижения транспарентности и ухода от практики договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в контрактах, четко закреплены ставки роялти и других специальных платежей недропользователей.

Для первой модели налогового режима на основе лицензии вводится новый рентный налог  на экспортируемую нефть. Объект обложения  данного налога привязан к мировой  рыночной цене на экспортируемую нефть, что, помимо увеличения налоговой нагрузки, направлено на решение проблемы трансфертного  ценообразования, в частности реализации нефти на экспорт в страны с льготным налогообложением (оффшорные зоны).

Информация о работе Особенности налоговой политики РК