Особенности формирования расходной части государственного бюджета на 2008 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:17, статья

Описание работы

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Бюджет утверждается законодательным органом власти парламентом.
Государственный бюджет любой страны играет огромную роль, являясь ведущим звеном финансовой системы. Бюджет объединяет главные расходы государства, через него осуществляется постоянная мобилизация денежных средств и их расходование.

Работа содержит 1 файл

бюд рф.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Темирханова Ю.Ю.,

  студентка ИЭАУ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА 2008 ГОД

 

  Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Бюджет утверждается законодательным органом власти парламентом.

  Государственный бюджет любой страны играет огромную роль, являясь ведущим звеном финансовой системы. Бюджет объединяет главные расходы государства, через него осуществляется постоянная мобилизация денежных средств и их расходование.

  Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, предназначенный для обеспечения выполнения государством его функций, имеющий силу закона, основной финансовый план государства на текущий год, основной инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

  Сущность  государственного бюджета  заключается в его функциях.

  Основными функциями бюджета являются:

  1. Перераспределение ВВП;

  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;

  3. Финансовое обеспечение социальной политики;

  4. Контроль за образованием и использованием централизованного бюджетного фонда.

  Роль  государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  – государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики;

  – государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем;

  – государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов;

  – бюджет ежегодно мобилизует и концентрирует  денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде;

  – государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

  По  уровню управления государственный  бюджет подразделяется на:

  – федеральный бюджет;

  – бюджет субъектов РФ;

  – местный бюджет.

  Их  совокупность образует бюджетную систему РФ.

  Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

  1. Принцип единства  бюджетной системы  Российской Федерации.  Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

  3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в  соответствии с законодательством России;

  в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

  г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

  4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

  Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

  5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

  6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

  Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

  7. Принцип гласности.

  Принцип гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Декретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

  8. Принцип достоверности бюджета.

  Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов  социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

  9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

  Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

  Федеральный бюджет РФ – отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.

  Рассмотрим  расходную часть государственного бюджета подробнее. 

  Расходами государственного бюджета признаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

  С помощью бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

Состав  и структура расходов федерального бюджета
 

  Расходы подразделяются на текущие и капитальные.

  Текущие расходы бюджетов в РФ – часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование; а также  
– другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

  Капитальные расходы бюджетов в РФ – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

  Таблица

Структура расходов федерального бюджета Российской федерации на 2006-2008 гг.
 
Виды  расходов 2006г. 2008г. Темп  роста
млрд. руб. млрд. руб. %
Расходы – всего 4270,1 6 570,3 153,8
Общегосударственные вопросы 646,9 899,7 139,0
Национальная  оборона 667,3 959,6 143,8
Национальная  безопасность 541,4 771,2 142,4
Национальная  экономика 338,7 718,2 212,0
ЖКХ 38,6 56,9 147,4
Охрана  окружающей среды 6,3 9,3 147,6
Образование 201,4 309,0 153,4
Культура 50,4 82,7 164,0
Здравоохранение 149,3 218,3 146,2
Социальная  политика 201,6 273,0 135,4
Межбюджетные  трансферты 1428,2 2 272,4 159,1
в том числе:      
финансовая  помощь регионам   919,2  
внебюджетные  фонды   1 353,2  
 

  Таким образом в 2008 году общий объем  расходов федерального бюджета прогнозируется в сумме 6570,3 млрд., что в полтора раза больше чем в 2006г.

  К основным приоритетам бюджетной  политики на 2008 год можно отнести:

  – повышение заработной платы в бюджетной сфере, увеличение денежного довольствия военнослужащих и повышение уровня пенсионного обеспечения;

  – продолжение реализации приоритетных национальных проектов и демографической  программы;

  – развитие научно-технического потенциала, прежде всего в сфере нанотехнологий;

  – значительное увеличение объемов финансирования национальной экономики и существенный рост расходов на создание и функционирование институтов развития.

  Характерной особенностью расходной части федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года является утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.

  Значительная  часть прироста государственных  непроцентных расходов направлена:

  на  повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц;

  на  повышение уровня жизни пенсионеров  и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.

  Расходы федерального бюджета  на 2006 год составили 4,2701 триллиона рублей.

  Из  данных, приведенных в таблице  видно, что расходы с 2006г. увеличились  в 1,5 раза. Особенно выделились расходы на национальную оборону и национальную экономику. 

Информация о работе Особенности формирования расходной части государственного бюджета на 2008 год