Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
Опорный
конспект по дисциплине
«Бюджетная система
РФ»
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия. На современном этапе государство в значительной степени влияет на условия долгосрочного экономического роста и, что исключительно важно, способствует согласованности функционирования всех элементов рыночной системы.
В переходных экономиках государство призвано выполнять функцию создания рыночной системы, устранять негативные последствия стихийного формирования рынка, обеспечивать социальную стабильность и решать многие другие задачи. Это предопределяет необходимость очень продуманного, взвешенного подхода к реализации функций государства. Большое значение при этом имеют организация бюджетных отношений, способы и источники пополнения бюджета, направления его использования.
В настоящее время в России проводится бюджетная реформа, направленная на дальнейшее изменение структуры бюджетной системы, взаимодействия ее звеньев. Эти процессы затрагивают интересы всех субъектов экономических отношений. Поэтому специалист в сфере финансов и кредита должен ориентироваться в вопросах формирования доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы, направления использования бюджетных средств, деятельности государственных внебюджетных фондов, разбираться в бюджетном законодательстве, знать направления современной бюджетной политики, понимать влияние процессов, происходящих в бюджетной сфере, на экономическую и социальную жизнь общества.
Раздел 1. Бюджетное устройство РФ
Темы раздела:
Тема 1. Правовые основы бюджетного устройства страны
Вопросы, изучаемые в теме: бюджетные правоотношения Российской Федерации и субъектов РФ; бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ; нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений в России.
1.1. Бюджетные правоотношения Российской Федерации
и субъектов РФ
Основным
механизмом государственной социально-
В соответствии с определением, содержащемся в Бюджетном Кодексе РФ (далее – БК РФ), бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное
устройство РФ — это организационно-правовое
построение бюджетной системы, позволяющее
выделить в ее составе структурные, подразделения
(виды бюджетов, звенья) и определить формы
их взаимосвязи. Бюджетное устройство
РФ определяется административно-
Бюджетное устройство включает в себя:
- бюджетную систему;
- принципы построения бюджетной системы;
- бюджетную классификацию РФ;
- бюджетный процесс РФ.
Бюджетное устройство регулируется нормами бюджетного права, в том числе бюджетным законодательством.
В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Практическое введение в действие Кодекса произошло с 01.01.2000 г. После этой даты многие «старые» бюджетные законы утратили силу либо применяются в части, не противоречащей БК РФ.
Как установлено в ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относят отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
- государственных и муниципальных заимствований,
- регулирования государственного и муниципального долга,
- составления и рассмотрения проектов бюджетов,
- утверждения и исполнения бюджетов,
- контроля за их исполнением,
- осуществления бюджетного учета,
- составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Федеральный
бюджет на 2008 г. и период до 2010 г. впервые
сформирован и исполняется на основе
нового бюджетного законодательства и
в соответствии с общепризнанными в мировой
практике принципами, стандартами и процедурами,
в полной мере обеспечивающими реализацию
принципов среднесрочного бюджетирования,
ориентированного на результат.
1.2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ
Бюджетные полномочия — это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В главе 2 БК РФ установлены бюджетные полномочия для каждого уровня публичной власти — федерального, субъектов РФ, а также для муниципальных образований.
Разделение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за каждым уровнем власти является неотъемлемым условием построения межбюджетных отношений в РФ в русле бюджетного федерализма.
В соответствии со статьей 7 БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
- установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; и др.
В соответствии со статьей 53 БК РФ к полномочиям Российской Федерации по формированию доходов бюджетов относится установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Бюджетные полномочия субъектов РФ определены в статье 8 БК РФ:
- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
- установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ; и др.
На основании ст. 58 БК РФ к полномочиям субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты отнесены единые для всех поселений и муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.
В соответствии со ст. 59 БК РФ (Полномочия субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ) законодательством субъекта РФ о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района, и др.