Лекции по «Бюджетной системе РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 874.50 Кб (Скачать)

     - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;

     - прочие источники.

     Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:

     - в объеме поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в декабре отчетного года используются в соответствии со ст.9612 БКРФ;

     - в объеме неполного использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ отчетного финансового года направляются на реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ;

     - в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.

     Иные  остатки средств федерального бюджета  на начало текущего финансового года могут быть использованы на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства; сокращение заимствований. 

     5.4. Источники финансирования  дефицита субъекта  РФ

     В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ на основании ст. 95 БК РФ включаются:

     - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

     - разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

     - разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

     - иные источники.

     В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

     - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

     - разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

     - иные источники.

     Остатки средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта РФ, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов. 

     5.5. Источники финансирования  дефицита местного  бюджета

     В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

     - разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

     - разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

     - разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

     - разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

     - изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

     - иные источники.

     Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов. 

     5.6. Использование нефтегазовых  доходов РФ

     Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета России используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

     - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

     - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

     - вывозных таможенных пошлин на газ природный;

     - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

     Ненефтегазовый  дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году и не может превышать 4,7 % ВВП.

     Ненефтегазовый  дефицит федерального бюджета финансируется  за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

     Нефтегазовый  трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

     Величина  нефтегазового трансферта на соответствующий  финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП.  

     5.7. Резервный фонд  и Фонд национального  благосостояния

     Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере - 10 % ВВП.

     Резервный фонд на основании ст. 966 БК РФ формируется за счет 1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; 2) доходов от управления средствами Резервного фонда.

     Фонд  национального благосостояния на основании ст. 9610 БК РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

     Фонд  национального благосостояния формируется за счет: 1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; 2) доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

     Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния - Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями.

     Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

     Средства  Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и другие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.

     Учет  операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

     Министерство  финансов РФ ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце. 
 
 

     Тема 6. Государственный  и муниципальный  долг

     Вопросы, изучаемые в теме: государственный  долг, содержание, структура  государственного долга РФ; государственные заимствования РФ, структура заимствований; управление государственным и муниципальным долгом, программа внутренних и внешних заимствований; государственные и муниципальные гарантии: содержание, порядок и условия предоставления; обслуживание государственного (муниципального) долга, государственная долговая книга; внешние долговые требования Российской Федерации 

6.1. Государственный  долг, содержание. Структура  государственного  долга РФ

     Государственный долг — обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ обязательства третьих лиц.

     Таким образом, можно говорить о государственном долге как о сумме всех займов, привлеченных государством и выраженных в денежном эквиваленте с процентами, начисленными на сумму займов на определенный момент времени

     К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

     Структура государственного долга Российской Федерации - это группировка долговых обязательств Российской Федерации по:

     1) кредитам, привлеченным от имени  Российской Федерации как заемщика;

     2) государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени России;

     3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

     4) государственным гарантиям Российской  Федерации;

     5) иным долговым обязательствам.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

     В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

     - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

     - объем основного долга по кредитам, которые получены Россией;

     - объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

Информация о работе Лекции по «Бюджетной системе РФ»