Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат
Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.
1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.
Количество денег в
обращении непосредственно
Стоимость денег – это их реальная покупательная способность, т.е. то количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную единицу. Этот показатель выражает фактическую стоимость (реальную стоимость) в отличие от нарицательной (номинальной) стоимости денег. Стоимость денег находится в обратной зависимости от массы денег в обращении. Чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.
Спрос на деньги предопределяется такими их функциями, как средство обращения и средство накопления. Хозяйственные агенты нуждаются в деньгах, чтобы тратить их, используя как средство обращения в настоящем и накапливая их для будущих платежей.
Дж. М. Кейнс, анализируя мотивы, по которым экономические субъекты предпочитают хранить часть своего богатства в форме ликвидных денежных активов, выделяет следующие мотивы хранения денег:
- трансакционный мотив, возникающий из удобства использования денег в качестве средства платежа. Люди хранят деньги в целях осуществления сделок. При этом трансакционный спрос зависит от уровня доход (с ростом доходов растет трансакционный спрос) и временного интервала между получением доходов;
- мотив предосторожности (мотив обеспечения безопасности), позволяющий осуществлять незапланированные расходы. В условиях неопределенности может возникнуть потребность в неожиданных платежах. Если их не сделать, то это приведет к потерям, поэтому индивиды предпочитают иметь определенный денежный запас;
- спекулятивный мотив, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры и желанием избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме ценных бумаг в периоды ожидаемого повышения процентных ставок.
Под предложением денег понимается формирование денежной массы в стране. Рынок деньги не создает. Снабжение экономики деньгами – это функция государства. Непосредственный контроль за денежной массой и ее регулирование осуществляет центральный государственный банк.
Одной из черт современной денежной системы является разделение функций создания наличных и безналичных денег. Создание наличных денег - это функция центрального банка, безналичные же деньги создаются системой коммерческих банков в процессе кредитования хозяйства.
Коммерческий банк – это финансовый посредник, осуществляющий накопление временно свободных денежных средств (покупка денег) и предоставление их в кредит (продажа денег).
Однако банки не имеют права выдавать ссуду на всю сумму имеющихся у них депозитов (вкладов). Часть своих депозитов банк обязан хранить в виде наличности или вкладов на беспроцентных счетах центрального банка. Минимальный размер вклада, который банк должен держать в Центральном банке или иметь в наличности, называется обязательными резервами.
Величина обязательных резервов определяется на основании норматива (нормы) обязательных резервов, устанавливаемого центральным банком в виде доли (процента) от депозитов банка.
Соединение денежного предложения с общим спросом на деньги дает картину денежного рынка.
Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, цену денег.
Основными участниками денежного рынка являются фирмы, правительство, центральный и коммерческие банки и др. Объект купли-продажи - деньги, предоставляемые во временное пользование.
Цена денег – это та сумма денег, которая уплачивается за пользование деньгами, т.е. ссудный процент.
Особенность денежного рынка состоит в том, что, в отличие от товарных рынков, где процесс купли-продажи представляет собой обмен товарами и услугами во ценам, измеренным в денежных единицах, на денежном рынке деньги фактически обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной ставки процента.
В настоящее время
из-за множества разнообразных
Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Основой денежной массы выступает денежная база, которая, например, в России состоит из суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков, обязательных резервов банков, остатков средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке РФ.
В денежной массе различают активные деньги, обслуживающие наличный и безналичный оборот, и пассивные, которые потенциально могут быть использованы для расчетов.
К числу активных денег относят деньги повышенной эффективности.
К пассивным деньгам относят:
- накопления;
- резервы;
- остатки на счетах,
т.е. денежные средства на
- депозитные сертификаты;
- квазиденьги. Это лишь подобие денег, так как их нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, тем не менее квазиденьги являются основным и наиболее динамичным компонентом денежной массы. В России к ним относят срочные депозиты в рублях и все депозиты в иностранной валюте.
Отдельные виды денежных средств, образующие часть денежной массы, обращающейся в стране, объединяются в денежные агрегаты или денежные комплексы.
В России применяется 4 денежных агрегата:
М3 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги | |||||
М2 + срочные депозиты населения в сберегательных банках |
|||||
М1 + средства на расчетных счетах юридических лиц + средства Госстраха + депозиты до востребования в сберегательных банках + депозиты в коммерческих банках |
|||||
Банкноты в обращении |
Монеты в обращении |
Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций |
|||
М1 |
М2 |
М3 |
М4 |
Хранение денег на текущих счетах в развитых странах позволяет владельцам этих счетов пользоваться кредитными (дебитовыми) карточками или выписывать чеки.
Чек – это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлении.
Кредитная карта – денежный именной документ, выпускаемый банками и другими кредитными организациями, удостоверяющий наличие у данного лица расчетного счета в том или ином кредитном учреждении. Это обусловливает возможность на основе кредитной карточки получать владельцу наличные деньги в пределах суммы счета, приобретать товары и услуги в торговых точках без оплаты наличными.
Безналичные деньги, по существу, в любую минуту могут превратиться в наличные, и поэтому они практически выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом, имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны.
Первые кредитные карточки в России были выпущены в 1993 году.
Первая кредитная карточка в США в 1915 г. В виде долговой карточки.
Следующим этапом процесса эволюции денег – являются электронные деньги и электронные чековые книжки.
В банковской системе широко применяется система СВИФТ (SWIFT) – это система электронной передачи информации по международным банковским расчётам через спутниковую связь.
3. Инфляция и её виды.
В мире почти нет стран, где бы не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.
Инфляция в переводе
означает вздутие, т.е это обесценивание
денег проявляющееся в
Инфляция воздействует на все сферы экономической жизни страны, поэтому она является социально-экономическим явлением.
Для оценки и анализа
инфляции в отечественной и зарубежной
практике разработана система
Цена потребительской корзины в текущем периоде
Цена потребительской корзины в базисном периоде
Потребительская корзина – это набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Например, потребительская корзина США состоит из 400 позиций, потребительская корзина России из 122 позиций, в т.ч. 57 видов продуктов питания, 40 видов не продовольственных товаров, 25 видов платных услуг.
Систематизация многогранных процессов инфляции в международной практике производится путем выделения её видов. Основными критериями, позволяющими подразделить инфляцию на виды являются:
1) преобладание в экономике
денежных и неденежных
2) особенности, происходящие во время инфляции, с изменениями цен.
По преобладанию денежных и неденежных факторов, инфляция подразделяется на 2 категории:
- инфляция спроса. Является денежным фактором. Рост цен происходит за счет превышения совокупного спроса над предложением, т.е. денег больше чем товаров. характеризуется кризисом государственных финансов и дефицитом бюджета.
- инфляция издержек. Является реальным фактором. Рост цен происходит за счет повышения издержек производства. Характеризуется диспропорциями хозяйства, циклическим развитием экономики, а также монополией производства и ценообразования. Спад экономики приводит к постепенному снижению издержек и ликвидирует инфляцию.
По темпам роста цен инфляция делится на 3 вида:
1. Ползучая инфляция. Темп роста цен – до 10% в год. Инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен.
Отрицательное влияние ползучей инфляции:
1) снижается благосостояние населения;
2) обесцениваются сбережения
и уменьшается возможность
Положительное влияние: незначительная ползущая инфляция способна при определенных условиях стимулировать развитие производства и модернизировать его структуру.
2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен – до 500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двузначных числах. Такая инфляция негативно влияет на экономику, а именно:
1) сбережения становятся убыточными, т.к. процент по вкладам ниже темпов инфляции;
2) долгосрочные инвестиции
становятся слишком
3) уровень жизни населения
Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой (латиноамериканские страны в 1980-е гг., бывшие социалистические страны в 1990-е гг.).
3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении – более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведёт к быстрому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране.
Причины гиперинфляции:
1) обвальное падение производства;
2) разрыв хозяйственных связей;
3) потеря управляемости;
4) чрезмерный дефицит государственного бюджета.
Инфляция неизбежна, она устраняет разрыв между стоимостью материального богатства и его финансовой оценкой. Тем самым достаточно болезненные инфляционные процессы поддерживают между ними определенную пропорциональность (или, как говорят в макроэкономике, равновесие).
К конкретным хозяйственным причинам инфляции в Российской Федерации в 1990-е гг. относятся:
1) спад объемов отечественного производства;
2) дефицит государственного бюджета, не стимулирующий развитие реального сектора экономики;
3) высокая стоимость
обслуживания внутреннего и
4) разрушение монополии внешней торговли;
5) выпуск ваучеров, исполнявших роль денежных суррогатов;
6) криминализация экономики;
7) разрушение системы
таможенного контроля в