Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 млн рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством РФ.
Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, не допускается.
Предоставление
бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ) юридическим
лицам, не являющимся государственными
и муниципальными учреждениями и
государственными или муниципальными
унитарными предприятиями, влечет возникновение
права государственной или муниципальной
собственности на эквивалентную часть
уставных (складочных) капиталов указанных
юридических лиц, которое оформляется
участием Российской Федерации, субъектов
РФ и муниципальных образований в уставных
(складочных) капиталах таких юридических
лиц в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
4.7. Резервные фонды
Статья
81 БК РФ определяет порядок и условия
создания резервных фондов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, а также
их использования.
Под резервным фондом бюджета следует
понимать совокупность бюджетных средств,
предназначенных для покрытия потребностей
государства и местного самоуправления,
носящих случайный, но вероятный характер.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Резервные фонды могут предусматриваться расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Распорядителями резервных фондов федерального бюджета являются федеральные органы исполнительной власти. Распорядителями резервных фондов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - органы исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительные органы местного самоуправления соответственно.
Не
могут быть распорядителями резервных
фондов, предусмотренных расходной
частью бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, законодательные (
Пункт 3 ст. 81 БК РФ устанавливает максимальный размер резервных фондов в федеральном бюджете, который не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета, размеры резервных фондов в бюджетах субъектов РФ и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.
Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается Правительством РФ; резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ, а резервных фондов местного бюджета - нормативными актами органов местного самоуправления.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ. Такой фонд представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.
Резервный
фонд Президента РФ формируется в
составе расходной части федерального
бюджета на очередной финансовый год в
размере не более 1% утвержденных расходов
федерального бюджета. Расходование средств
резервного фонда Президента РФ осуществляется
на основании письменного распоряжения
Президента РФ.
Тема 5. Сбалансированность бюджетов
Вопросы,
изучаемые в теме:
дефицит бюджета
и источники его
покрытия; бюджетные
кредиты: порядок
предоставления и
использования; источники
финансирования дефицита
федерального бюджета;
источники финансирования
дефицита субъекта РФ;
источники финансирования
дефицита бюджетов местного
бюджета; использование
нефтегазовых доходов
РФ; Резервный фонд и
Фонд национального
благосостояния.
5.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия
Можно выделить три типа бюджета — сбалансированный, дефицитный и профицитный. Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. И наоборот, превышение доходов бюджета над расходами есть профицит бюджета. Бюджет может быть также сбалансированным, т. е. когда расходы бюджета равны доходам.
Возможна следующая классификация дефицита бюджета. По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефицит бюджета. По отношению к уровню бюджета может быть дефицит федерального, региональных, местных бюджетов. В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефицит. По степени переложения на будущие поколения может быть переложимый и непереложимый бюджетный дефицит. По степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефицит. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджетов.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
К источникам покрытия дефицита относятся:
1)
источники внутреннего
-
средства, поступающие от эмиссии
государственных (
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ;
- кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ.
2)
источники внешнего
- средства, поступающие от эмиссии государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
-
кредиты иностранных
- кредиты
кредитных организаций в иностранной
валюте.
5.2. Бюджетные кредиты: порядок предоставления и использования
Как
экономическая категория госуда
Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
Бюджетные
кредиты юридическим лицам, в
том числе иностранным
Бюджетный кредит предоставляется на условиях срочности, возмездности и возвратности.
Способами обеспечения исполнения обязательств могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.
Сроки предоставления кредитов оговорены в ст. 933 БК РФ и составляют срок до одного года. Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных районов устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов РФ, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.
Средства
от возврата предоставленных на возвратной
и возмездной основе средств федерального
бюджета подлежат перечислению в
федеральный бюджет на условиях, предусмотренных
ст. 934 БК РФ.
5.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
В соответствии со ст. 94 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;