Лекции по «Бюджетной системе РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 874.50 Кб (Скачать)

     На  основании ст. 63 БК РФ к полномочиям муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений относятся установление единых для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района.

     В соответствии со ст. 64 БК РФ (Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов) муниципальными образованиями вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

     1.3. Нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений в России

     Бюджетные отношения регулируются нормами бюджетного права. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, называется источниками (формами) бюджетного права.

     Иерархически  выстроенная по убыванию их юридической  силы система источников (форм) выглядит следующим образом:

     1. Законодательные акты:

     -  общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.

     -  Конституция РФ.

     -  Федеральные законы (в том числе Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете);

     - законы субъектов РФ, в том числе о бюджете;

     - муниципальные правовые акты (решения о местных бюджетах);

     2. Подзаконные нормативно-правовые акты (органов общей компетенции):

     - указы Президента РФ;

     - постановления Правительства РФ;

     - иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств.

     Бюджетное законодательство Российской Федерации  состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ

     В соответствии со ст. 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. 
 

     Тема 2. Бюджетное устройство РФ

     Вопросы, изучаемые в теме: бюджетная система России и ее структура; бюджетная классификация России; принципы бюджетной системы России.  

     2.1. Бюджетная система России и ее структура

    Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы РФ представлена на рис. 2.1.1.  

 
1 уровень

Федеральный

-  Федеральный бюджет

- бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования)

         
 
2 уровень 

Региональный

- бюджеты субъектов  РФ (республик, областей, краев, автономных областей (округов), городов федерального значения)

- бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов

         
3 уровень 

Муниципальный

(местный)

- местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований (городских, сельских поселения, муниципальных районов, городских округов и внутригородские территории городов федерального значения)
 
 

     Рис. 2.1.1. Структура бюджетной  системы РФ

     В законодательстве и на практике применяется  термин консолидированный бюджет — свод бюджетов соответствующей территории. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается.  

 
Консолидированный

бюджет РФ

 
 =
 
Федеральный

бюджет

 
+
Свод  консолидированных бюджетов субъектов РФ

(без  учета межбюджетных  трансфертов между этими бюджетами)

         
 
Консолидированный

бюджет субъекта РФ

 
=
 
Бюджет

субъекта РФ

 
+
Свод  бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)
         
 
Консолидированный

бюджет муниципального района

 
 
=
Бюджет  муниципального района (районный

  бюджет)

 
 
+
Свод  бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав

муниципального района

(без  учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)

 
 

     2.2. Бюджетная классификация России

     Бюджетная классификация РФ — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателен бюджетов бюджетной системы РФ.

     Принципиальной новацией бюджетной классификации РФ, применяемой с 2005 г., стало использование в ней классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которая является группировкой операций в секторе государственного управления по их экономическому содержанию. В рамках КОСГУ операции делятся на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). С 2008 г. КОСГУ применяется как самостоятельная классификация в составе бюджетной классификации РФ.

     С целью соблюдения единых принципов  формирования и исполнения бюджетов введен единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Однако в законодательстве термин «администратор» применяется в отношении доходов и источников финансирования дефицита бюджета. В отношении расходов применяется традиционный термин — главный распорядитель бюджетных средств. Вторая часть (14 знаков) представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операции сектора государственного управления (табл. 2.2.1-2.2.3). 

     Таблица 2.2.1 - Структура кода доходов бюджетов

 

 

      Таблица 2.2.2. - Структура кода расходов бюджетов

 

 

      Таблица 2.2.3 - Структура кода источников финансирования дефицитов бюджетов

 

     В первые годы образования Российской Федерации бюджетная классификация  утверждалась приказами Министерства финансов РФ. Далее до 2008 г. действовали два законодательных акта по данному вопросу: Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная глава 4. Министерство финансов РФ издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, с 2008 г. действует приказ от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

     В состав бюджетной классификации включены:

     - классификация доходов,

     - классификация расходов,

     - классификация источников финансирования дефицита бюджета,

     - классификация операции сектора государственного управления.

     Базовые, единые для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации позиции двух первых уровней (группа—подгруппа, раздел—подраздел, группа-статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным кодексом РФ.

     Бюджетный кодекс РФ устанавливает:

     • по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;

     • по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме, по 95 подразделам:

     • по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 и 4 подгруппы;

     • по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.

     Одновременно  Министерству финансов РФ предоставляется  право утверждать единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях, тем самым обеспечить единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы. 

     2.3. Принципы бюджетной  системы России

     Принципы, на которых основана бюджетная система РФ, установлены в Бюджетном кодексе РФ. В перечень включены следующие принципы.

     1. Единство бюджетной системы. Принцип означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкции за нарушение бюджетного законодательства, и т. п.

     2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ заключается в закреплении доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ.

Информация о работе Лекции по «Бюджетной системе РФ»