Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и его современного положения в Республике Казахстан.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;
2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;
4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление
и регулирование
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ доходной части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной части государственного бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета
1.2 Государственный
бюджет как основной
1.3 Принципы
организации межбюджетных
и регулирование
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ
доходной части
2.2 Анализ
расходной части
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе исследуется особенности государственного бюджета Республики Казахстан, его задачи и функции, анализируются его формирование и исполнение.
Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Бюджет
– это центральное звено
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.
Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме (бюджетные отношения) и имеющие соответствующее им материально- вещественное воплощение.
В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г., введённого в действие с 1 января 2005 г., приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет – это централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций».
Бюджет представляет собой по форме финансовый план, по материальной сущности - централизованный фонд, по экономической сущности - совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению - закон.
Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Иначе говоря, это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Однако меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.
Бюджет современного государства – это сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это также компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу определения расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.
Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и его современного положения в Республике Казахстан.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;
2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;
4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе курсовой работы государственный бюджет рассмотрен как основной финансовый план государства, определена его роль в реализации бюджетно-налоговой политики. Подробно представлены функции и задачи государственного бюджета, а также рассматриваются организация и регулирование межбюджетных отношений.
Во второй главе подробно анализируются формирование и исполнение бюджета в рамках исследования доходной и расходной части государственного бюджета Республики Казахстан. Изучаются основные источники доходов государственного бюджета, рассматриваются приоритетные направления расходов государственного бюджета Республики Казахстан. Прослеживается динамика доходов и расходов за период 2009-2010 годы, а также анализируется фискальная политика в Республике Казахстан в том же периоде.
В третьей главе представлен прогноз исполнения бюджета на 2011-2012 годы.
Работа
была выполнена на основе обзора экономической
литературы и журналов, посвященных данной
тематике, а также изучения данных Национального
банка и Статистического Агентства РК.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции и государственного бюджета
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности.
К числу особенностей бюджета относятся:
1) государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;
2) с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;
3) пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
4) область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. [9, c. 321]
Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:
- перераспределение национального дохода;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- регулирование и стимулирование экономики;
- контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
В
этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая
Распределительная
и контрольная функции
Содержание
распределительной функции
Межотраслевое перераспределение базируется, с одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а также посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан. [13, c. 202]
Перераспределение
денежных средств между производственной
и непроизводственной сферами осуществляется
посредством изъятия части
Широкое
использование
Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.