Сущность и особенности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:14, реферат

Описание работы

Распад Советского союза и образования независимости Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики. Все это ведет к новым особенностям в механизме распределения и перераспределения национального дохода, новым формам воздействия государства на процесс воспроизводства, с более или менее широким использованием государственных финансов, и подчеркивает роль финансовых проблем как важнейших экономических и социальных.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.22 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственная  бюджетная политика. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций.

 

Распад Советского союза  и образования независимости  Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики. Все это ведет к новым особенностям в механизме распределения и перераспределения национального дохода, новым формам воздействия государства на процесс воспроизводства, с более или менее широким использованием государственных финансов, и подчеркивает роль финансовых проблем как важнейших экономических и социальных.

 

Усиление роли бюджета  в экономическом регулировании  требовало пересмотра прежней бюджетной  системы. Первый закон о бюджете  Кыргызской Республики как суверенного государства был принят 30 января 1991 года. Впервые в этом законе государственный бюджет республики подразделяется на автономные республиканский и местные бюджеты.

 

1. Сущность и особенности  государственного бюджета

 

 

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как  финансовый план государства.

 

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

 

Государственный бюджет - это  основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

 

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы страны.

 

Общее понятие бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса  КР. «Бюджет, - сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

 

Однако в Бюджетном  кодексе КР бюджету дано слишком  общее, узкое понятие, характеризующее  лишь одну его сторону - как «Форму образования и расходования денежных средств…».

 

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который  находится в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

 

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и  физическими лицами) при образовании  централизованного фонда с помощью  налогов, сборов, пошлин, а также  при использовании централизованного  бюджетного фонда; через экономические  отношения ежегодно мобилизуют в  государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций  и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства, социально-культурных мероприятий.

 

С позиций экономической  сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической  категории.

 

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития системы как составная  его часть. Финансовый план призван  отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций  общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету  новый статус - главного стержневого  баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда  государства во взаимосвязи с  движением финансовых средств и  денежных ресурсов.

 

Государственный бюджет - основной финансовый план ^страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

 

Государственный бюджет служит основным инструментом государства  в централизации и перераспределении  валового общественного дохода. Государственный  бюджет страны - основная форма планомерного образования и использования  централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

 

Формирование и использование  государственного бюджета в КР имеет  ряд отличительных черт.

 

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

 

1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.

 

Балансовый метод разработки планов является одним важных методов  установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета  позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать выводы о необходимости изменения  тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

 

2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал инициативой местных органов  власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации  принципа развития демократического  общества.

 

3. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, субъектами  КР и иными сферами.

 

4. Отличительной чертой  государственного бюджета является  его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства.

 

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

 

Понятие бюджета в современной  его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и  экономическая категория. Когда  речь идет о государственном бюджете  как о финансовом плане, подразумевают  сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

 

Государственный бюджет как  экономическая категория выражает систему экономических отношений  между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и  населением - с другой, по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта и национального  дохода и формирования централизованного  общегосударственного фонда денежных средств.

 

Понятие государственного бюджета  в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение  в фонде денежных средств государства.

 

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство  получает в свое распоряжение часть  чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов  и др.). В результате перераспределения  в бюджет поступает часть прибыли  предприятий и хозяйственных  организаций различных форм собственности.

 

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

 

Экономическая сущность бюджета  находит свое выражение в его  функциях.

 

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи  две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

 

С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей.

 

Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и  др.)

 

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает  важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства. Через бюджет оказывается  государственная поддержка отдельным  отраслям хозяйства - авиастроению, космическим  программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка  зачастую связана с реализацией  высокоэффективных и быстро окупаемых  проектов. Для регулирования экономики  используются налоги.

 

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

 

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условиях становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования усиливается.

 

Функции государственного бюджета  проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

 

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются: 1) перераспределение  национального дохода и ВВП, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и  территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов КР. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

 

2. Классификация структуры доходов бюджетов разных уровней бюджетов КР

 

 

Бюджетная классификация - важнейшая  составляющая бюджетного устройства КР - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, источников финансирования дефицитов  этих бюджетов, используемая для составления  и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней  бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий - классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый - виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов КР; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.

Информация о работе Сущность и особенности государственного бюджета