Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения своих функций государство должно иметь соответствующую финансовую базу. С этой целью в каждой стране создается сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов для финансирования государственных программ, содержание законодательной власти, органов управления и других мероприятий. Поэтому бюджет является основой для нормального функционирования государственных систем.

Переходный период к рыночным отношениям, в котором оказалась Республика Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расхо-дов, принципах организации ее бюджета, который включает элементы командно-административной и рыночной систем одновременно. Эта противоречивость является причиной высокого процента дефицита бюджета и другим нарушениям. Поэтому проводимая государством бюджетно-налоговая политика должна основываться на глубоком анализе общего состояния экономики страны, соответствовать реальному положению, учитывать перспективное развитие. Бюджетная политика определяется также расстановкой политических сил, фазой экономического цикла, переживаемой страной, проводимой в данное время государством экономической и финансовой политикой.

Содержание

Введение ………………………………………………...... 3- 4

1.Государственный бюджет: сущность, значение, история

развития ……………………………………………………….5-10

2.Бюджетно-налоговая политика и ее виды …………….….11-

2.1. Дискреционная фискальная политика .…………….15

2.2. Недискреционная фискальная политика …………..18

3. Бюджет и бюджетно-налоговая политика в РБ ………..21

4. Заключение ………………….……………………………27

Список используемой литературы ……….……………..33

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет и его место в финансовой системе государства. Государственный бюджет в Республике Беларусь и его влияние.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

                            Учреждение образования

           «ПИНСКИЙ ВЫСШИЙ БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ

      НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 
 
 

                                                                             Кафедра

                                                                             экономических  дисциплин 
 
 
 

                                    Курсовая работа 

на  тему: Государственный бюджет и его место в финансовой системе государства. Государственный бюджет в Республике Беларусь и его влияние

на  развитие экономики. 
 
 
 

Студентки 4 курса

группы 400                     _____________________    Е. Г. Черникова

                                                     (подпись) 
 
 

Научный руководитель 

доктор  экономических 

наук, профессор            _____________________    С. Г. Голубев

                                                        (подпись) 
 
 
 
 

Пинск

2004 

Содержание. 
 

   Введение    ………………………………………………...... 3- 4

1.Государственный  бюджет: сущность, значение, история

развития ……………………………………………………….5-10

2.Бюджетно-налоговая политика и ее виды …………….….11-

    2.1. Дискреционная фискальная политика .…………….15

     2.2. Недискреционная фискальная политика …………..18

3. Бюджет  и бюджетно-налоговая политика  в РБ ………..21

4. Заключение  ………………….……………………………27

    Список используемой литературы  ……….……………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Для выполнения своих функций государство должно иметь соответствующую финансовую базу. С этой целью в каждой стране создается сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов для финансирования государственных программ, содержание законодательной власти, органов управления и других мероприятий. Поэтому бюджет является основой для нормального функционирования государственных систем.

   Переходный период к рыночным  отношениям, в котором оказалась  Республика Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расхо-дов, принципах организации ее бюджета, который включает элементы командно-административной и рыночной систем одновременно. Эта противоречивость является причиной высокого процента дефицита бюджета и другим нарушениям. Поэтому проводимая государством бюджетно-налоговая политика должна основываться на глубоком анализе общего состояния экономики страны, соответствовать реальному положению, учитывать перспективное развитие. Бюджетная политика определяется также расстановкой политических сил, фазой экономического цикла, переживаемой страной, проводимой в данное время государством экономической и финансовой политикой.

   Бюджетно-налоговая политика –  это очень сложный процесс,  имеющий множество аспектов, которые  необходимо постоянно изучать.  Экономическая ситуация в стране  меняется, и проводимая политика  должна реагировать на все  изменения.

   Для достижения этой цели необходимо четкое определение сущности и значения государственного бюджета, роли, которая отводится государственному бюджету в экономике страны. Необходима четкая постановка целей и задач, и, в зависимости от этого, выбирается вид проводимой политики.

   Данному вопросу посвящено достаточно  много литературы. Однако большая  часть работ основывается на  зарубежном опыте, пытаясь использовать, считая, что их принципы организации,  подходят для нашей экономики,  приемы и методы регулирования  объединяют зарубежный опыт с нашей историей, учитывая особенности национальной экономики.

   В общем, литературы достаточно  для изучения, анализа и построения  собст-венной бюджетно-налоговой  политики. Большинство книг по срокам издания относятся к  2000-му году. Это говорит о том, что изучается современное состояние экономики, учитывается процесс развития данной проблемы, а не исторический опыт.

   Следует отметить, что многие  работы носят пассивный характер, т.е. авторы в своих книгах  показывают теоретические основы  данной проблемы, не касаясь возможных конкретных действий на ее решение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственный бюджет:

    сущность, значение, история  развития.

   Ведущим звеном государственной  системы любой страны является  государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных ресурсов. [1,с.110].

   Бюджет как неотъемлемая часть  общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитие товарно-денежного от-ношения.

   Государство для выполнения своих  функций нуждается в крупных финан-совых ресурсах, которые пытается аккумулировать в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удов-летворение  общегосударственных потребностей: содержание аппарата управ-ления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами. [2, с.274].

   Структура бюджета определяется  государственным устройством. В  странах, имеющих унитарное устройство (Англия, Франция, Япония), он включает бюджет Правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центра-лизованного и местного включает также бюджеты промежуточного уровня: штатов (США), земель (Германия), республик (Россия). [1, с.111].

   Бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит  перечень поступающих средств,  и расходной, объединяющей все  виды производимых затрат. Доходная  часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. В то же время она показывает, какие кланы, и слои населения несут на себе главную тяжесть собираемых государством средств. Расходная часть отражает направление аккумулируемых в бюджете средств.[3, с.3 –7].

   По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном  воспроизводстве.[2, с.274].

   В основе построения бюджета  лежит ряд принципов:

     1) принцип единства. Он означает, что в стране имеется один  бюджет, объединяющий все доходы  и расходы государства. Этот  принцип обусловлен единой неделимой  экономической и политической  основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики;

     2) принцип полноты. Предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений;

     3) принцип реальности. Предусматривает  правдивое отражение в бюджете  всех расходов, доходов, финансовых  операций, соответствие утверждаемых в бюджетах  сумм их использованию;

     4) принцип гласности. Означает, что  Правительство обязано публиковать  бюджет, сообщать о его исполнении.

   Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
  • регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет                                                               смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфля-

    ции, т.е. стабилизировать экономику). [4, с.110].

       На содержание бюджета и его роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень разви-тия производительных сил, экономический потенциал страны. Характер произ-водственных отношений,экономические, природные, социальные особенности.   К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой науки и т.п. [2, с.276].

       Организацию работы по формированию  и исполнению государственного  бюджета страны осуществляет, как  правило, Министерство финансов. Рассмот-рение, утверждение бюджетов является функцией законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюд-жетного года не совпадают с календарными.[4, с.112].

        Существуют бюджетный и кредитный  методы формирования и использова-

    ния бюджетных средств. Бюджетный заключается  в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в

    форме налогов, обязательных платежей, и предоставляются  средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.

       Построение государственного бюджета  осуществляется в соответствии  с бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация – это научно  обосно-ванная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

       Расходы бюджета связаны с  функциями государства. Существуют  следую-щие виды бюджетных классификаций по затратам:

  • ведомственная (расходы классифицируются по министерствам, ведомствам);
  • предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления

         и делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому харак-

          теру);                     

  • экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным приз-накам);
  • смешанная, при которой расходы классифицируются по ведомствам (министерствам), а в них – по предметам.

      Наряду с традиционными видами бюджетной классификации находят рас-пространение и новые: целевая и функциональная. При целевой расходы распределяются в соответствии с общенациональными, экономическими и социальными программами. Функциональная классификация делит расходы с учетом основных функций государства: затрат на здравоохранение, образование, науку и т.д.

Информация о работе Государственный бюджет