Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:14, реферат
Распад Советского союза и образования независимости Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики. Все это ведет к новым особенностям в механизме распределения и перераспределения национального дохода, новым формам воздействия государства на процесс воспроизводства, с более или менее широким использованием государственных финансов, и подчеркивает роль финансовых проблем как важнейших экономических и социальных.
Введение
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству
Распад Советского союза и образования независимости Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики. Все это ведет к новым особенностям в механизме распределения и перераспределения национального дохода, новым формам воздействия государства на процесс воспроизводства, с более или менее широким использованием государственных финансов, и подчеркивает роль финансовых проблем как важнейших экономических и социальных.
Усиление роли бюджета в экономическом регулировании требовало пересмотра прежней бюджетной системы. Первый закон о бюджете Кыргызской Республики как суверенного государства был принят 30 января 1991 года. Впервые в этом законе государственный бюджет республики подразделяется на автономные республиканский и местные бюджеты.
1. Сущность и особенности государственного бюджета
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.
Государственный бюджет - это
основной финансовый план образования,
распределения и использования
централизованного денежного
Целенаправленное социально-
Общее понятие бюджета
приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса
КР. «Бюджет, - сказано в ст. 6 Бюджетного
кодекса - это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Однако в Бюджетном кодексе КР бюджету дано слишком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как «Форму образования и расходования денежных средств…».
В материальном понимании
государственный бюджет представляет
собой централизованный в масштабах
государственного или административно-
Как экономическая категория
бюджет представляет собой совокупность
экономических (денежных) отношений, возникающих
в процессе образования, планового
распределения и использования
государственного централизованного
фонда денежных средств. Бюджетные
отношения возникают между
С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.
Сердцевиной финансового
планирования является сводный финансовый
план государства, разрабатываемый
одновременно с планом социального
развития системы как составная
его часть. Финансовый план призван
отразить согласованность материально-
Государственный бюджет - основной финансовый план ^страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Государственный бюджет служит
основным инструментом государства
в централизации и
Формирование и использование государственного бюджета в КР имеет ряд отличительных черт.
Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки
планов является одним важных методов
установления пропорций в народном
хозяйстве. Балансовый метод бюджета
позволяет наметить необходимые
соотношения между объемом
2. Формирование и использование
государственного бюджета
3. С помощью государственного
бюджета происходит
4. Отличительной чертой
государственного бюджета
Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
Понятие бюджета в современной его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
Государственный бюджет как
экономическая категория
Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное
распределение национального
Непроизводственная сфера
не участвует в создании национального
дохода, но является активным его потребителем.
Из бюджета работникам этих отраслей
выделяются средства на заработную плату,
техническое оснащение и
Через расходы и налоги
государственный бюджет выступает
важным инструментом распределения (регулирования)
и стимулирования экономики и
инвестиций, повышения эффективности
производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными
функциями государственного бюджета,
как основного финансового
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов КР. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
2. Классификация структуры доходов бюджетов разных уровней бюджетов КР
Бюджетная классификация - важнейшая составляющая бюджетного устройства КР - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий - классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый - виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов КР; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.
Информация о работе Сущность и особенности государственного бюджета