Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;
- прочие источники.
Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:
- в объеме поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в декабре отчетного года используются в соответствии со ст.9612 БКРФ;
- в объеме неполного использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ отчетного финансового года направляются на реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ;
- в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.
Иные
остатки средств федерального бюджета
на начало текущего финансового года
могут быть использованы на осуществление
выплат, сокращающих долговые обязательства;
сокращение заимствований.
5.4. Источники финансирования дефицита субъекта РФ
В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ на основании ст. 95 БК РФ включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- иные источники.
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте;
- иные источники.
Остатки
средств бюджета субъекта РФ на начало
текущего финансового года в объеме,
определяемом законом субъекта РФ,
могут направляться в текущем финансовом
году на покрытие временных кассовых разрывов.
5.5. Источники финансирования дефицита местного бюджета
В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники.
Остатки
средств местного бюджета на начало
текущего финансового года в объеме,
определяемом правовым актом представительного
органа муниципального образования, могут
направляться в текущем финансовом году
на покрытие временных кассовых разрывов.
5.6. Использование нефтегазовых доходов РФ
Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета России используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году и не может превышать 4,7 % ВВП.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
Величина
нефтегазового трансферта на соответствующий
финансовый год утверждается федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в абсолютном
размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого
на соответствующий год объема ВВП.
5.7. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере - 10 % ВВП.
Резервный фонд на основании ст. 966 БК РФ формируется за счет 1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; 2) доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд национального благосостояния на основании ст. 9610 БК РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Фонд национального благосостояния формируется за счет: 1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; 2) доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния - Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями.
Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и другие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.
Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.
Министерство
финансов РФ ежемесячно публикует сведения
о поступлении и использовании
нефтегазовых доходов федерального бюджета,
величине активов Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния на начало
отчетного месяца, зачисления средств
в указанные фонды, их размещении и использовании
в отчетном месяце.
Тема 6. Государственный и муниципальный долг
Вопросы,
изучаемые в теме:
государственный
долг, содержание, структура
государственного долга
РФ; государственные
заимствования РФ, структура
заимствований; управление
государственным и муниципальным
долгом, программа внутренних
и внешних заимствований;
государственные и муниципальные
гарантии: содержание,
порядок и условия предоставления;
обслуживание государственного (муниципального)
долга, государственная
долговая книга; внешние
долговые требования
Российской Федерации
6.1. Государственный долг, содержание. Структура государственного долга РФ
Государственный долг — обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ обязательства третьих лиц.
Таким образом, можно говорить о государственном долге как о сумме всех займов, привлеченных государством и выраженных в денежном эквиваленте с процентами, начисленными на сумму займов на определенный момент времени
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Структура государственного долга Российской Федерации - это группировка долговых обязательств Российской Федерации по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;
2)
государственным ценным
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4)
государственным гарантиям
5) иным долговым обязательствам.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены Россией;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;