Консолидированный бюджет Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.

Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

     Введение 

     Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.

     Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов  Федерации и населением, живущим  на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

     В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также  консолидированный бюджет данного  субъекта Федерации.

     Данная  тема особо актуальна потому, что  современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее  время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени  мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.

     Объектом  исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе  её развития.

     Предмет исследования – консолидированный  бюджет субъекта федерации.

     Цель  работы состоит в изучении консолидированного бюджета Российской Федерации.

     Структура и объем работы обусловлены предметом  исследования, целевой установкой и  логикой исследования.

     Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда, утверждаемый соответствующими представительными  органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

     Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования  основного денежного фонда государства. Эти отношения возникают в  процессе распределения и перераспределения  внутреннего валового продукта и  национального дохода. При распределении  и перераспределении внутреннего  валового продукта и национального  дохода одновременно между участниками  распределительного процесса возникают  правовые отношения, т.к. каждый из них  реализует своё право на определённую долю стоимости внутреннего валового продукта. Бюджетные отношения, как  и финансовые отношения, связаны  с функционированием государства.

     Свод  бюджетов в целом по РФ или соответствующей  территории носит название консолидированных  бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических  и статистических целей. Составление  и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

     Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие  цели выделяются финансовые ресурсы  из федерального бюджета.

     Задачами  работы являются:

     - рассмотрение структуры консолидированного  бюджета РФ;

     - рассмотрение влияния Федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ на формирование консолидированного бюджета;

     - анализ исполнения консолидированного бюджета. 

     1 Консолидированный бюджет Российской Федерации и его структура 

     
    1.  Структура  консолидированного бюджета РФ

     Понятие  консолидированный   бюджет  было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства  и  бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

     В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что  единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации  и  документации, но  и  представлением необходимой статистической  и  бюджетной информации для составления  консолидированных   бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса  РФ  также отмечается обязанность Министерства финансов  РФ  составлять отчет об исполнении  консолидированного   бюджета  Российской Федерации.

     Консолидированный   бюджет  Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.  Консолидированный   бюджет  Российской Федерации включает федеральный  бюджет   и   консолидированные   бюджеты  субъектов Российской Федерации. В свою очередь  консолидированный   бюджет  субъекта Российской Федерации включает региональный  бюджет, т. е.  бюджет  субъекта Российской Федерации,  и  местные  бюджеты.

     Составление консолидированных бюджетов возложено  на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

     Изменения, внесенные данным законом, вступают в силу с 1 января 2005 года.

     Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

     Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис. 1.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.

Рисунок 1 – Схема консолидированного бюджета РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1.  Консолидированный  бюджет РФ как свод бюджетов  всех уровней

     Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

     Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет  функцию объединения бюджетных  показателей территории. В нем  находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по субъекту Федерации.

     Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. 
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как "минимальные государственные социальные стандарты" и "минимальная бюджетная обеспеченность".

     Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. 
 
 

     
    1.  Показатели  консолидированного бюджета РФ  и сводное финансовое планирование 

     Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты  являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов  Российской Федерации.

     1. Показатели консолидированных бюджетов  используются в бюджетном планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений  от регулирующих налогов в  бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных  образований.

     2. Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования  и использования централизованного  финансового фонда страны, т. е.  суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.  Так, используя показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации,  определяют степень централизации  финансовых ресурсов, создаваемых  в стране и отражаемых в  сводном финансовом балансе государства.

     3. Без расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное  финансовое планирование, так как  многие показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов. В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную  стоимость и акцизы, подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции  и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

     4. Большую роль играют показатели  консолидированных бюджетов в  перспективном планировании в  целом и перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социального развития государства,  территорий используются финансовые  показатели, в основе которых  показатели консолидированных бюджетов.

     Разработка  экономико-математических моделей  прогнозирования бюджетов также  основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции  промышленности, сельского хозяйства.

     5. Показатели консолидированных бюджетов  используются также при расчетах, характеризующих различные виды  обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы  на одного жителя на медицинское  обслуживание, образование и другие  среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные  показатели являются критериями  для сравнительного анализа состояния  отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

     Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления  на федеральный и территориальный  бюджеты будут играть все более  важную роль в бюджетном прогнозировании  и бюджетном процессе как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Федерации, при регулировании бюджетных  связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции  консолидированного бюджета и его  пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.

     Консолидированный бюджет субъекта федерации выполняет  функцию объединения бюджетных  показателей территории. Именно в  консолидированном бюджете субъекта федерации и находят своё отражение  условия сбалансированности доходов  и расходов в целом по бюджету  субъекта Федерации, а также результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Влияние федерального  бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов  Российской Федерации  на формирование  консолидированного  бюджета РФ 

Информация о работе Консолидированный бюджет Российской Федерации