Консолидированный бюджет Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.

Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

     2.1 Показатели Федерального бюджета  и консолидированный бюджет РФ

     Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения  внутреннего валового продукта и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

     Основные показатели федерального бюджета, в том числе: доходы федерального бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов Российской Федерации; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом.

     Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 г., состав его показателей характеризуют данные таблицы 1.

     Таблица 1- Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 г.

   
Статьи  дохода млрд. руб. % к итогу
   1. Налоговые доходы

   1.1. Налог на прибыль

   1.2. Подоходный налог с физических  лиц

   1.3. Налог на добавленную стоимость

   1.4. Акцизы

   1.5. Налоги на имущество

   1.6. Платежи за использование природных  ресурсов

   1.7. Налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции

   1.8. Прочие налоги, сборы и пошлины 

   2. Неналоговые доходы

   2.1. Доходы от государственной собственности  или от деятельности

   2.2. Доходы от продажи принадлежавшего  государству имущества

   2.3. Доходы от реализации государственных  запасов

   2.4. Доходы от внешнеэкономической  деятельности

   2.5. Прочие неналоговые доходы

   3. Безвозмездные перечисления

       4. Поступления от целевых бюджетных  фондов 

       Итого доходов

   594105

   104870

   75235

   182812

   64407

   47743

   37174 

   27177

   28791

   63950 

   9643 

   23427

   5316

   11584

   11933

   9514

   45065

      712635

   83,4

   14,7

   10,6

   25,7

   9,0

   6,7

   5,2 

   3,8

   4,0

   9,0 

   1,3 

   3,3

   0,7

   1.6

   1.7

   1,3

   6,3

      100

     Как следует из таблицы, в бюджетных  доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы (около 35%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

     Налоги, связанные с производством (налог  на прибыль, доход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 15% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятии, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

     Главная причина превалирования в бюджете  косвенных налогов — резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения.

     2.2 Показатели консолидированных бюджетов  субъектов РФ и консолидированный  бюджет РФ

     Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти. Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня. Статистические консолидированные показатели используются:

     - при бюджетном планировании;

     - при анализе формирования и использования финансового фонда государства;

     - при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

     - при расчетах, характеризующих различные сферы обеспечения экономики общества, отдельные территориальные образования и т. д.

     При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, например, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и при определении размеров дотаций. В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов базируются на консолидированных бюджетах. В частности, в доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавочную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, внешнеэкономические операции, средства целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности.

     Используя статистические данные консолидированных бюджетов за ряд лет можно более качественно и объективно организовать перспективное планирование и прогнозирование, в частности, при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и его территориальных образований. Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов на базе статистических финансовых показателей консолидированных бюджетов позволяет вести расчеты финансовых ресурсов на ближайшую и отдаленную перспективу, устанавливать корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов, внутренним валовым продуктом, национальным доходом и объемом валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, на основе показателей консолидированных бюджетов возможны расчеты различных видов обеспечения населения государства и территорий, бюджетных расходов на одного жителя на образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии, а такжу среднедушевых бюджетных доходов на одного жителя в целях сравнения с аналогичными показателями регионов и других государств. 

     2.3 Управление бюджетным процессом

     Перед созданием любой системы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а также взаимодействие и направленность информационных потоков. Объектом управления в данном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участниками  являются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органы исполнительной власти, финансовые органы).

     Для автоматизации БП РФ создается единая автоматизированная информационная система  управления, обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного. Системы упрабления одного уровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одном бюджетном уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений.

     Федеральный бюджет РФ (ФБ РФ) формируется для  финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий, выполняемых центральными органами власти. Через ФБ осуществляется процесс распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  создание национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На ФБ возложено финансирование общегосударственных органов власти и местного управления, поддержание  обороноспособности государства, развитие науки, образования, федеральных целевых  программ и т.п.

     На  уровне ФБ РФ можно выделить следующие  комплексы функциональных задач, решаемые с помощью информационных технологий.

     Сводное финансовое планирование на общегосударственном  и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые  увязываются с материальными  и трудовыми балансами в стоимостном  выражении. Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей  прогноза экономического и социального  развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансировании расходных статей.

     Со  сводным финансовым планированием  тесно связано бюджет-, ное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций,, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оцет нок предусматривает разработку и обоснование оптимальных путей  развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы (например, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, каузальный метод прогнозирования).

     Проект  ФБ РФ разрабатывается Министерством  финансов РФ (в настоящее время  Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) по поручению Правительства  РФ. Федеральная служба и территориальные  финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления  бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы  развития государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые  программы и т.п.

     Исполнение  ФБ начинается после его утверждения  органом представительной власти. В  финансовых органах подготавливается организационный план, в котором  определяются задачи подразделений  по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основании показателей  бюджета составляется бюджетная  роспись доходов и расходов, которая  утверждается исполнительным органом  власти.

     Контроль  за целевым использованием бюджетных  средств предусматривает различные  варианты бюджетной отчетности. В  процессе исполнения бюджета все  доходы, расходы, дефицит, а также  все бюджетные операции находят  отражение в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми  органами. Финансовые органы подготавливают бюджетную отчетность и предоставляют  ее в Правительство РФ в установленные  сроки. После утверждения отчетов  об исполнении бюджетов они передаются для опубликования в открытой печати.

     Свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ представляет собой консолидированный  бюджет Российской Федерации (КБ РФ). Он включает в себя ФБ и КБ субъектов  РФ. В свою очередь КБ субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты.

     КБ  представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующий  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  на территории РФ в целом и ее отдельных субъектов. Для уровня КБ характерно выделение следующих  комплексов функциональных задач: определение  величины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты  субъектов РФ и размеров дотаций  с учетом объемов бюджетов административно-территориальных  образований; анализ формирования и  использования централизованного  финансового фонда страны; сводное  финансовое планирование доходов и  расходов государства; разработка прогнозов  экономического и социального развития государства и его территорий; расчет показателей обеспеченности жителей страны и территорий для  проведения сравнительного анализа  состояния отдельных территорий РФ и с аналогичными показателями других государств.

     В решении задач каждого комплекса  обычно одновременно задействованы  различные участники БП, что подтверждает организационную и информационную сложность БП с точки зрения его  автоматизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Анализ исполнения  консолидированного  бюджета РФ 

     Основными   источниками   информации   для   анализа   исполнения консолидированного   бюджета могут являться следующие данные:

     -   "Отчет  об  исполнении  консолидированного  бюджета  субъекта Российской   Федерации  и  бюджета  территориального  государственного внебюджетного   фонда"   по  форме  0503317,  составляемый  финансовым

органом,  уполномоченным  на  формирование  отчетности  об  исполнении

соответствующего  консолидированного  бюджета Российской Федерации, на

ежемесячной  основе  в  соответствии  с  Приказом  Минфина  России  от 13.11.2008  N  128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и

представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

Информация о работе Консолидированный бюджет Российской Федерации