Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

8) недоверие населения  к экономическим реформам и  к рублю, что выражается в  накоплениях в иностранной валюте;

9) монополия на определение  издержек и цен на ряд товаров  и услуг.

Инфляция бывает скрытая и открытая.

Скрытая инфляция – проявляется в товарном дефиците при относительно стабильном уровне цен, устанавливаемых государством.

Открытая инфляция – проявляется в росте цен и снижении валютного курса. Рост цен на товары и услуги сопровождается обесцениванием денег и возникновением избыточной денежной массы не обеспеченной соответствующим количеством товаров и услуг.

Во второй половине 20-го века экономисты стали выделять особый вид инфляции – стагфляцию.

Стагфляция – это инфляционный рост цен в комбинации с ростом безработицы и сокращением объемов производства. Выделяют 2 основные причины стагфляции:

1) структурное несовершенство  рынка и отсутствие конкуренции,  т.к. у монополий отсутствуют  стимулы для снижения издержек.

2) инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции.

В последнее время, экономисты России используют такое понятие, как  инфляционный кризис.

Инфляционным кризисом считается инфляция в течении не менее 2-х лет, при которой годовой рост цен превышает 40%.

Рассматривая инфляцию, как результат взаимодействия денежных факторов, можно выделить 3 основных денежных фактора вызывающих инфляцию спроса – это:

1) дефицит государственного бюджета;

2) избыточное кредитование;

3) внешнеэкономический  фактор, т.е. дополнительный приток  в страну иностранной валюты.

На сегодняшний день инфляция издержек неразрывно связана  с пятью основными факторами:

1) сокращение производства  и темпов роста производительности труда;

2) удорожание сырья,  полуфабрикатов и высокие косвенные  налоги;

3) социальный фактор. Это когда государство проводит  активную деятельность по социальной  защите населения через повышение пенсий, пособий и индексацию доходов;

4) монополистическое  ценообразование;

5) внешнеэкономический  фактор. Это удорожание импортных  товаров и повышение мировых  цен на сырьё.

Инфляция оказывает  негативное влияние на совокупность социально-экономических факторов страны, нарушая весь производственный цикл. А именно:

- в сфере производства  – усиливается неравномерность  развития отраслей. происходит перелив  капитала из сферы производства в сферу обращения, где в связи с огромными спекулятивными прибылями капитал оборачивается очень быстро.

- в сфере обращения – дезорганизуется нормальный товарооборот.

- в сфере распределения  – оказывает отрицательное влияние  на кредитную систему всей  страны, т.к. возврат полученных  ранее ссуд происходит в обесцененных  деньгах.

- в сфере потребления  – происходит реформация потребительского спроса, т.е. осуществляется «бегство» от денег, т.е. чтобы не пропали деньги покупается всё.

 

 

4. Антиинфляционная  политика государства.

Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, вынуждено принимать определенные меры.

Для выработки системы  действий в условиях инфляционного  роста цен и обесценивания  денег, государство разрабатывает инфляционную политику.

Инфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу и называется стратегической или на получение быстрых результатов – такая политика называется тактической.

Таким образом:

1) антиинфляционная стратегия  – ориентируется на устранение  причин, вызвавших инфляционный  рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Такая политика проводится в 3-х направлениях:

- разрабатывается долговременная  программа регулирования прироста  денежной массы;

- утверждается план  снижения бюджетного дефицита;

- принимаются меры  по защите национальной экономики от внешних инфляционных воздействий.

2) антиинфляционная тактика.  Она готовит почву для стратегии  и выполняет задачу срочной  нейтрализации текущего инфляционного давления. Данная тактика направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но очень действенных способов влияния на рост цен и увеличение денежной массы. Антиинфляционная политика использует такой финансовый инструмент, как шоковая терапия. Нацеливаясь на корректировку величины денежной массы, антиинфляционная политика берет за основу 2 варианта действия Центрального банка страны в сфере денежно-кредитной политики:

- рестрикция, т.е. сокращение  денег в обращении, что приводит  к снижению уровня инфляции;

- экспансия, т.е. увеличение  денег в обращении. Она проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования реального производства.

Существуют  и неэкономические методы борьбы с инфляцией:

- пропагандистские, разъяснительные,  воздействующие на общественную  психологию и способствующие  долгосрочным сбережениям;

- правовые, связанные  с сокращением теневой экономики.

Наряду с общими экономическими условиями и конкретными хозяйственными причинами имеются мощные неэкономические, например, психологические факторы провоцирования финансовых потрясений. Они способны придать катастрофический характер процессу или ослабить его. К ним относятся, например, слухи или сообщения о предстоящих денежных реформах, резких изменениях на валютном рынке. В результате возникает паника, способная дезорганизовать национальные хозяйственные системы.

Так, 12 августа 1998 г. Дж. Сорос  опубликовал в Financial Times небольшую  заметку в 150 строк о том, что  в ближайшее время волна глобального  финансового кризиса докатится  до России. На финансовом рынке началась настоящая паника. Ситуация развивалась исключительно стремительно. В соответствии с узаконенной на тот момент практикой (финансовые ресурсы для проведения торгов бронировались накануне) финансовые институты бросили практически все имеющиеся средства на закупку иностранной валюты. Рубль начал катастрофическое падение уже в понедельник, 17 августа 1998 г.

Во второй половине августа 1998 г. Центральный банк на торгах иностранной  валютой применял самые экзотические меры для успокоения истерики на валютном рынке вплоть до отмены их результатов, поскольку за доллар предлагали более 50 руб.

Парадоксальная особенность  денежного обращения рублевой массы  состоит в том, что она одновременно избыточна и недостаточна для обеспечения в стране хозяйственной деятельности. Дело в том, что бумажные деньги, эмитируемые государством, имеют долговую природу. А в долг исполнительной власти, ликвидировавшей накопления населения в 1992 г. в начале «реформ», затем в 1998 г., никто давать не хочет. Кредит доверия к ней у нынешнего поколения исчерпан навсегда.

Восстановление  равновесия на финансовом рынке, стабилизация национальной валюты может происходить путем:

- дефляции – уменьшения денежной массы путем изъятий из обращения излишних бумажных денег;

- нулификации – ликвидации старых денежных знаков и выпуск новых в меньшем количестве;

- деноминации – изменения нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные, денежные единицы с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы;

- девальвации – уменьшения металлического содержания денежной единицы или снижение курса бумажных знаков по отношению к денежному металлу или к иностранной валюте;

- ревальвации  (ревалоризации, реставрации) – повышения металлического содержания денежной единицы или повышение курса бумажных знаков по отношению к денежному металлу или к иностранной валюте.

 

 

 

Тема № 6. Банковская система и денежно-кредитная  политика государства.

1. Финансы государства.

2. История развития  банковской системы в России

3. Деятельность  ЦБ РФ и коммерческих банков

                4. Современная банковская система  и ее структура. Проблемы современной  банковской системы России.

5. Ссудный капитал  и кредит. Формы кредита.

6. Денежно-кредитная  политика государства.

1. Финансы государства.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе формирования денежных средств и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения платежа, накопления и мировых денег.

Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, либо безналичным путем.

Сущность финансов, как  и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются одновременно, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части – национального дохода с целью обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения.

Финансовые отношения  возникают на стадиях распределения  и перераспределения национального  дохода. Первичное распределение  осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства.

В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы.

Вторичное распределение  национального дохода происходит с перечислением денежных средств в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, а также распределяется сумма оставшейся чистой прибыли на предприятии.

Контрольная функция  финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое бы не было связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественном выражении, но и стоимостном. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция  финансов – это прежде всего контроль за процессом объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит  в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

 

 

Государственный бюджет. Это главное звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны, утверждаемый Федеральным Собранием как закон. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства