Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

Количество денег в  обращении непосредственно влияет на их стоимость. Современные деньги, в отличие от товарных денег, не имеют собственной стоимости. Наличные бумажные деньги - это просто листок бумаги, банковские вклады - это записи в бухгалтерских книгах банков. Что касается металлических денег, то их нарицательная стоимость всегда должна быть больше действительной (стоимости металла). Так что же такое стоимость современных денег? Почему они имеют стоимость?

Стоимость денег – это их реальная покупательная способность, т.е. то количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную единицу. Этот показатель выражает фактическую стоимость (реальную стоимость) в отличие от нарицательной (номинальной) стоимости денег. Стоимость денег находится в обратной зависимости от массы денег в обращении. Чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.

Спрос на деньги предопределяется такими их функциями, как средство обращения и средство накопления. Хозяйственные агенты нуждаются в деньгах, чтобы тратить их, используя как средство обращения в настоящем и накапливая их для будущих платежей.

Дж. М. Кейнс, анализируя мотивы, по которым экономические  субъекты предпочитают хранить часть  своего богатства в форме ликвидных  денежных активов, выделяет следующие мотивы хранения денег:

- трансакционный  мотив, возникающий из удобства использования денег в качестве средства платежа. Люди хранят деньги в целях осуществления сделок. При этом трансакционный спрос зависит от уровня доход (с ростом доходов растет трансакционный спрос) и временного интервала между получением доходов;

- мотив  предосторожности (мотив обеспечения  безопасности), позволяющий осуществлять незапланированные расходы. В условиях неопределенности может возникнуть потребность в неожиданных платежах. Если их не сделать, то это приведет к потерям, поэтому индивиды предпочитают иметь определенный денежный запас;

- спекулятивный  мотив, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры и желанием избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме ценных бумаг в периоды ожидаемого повышения процентных ставок.

Под предложением денег понимается формирование денежной массы в стране. Рынок деньги не создает. Снабжение экономики деньгами – это функция государства. Непосредственный контроль за денежной массой и ее регулирование осуществляет центральный государственный банк.

Одной из черт современной  денежной системы является разделение функций создания наличных и безналичных  денег. Создание наличных денег - это  функция центрального банка, безналичные же деньги создаются системой коммерческих банков в процессе кредитования хозяйства.

Коммерческий  банк – это финансовый посредник, осуществляющий накопление временно свободных денежных средств (покупка денег) и предоставление их в кредит (продажа денег).

Однако банки не имеют  права выдавать ссуду на всю сумму  имеющихся у них депозитов (вкладов). Часть своих депозитов банк обязан хранить в виде наличности или вкладов на беспроцентных счетах центрального банка. Минимальный размер вклада, который банк должен держать в Центральном банке или иметь в наличности, называется обязательными резервами.

Величина обязательных резервов определяется на основании  норматива  (нормы) обязательных резервов, устанавливаемого центральным банком в виде доли (процента) от депозитов банка.

Соединение денежного  предложения с общим спросом  на деньги дает картину денежного рынка.

Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, цену денег.

Основными участниками  денежного рынка являются фирмы, правительство, центральный и коммерческие банки и др. Объект купли-продажи - деньги, предоставляемые во временное пользование.

Цена денег – это та сумма денег, которая уплачивается за пользование деньгами, т.е. ссудный процент.

Особенность денежного  рынка состоит в том, что, в  отличие от товарных рынков, где процесс купли-продажи представляет собой обмен товарами и услугами во ценам, измеренным в денежных единицах, на денежном рынке деньги фактически обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной ставки процента.

В настоящее время  из-за множества разнообразных денежных средств трудно говорить о совокупности денег в силу того, что данное понятие не отражает всей полноты и многообразия имеющихся в стране платежных средств. Поэтому наиболее распространенным термином для такого обозначения выступает денежная масса.

Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Основой денежной массы выступает денежная база, которая, например, в России состоит из суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков, обязательных резервов банков, остатков средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке РФ.

В денежной массе различают активные деньги, обслуживающие наличный и безналичный оборот, и пассивные, которые потенциально могут быть использованы для расчетов.

К числу активных денег относят деньги повышенной эффективности.

К пассивным деньгам относят:

- накопления;

- резервы;

- остатки на счетах, т.е. денежные средства на срочных  и сберегательных вкладах в  коммерческих банках и специализированных кредитных институтах;

- депозитные сертификаты;

- квазиденьги. Это лишь подобие денег, так как их нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, тем не менее квазиденьги являются основным и наиболее динамичным компонентом денежной массы. В России к ним относят срочные депозиты в рублях и все депозиты в иностранной валюте.

Отдельные виды денежных средств, образующие часть денежной массы, обращающейся в стране, объединяются в денежные агрегаты или денежные комплексы.

В России применяется 4 денежных агрегата:

М3 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги

М2 + срочные депозиты населения в сберегательных банках

 

М1 + средства на расчетных счетах юридических лиц + средства Госстраха + депозиты до востребования в сберегательных банках + депозиты в коммерческих банках

 

Банкноты в обращении

Монеты в обращении

Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций

 

М1

М2

М3

М4


 

Хранение денег на текущих счетах в развитых странах  позволяет владельцам этих счетов пользоваться кредитными (дебитовыми) карточками или выписывать чеки.

Чек – это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлении.

Кредитная карта – денежный именной документ, выпускаемый банками и другими кредитными организациями, удостоверяющий наличие у данного лица расчетного счета в том или ином кредитном учреждении. Это обусловливает возможность на основе кредитной карточки получать владельцу наличные деньги в пределах суммы счета, приобретать товары и услуги в торговых точках без оплаты наличными.

Безналичные деньги, по существу, в любую минуту могут превратиться в наличные, и поэтому они практически  выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом, имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны.

Первые кредитные карточки в России были выпущены в 1993 году.

Первая кредитная карточка в США в 1915 г. В виде долговой карточки.

Следующим этапом процесса эволюции денег – являются электронные  деньги и электронные чековые книжки.

В банковской системе  широко применяется система СВИФТ (SWIFT) – это система электронной передачи информации по международным банковским расчётам через спутниковую связь.

 

 

3. Инфляция  и её виды.

В мире почти нет стран, где бы не было инфляции. Она как  бы пришла на смену прежней болезни  рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.

Инфляция в переводе означает вздутие, т.е это обесценивание  денег проявляющееся в устойчивом повышении общего уровня цен.

Инфляция воздействует на все сферы экономической жизни страны, поэтому она является социально-экономическим явлением.

Для оценки и анализа  инфляции в отечественной и зарубежной практике разработана система показателей, в которой особое место занимают индексы цен. В отечественной практике инфляция измеряется темпами прироста потребительских цен. Рассчитывается:

 

Цена потребительской  корзины в текущем периоде

Цена потребительской корзины  в базисном периоде


 

Потребительская корзина – это набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Например, потребительская корзина США состоит из 400 позиций, потребительская корзина России из 122 позиций, в т.ч. 57 видов продуктов питания, 40 видов не продовольственных товаров, 25 видов платных услуг.

Систематизация многогранных процессов инфляции в международной практике производится путем выделения её видов. Основными критериями, позволяющими подразделить инфляцию на виды являются:

1) преобладание в экономике  денежных и неденежных факторов  инфляции;

2) особенности, происходящие во время инфляции, с изменениями цен.

По преобладанию денежных и неденежных факторов, инфляция подразделяется на 2 категории:

- инфляция  спроса. Является денежным фактором. Рост цен происходит за счет превышения совокупного спроса над предложением, т.е. денег больше чем товаров. характеризуется кризисом государственных финансов и дефицитом бюджета.

- инфляция  издержек. Является реальным фактором. Рост цен происходит за счет повышения издержек производства. Характеризуется диспропорциями хозяйства, циклическим развитием экономики, а также монополией производства и ценообразования. Спад экономики приводит к постепенному снижению издержек и ликвидирует инфляцию.

По темпам роста  цен инфляция делится на 3 вида:

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен – до 10% в год. Инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен.

Отрицательное влияние ползучей инфляции:

1) снижается благосостояние  населения;

2) обесцениваются сбережения  и уменьшается возможность удовлетворять  повседневный спрос.

Положительное влияние: незначительная ползущая инфляция способна при определенных условиях стимулировать развитие производства и модернизировать его структуру.

2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен – до 500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двузначных числах. Такая инфляция негативно влияет на экономику, а именно:

1) сбережения становятся  убыточными, т.к. процент по вкладам  ниже темпов инфляции;

2) долгосрочные инвестиции  становятся слишком рискованными;

3) уровень жизни населения значительно  падает.

Такая инфляция характерна для стран  со слабой экономикой или стран с  переходной экономикой (латиноамериканские страны в 1980-е гг., бывшие социалистические страны в 1990-е гг.).

3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении – более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведёт к быстрому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране.

Причины гиперинфляции:

1) обвальное падение  производства;

2) разрыв хозяйственных  связей;

3) потеря управляемости;

4) чрезмерный дефицит  государственного бюджета.

Инфляция неизбежна, она  устраняет разрыв между стоимостью материального богатства и его  финансовой оценкой. Тем самым достаточно болезненные инфляционные процессы поддерживают между ними определенную пропорциональность (или, как говорят в макроэкономике, равновесие).

К конкретным хозяйственным  причинам инфляции в Российской Федерации  в 1990-е гг. относятся:

1) спад объемов отечественного  производства;

2) дефицит государственного  бюджета, не стимулирующий развитие реального сектора экономики;

3) высокая стоимость  обслуживания внутреннего и внешнего  госдолга;

4) разрушение монополии  внешней торговли;

5) выпуск ваучеров, исполнявших  роль денежных суррогатов;

6) криминализация экономики;

7) разрушение системы  таможенного контроля в результате  распада Советского Союза;

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства