Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и его современного положения в Республике Казахстан.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;
2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;
4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление
и регулирование
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ доходной части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной части государственного бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Гос. бюджет-курсовая работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета

1.2 Государственный  бюджет как основной финансовый  план государства

1.3 Принципы  организации межбюджетных отношений, их управление

и регулирование

2 АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

2.1 Анализ  доходной части государственного  бюджета

2.2 Анализ  расходной части государственного  бюджета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В данной работе исследуется особенности  государственного бюджета Республики Казахстан, его задачи и функции, анализируются его формирование и исполнение.   

     Актуальность  изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

     Бюджет  – это центральное звено системы  финансов, поэтому он отражает все  основные качественные признаки финансов.

     Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в деньгах, необходимых  для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

     Экономической сущностью бюджета, как и любой  другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме (бюджетные отношения) и имеющие соответствующее им материально- вещественное воплощение.

     В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г., введённого в действие с 1 января 2005 г., приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет – это централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций».

     Бюджет представляет собой по форме финансовый план, по материальной сущности - централизованный фонд, по экономической сущности - совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению - закон.

     Бюджет  как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Существование самостоятельной  бюджетной сферы стоимостного распределения  объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается  в соответствующих централизованных ресурсах. Иначе говоря, это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.

     При переходе к рыночной экономике государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Однако меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.

     Бюджет современного государства – это сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это также компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу определения расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

     Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и  его современного положения в Республике Казахстан.

     В соответствии с целью исследования определены основные задачи:

     1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;

     2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;

     3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;

     4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.

     Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

     В первой главе курсовой работы государственный  бюджет рассмотрен как основной финансовый план государства, определена его роль в реализации бюджетно-налоговой политики. Подробно представлены функции и задачи государственного бюджета, а также рассматриваются организация и регулирование межбюджетных отношений.

     Во  второй главе подробно анализируются  формирование и исполнение бюджета в рамках исследования доходной и расходной части государственного бюджета Республики Казахстан. Изучаются основные источники доходов государственного бюджета, рассматриваются приоритетные направления расходов государственного бюджета Республики Казахстан. Прослеживается динамика доходов и расходов за период 2009-2010 годы, а также анализируется фискальная политика в Республике Казахстан в том же периоде.

     В третьей главе представлен прогноз исполнения бюджета на 2011-2012 годы.

     Работа  была выполнена на основе обзора экономической литературы и журналов, посвященных данной тематике, а также изучения данных Национального банка и Статистического Агентства РК. 
 

 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  

     1.1 Сущность, особенности и функции и государственного бюджета

     Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности.

     К числу особенностей бюджета относятся:

     1)  государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;

     2)  с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;

     3)  пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

     4)  область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. [9, c. 321]

     Экономическая сущность государственного бюджета  характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

     -  перераспределение национального дохода;

     -  финансовое обеспечение социальной политики;

     -  регулирование и стимулирование экономики;

     -  контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

     В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходит централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

     Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку  в них находят отражение все  стороны бюджетных отношений.

     Содержание  распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой. [11, c. 145]

     Межотраслевое перераспределение базируется, с  одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и  физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а также посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан. [13, c. 202]

     Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального  производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причём финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения государственного дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

     Широкое использование распределительной  функции для перераспределения  уже распределённой стоимости внутреннего  продукта приводит к тому, что через  государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием на процессы её функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, усилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне. [16, c. 89]

     Границы действия распределительной функции  определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.

Информация о работе Государственный бюджет