Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
До
настоящего времени существенный удельный
вес в доходах большинства
местных бюджетов составляют безвозмездные
перечисления. Поэтому, говорить о самостоятельности
бюджета каждого уровня, возведенной Бюджетным
кодексом РФ в ранг одного из важных принципов
бюджетной системы, в практическом плане
достаточно проблематично.
Тема 4. Расходы бюджетов
Вопросы,
изучаемые в теме:
экономическое содержание
расходов, расходные
обязательства РФ, субъектов
РФ и муниципальных
образований РФ; бюджетные
ассигнования; государственное (муниципальное)
задание; размещение
государственного заказа;
предоставление субсидий;
бюджетные инвестиции;
резервные фонды.
4.1. Экономическое содержание расходов. Расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ
Основанием разделения расходов бюджетов на текущие и капитальные является их экономическое содержание, под которым следует понимать значение расходов бюджетов в процессе общественного воспроизводства.
Текущие расходы бюджетов, предназначенные для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления, обеспечивают решение вопросов простого воспроизводства в масштабе РФ, ее субъектов и муниципальных образований, капитальные расходы бюджетов, направлены на решение задач расширенного воспроизводства и предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения централизованного фонда денежных средств и использования его на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Расходы бюджета, как установлено Бюджетном кодексом РФ, — это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем году, называются бюджетными обязательствами. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, представляют собой бюджетные ассигнования.
В соответствии со ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также заключения РФ договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами госвласти полномочий:
Расходные обязательства субъекта РФ (ст. 85 БК РФ) возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами госвласти субъектов РФ полномочий:
Расходные обязательства муниципального образования (ст. 86 БК РФ) возникают в результате принятия муниципальных правовых актов, а также заключения муниципальным образованием договоров при осуществлении полномочий:
- по вопросам местного значения;
- отдельных государственных полномочий, подлежащих исполнению в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций.
Инструментом
учета расходных обязательств являются
реестры расходных обязательств (свод
(перечень) законов, иных нормативных правовых
актов, муниципальных правовых актов,
обусловливающих публичные нормативные
обязательства и/или правовые основания
для иных расходных обязательств с указанием
соответствующих положений (статей, частей,
пунктов, подпунктов, абзацев) законов
и иных нормативных правовых актов), которые
в соответствии с бюджетным законодательством
обязаны вести органы государственной
власти и местного самоуправления.
4.2. Бюджетные ассигнования
Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств.
К бюджетным ассигнованиям на основании ст. 69 БК РФ относятся ассигнования на:
- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение населения;
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление межбюджетных трансфертов; и др.
Направления бюджетных ассигнований, установленные ст. 69 БК РФ представлены на рис. 4.2.1.
Рис.
4.2.1. Направления бюджетных
ассигнований
4.3. Государственное (муниципальное) задание
Понятие «государственное (муниципальное) задание» является нововведением современного российского законодательства и тесно связано с выполнением одной из важнейших функций исполнительных органов власти всех уровней – оказанием государственных (муниципальных) услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.
Государственное (муниципальное) задание определяет:
- категории физических или юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- показатели характеризующие качество, состав, объем оказываемых услуг;
- порядок оказания услуг;
- предельные тарифы на оплату услуг;
- порядок осуществления контроля и требования к отчетности.
Государственное (муниципальное) задание на основании ст. 692 БК РФ должно содержать:
- выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;
- порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях; и др.
Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Финансовое
обеспечение выполнения государственных
(муниципальных) заданий осуществляется
за счет средств федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, бюджетов
субъектов РФ и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов,
местных бюджетов в порядке, установленном
соответствующими нормативными актами.
4.4. Размещение государственного заказа
В
широком понимании государствен
В соответствии со ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
На основании ст. 73 БК РФ бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Реестры
закупок, осуществленных без заключения
государственных или
4.5. Предоставление субсидий
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
На основании ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Источниками таких субсидий являются:
1)
федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
2) бюджет субъекта РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местный бюджет.
На основании статьи 781 БК РФ возможно предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями.
Федеральным
законом о федеральном бюджете
может предусматриваться
4.6. Бюджетные инвестиции
Бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии со ст. 79 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами.