Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
раскрыта сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов;
рассмотрена роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства; проанализирована динамика поступления доходов в бюджеты страны;
рассмотрена роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов; дана характеристика расходам государственного бюджета.
Введение………………………..…………………………………………………. 4
1. Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………. 6
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства……………………………………………………………………..10
3. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………….……….……… 30
Список использованных источников………………………….………………... 33
Приложение………………………………………………………..……………... 35
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 с., 4 табл., 6 рис., 20 источников, 1 прил.
государственный бюджет, роль, бюджетное устройство, принципы, доходы, расходы, классификация
Объектом исследования является процесс формирования и использования ресурсов государственного бюджета.
Предмет исследования – доходная и расходная часть бюджета.
Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________________
1. Сущность бюджета как инструмента
перераспределения
финансовых ресурсов…………………………………………………………
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов
государства…………………………………………………
3. Роль государственного бюджета
в использовании финансовых ресурсов
государства…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………….………………...
Приложение……………………………………………………
Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Обсуждение отдельных статей этого закона может продолжаться бесконечно. И если во многих развитых демократических странах обсуждение бюджета обычно привлекает внимание многих людей, то в Республике Беларусь обычно принятие этого закона обычно интересует не более как экономистов.
Государственный бюджет, а точнее, дефицит бюджета может служить своеобразным индикатором здоровья экономики. При его отсутствии можно говорить об хороших экономических показателях, достигнутых страной.
Экономическая сторона бюджета Республики Беларусь не лишена своей специфики: для Беларуси характерны относительно низкий уровень расходов по обслуживанию внешнего долга. Это связано с нежеланием по определенным причинам правительств других стран выдавать кредиты республике. Возможно, именно поэтому в экономике Республики Беларусь настолько незначительна доля заемного капитала, в том числе и в виде кредитов. Как следствие из этого, низки и расходы на обслуживание долга.
Достаточное количество
бюджетных средств позволяет
государству задействовать
Бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Бюджет связан с хозяйственным расчетом, формированием и использованием фондов заработной платы, процессом ценообразования, денежным обращением и кредитом. Все это создает большие возможности для действенного использования бюджета в управлении экономическими явлениями и процессами общества, практической реализации финансовой политики государства в различных сферах деятельности.
Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Особенно важно создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики.
Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается, в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.
Актуальность проблемы эффективности управления бюджетными средствами обусловила выбор темы настоящей курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в исследовании тенденций развития государственного бюджета Республики Беларусь на современном этапе экономического развития страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
При написании данной курсовой работы автором были использованы материалы Мультана Г.К., Сорокиной Т.В., Зайца Н.Е., Фисенко М.К., Плотницкого М.И. и др.; широко использовались материалы периодических изданий, нормативных документов.
1. Сущность бюджета
как инструмента
Бюджет как особая
система общественных отношений
исторически возникает и
На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контрибуций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними – и государственных институтов, расширяются функции государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: стоить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов – государственного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год [20, с. 57].
Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономической категории, а также выражает совокупность определенных экономических отношений.
Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Экономические отношения – главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета – его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, программа государственного развития. Материальное воплощение бюджет обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальных особенностей и др.
Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут осознано изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетные политики. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, национального богатства. Основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет следующие [20, с. 58]:
Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.
Форма реализации объективных функций бюджета выражается в бюджетном механизме. Бюджетный механизм применяется для проведения крупных структурных сдвигов, развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих регионов.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими бюджетными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете в основном, за исключением отдельных целевых программ и мероприятий, отсутствует закрепление доходов за отдельными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства.
Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления рыночных отношений создаются определенные предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его участников.
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.
Организация и принципы
формирования системы бюджетов различных
органов государственной власти и управления,
взаимоотношения между ними, бюджетные
права и бюджетный процесс входят в понятие «бюджетное устройство». Оно
основывается на государственном устройстве
и государственной политике. Административно-
В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. В унитарном государстве орган государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций государственной власти закреплен за правительством в центре. Большинство из существующих в мире государств является унитарными. К ним относятся многие страны Западной и Центральной Европы, в том числе и Республика Беларусь. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственного бюджета (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджета членов федерации, местных бюджетов.
Информация о работе Государственный бюджет: доходная и расходная часть