Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
3. Самостоятельность бюджетов. Принцип определяет право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств.
4. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
5. Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6. Сбалансированность бюджета. Регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7. Результативность и эффективность использования бюджетных средств. Состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов. Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.
9. Прозрачность (открытость) определяет обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; обязательную открытость проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, и пр.
10. Достоверность бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Адресность и целевой характер бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12. Подведомственность расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13.
Единство кассы. Означает зачисление
всех кассовых поступлений и осуществление
всех кассовых выплат с единого счета
бюджета.
Тема 3. Доходы бюджетов
Вопросы,
изучаемые в теме:
экономическое содержание
доходов. Классификация
и виды доходов бюджета;
доходы федерального
бюджета; доходы бюджетов
субъектов РФ; доходы
местных бюджетов.
3.1. Экономическое содержание доходов.
Классификация и виды доходов бюджета
Как экономическая категория доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 41 БК РФ в зависимости от источника поступления доходы бюджетов бывают:
- налоговые доходы;
- неналоговые виды доходов;
- безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы
от продажи имущества, находящегося
в государственной или
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы соответствующих бюджетов;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления, за исключением субвенций. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
Введение
принципа разделения ставок налогов
и законодательного закрепления на
постоянной (долговременной) основе нормативов
распределения налоговых поступлений
между бюджетами разного уровня в настоящее
время имеет, по нашему мнению, все-таки
паллиативный характер, так как осуществляется
по системе критериев, направленных на
решение определенных задач текущего
или среднесрочного периода.
3.2. Доходы федерального бюджета
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций;
- налога на добавленную стоимость;
-акцизов;
- налога на добычу полезных ископаемых;
-сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водного налога;
- единого социального налога;
государственной пошлины.
Нормативы
зачисления соответствующих налоговых
доходов установлены в
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы, которые формируются за счет:
- доходов от использования имущества, от продажи имущества;
- части прибыли унитарных предприятий;
- сборов за выдачу;
-таможенных пошлин и таможенных сборов;
- платы за использование лесов;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
-консульских сборов и др.
Нормативы зачисления неналоговых доходов установлены ст. 51 БК РФ по каждому виду неналогового дохода.
В
доходах федерального бюджета, помимо
перечисленных, также учитываются прибыль
Центрального банка РФ, остающаяся после
уплаты налогов и иных обязательных и
доходы от внешнеэкономической деятельности;
3.3. Доходы бюджетов субъектов РФ
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
- налога на имущество организаций;
- налога на игорный бизнес;
- транспортного налога.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
налога на доходы физических лиц;
акцизов на разные виды продукции;
налога на добычу полезных ископаемых;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);
сбора
за пользование объектами
Нормативы зачисления налоговых доходов установлены ст. 56 БК РФ.
Указанные выше налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 БК РФ.
В соответствии со ст. 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
- доходов от использования имущества;
- от продажи имущества;
- от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ;
- части прибыли унитарных предприятий;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- платы за использование лесов;
- сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
- доходов от передачи в аренду земельных участков;
- доходов от продажи земельных участков и др.
Нормативы
зачислений указанных неналоговых
доходов бюджетов субъектов РФ установлены
ст. 57 БК РФ.
3.4. Доходы местных бюджетов
Муниципальное образование, как установлено в федеральном законодательстве, — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Итак, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.
Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается БК РФ для бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ), бюджетов муниципальных районов (ст. 611 БК РФ), бюджетов городских округов (ст. 612 БК РФ). Состав неналоговых доходов местных бюджетов устанавливается ст. 62 БК РФ.