Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.
Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.
Несмотря на все меры предпринимаемее государством в течении течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, тем самым, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.
Основные способы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.
1.2. Анализ нормативно – законодательной базы, регламентирующей порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг
Особенностью правового регулирования социальной защиты являются ее динамизм и изменяемость. Объясняется это тем, что российская система социальной защиты в последние годы реформируется. Реформа направлена на приближение России к международным стандартам в социальной сфере, на повышение эффективности и результативности самой защиты, а также на обеспечение финансовой основы для государственной социальной поддержки. Развитие отдельных частей социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом - создаются, обусловленные новыми экономическими и социальными новеллами. Вместе с тем, складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов.
Современные тенденции государственно-правового развития показывают, что, взяв курс на построение социального государства, Российская Федерация в качестве основных стратегических задач ставит усиление социальной защищенности граждан путем повышения благосостояния граждан, эффективное использование мер адресной социальной поддержки, увеличение занятости, реализацию социальных гарантий отдельным категориям граждан.
В системе социально-правовой защиты населения можно выделить:
общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства;
особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.
В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.).
На федеральном уровне правоотношения в области социальной защиты и социального обеспечения регулируются более чем 2000 нормативных правовых актов, в т.ч.:
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 в ред. от 28.12.2007 № 935 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи»
Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, на основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а в пункте «е» статьи 71 Конституции РФ говорится об установлении основ федеральной политики в области социального развития, в статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» сказано, что Правительство РФ «обеспечивает проведение единой государственной социальной политики».
Стоит отметить, что в части второй статьи 7 Конституции Российской Федерации раскрываются основные направления политики социального государства:
охрана труда и здоровья людей;
установление минимального размера оплаты труда;
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социальных служб;
установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Так же в Гражданском Кодексе финансовая сфера так же имеет свое отражение. Например, в постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" на 2012 - 2014 год определены меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных бюджетных учреждений в сельской местности.
Указанным работникам по месту их работы предусматривается выплачивать:
- в период 2012 - 2014 годов ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей;
- в 2012 году (лицам, имеющим право по состоянию на 31 декабря 2014 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением) - единовременную денежную выплату в размере, определяемом в соответствии с установленным порядком.
Указанные меры социальной поддержки предусматриваются в том числе лицам, уволившимся до 1 января 2012 года.
Можно сделать вывод, что нормативно – законодательная база оказывает существенное влияние на социальную сферу. К сожаленью в России пока нет кодекса, который собрал бы все законы воедино, но этот недостаток возможно когда-нибудь государство устранит.
1.3. Воздействие финансов на социальную сферу.
Социальное преобразование общества возможно 2 способами:
Революционным. Он связан с большими финансовыми и материальными потерями
Реформаторским. Он предполагает эволюционное развитие, преемственность, отсутствие жертв и больших массовых потерь. Это тоже требует значительных финансовых затрат, являясь чаще длительным процессом. Потери при таком способе не сравнимы с финансовыми и людскими потерями, сопутствующими вооруженной борьбе. Успешное проведение реформ возможно при разумном использовании налогов, займов, инвестиций, социальных пособий и т. д.[8]
Финансовое обеспечение социальных реформ решает 2 задачи:
изыскание необходимых финансовых ресурсов для финансирования мероприятий по социальным реформам
рациональное использование финансовых ресурсов.
Так же в государстве могут осуществляться социальные реформы, направленные на развитие новых отношений в производстве, решение вопросов в ходе смены производственных отношений либо связанные с ускоренным развитием производительных сил без смены производственных отношений (индустриализация и т. д.). Финансовые мероприятия по согласованию экономических интересов основных групп и классов общества, проводятся, как правило, на компромиссной основе. Стоит отметить, что наука еще не выработала механизмов для успешного развития и хода реформ, все осуществляется путем проб и ошибок.
Если рассмотреть социальных реформ в разных странах, то можно отметить, что эти реформы проводились в несколько этапов.
Первой крупной социальной реформой в России была отмена крепостного права в 1861 г. Главная проблема этой реформы заключалась в определение условий выкупа крестьян и их земельных наделов, которые удовлетворили бы и помещиков, и крепостных. В конечном счёте выкуп стал равен капиталу, дающему при 6 % годовых сумму, равную прежнему среднему оброку. Правительство, в свою очередь, сразу дать такую сумму не могло, поэтому были выпущены облигации, и следовательно создан Госбанк. Госзаймы оказались тем саамы удачным способом, который помог мирным способом преобразовать общество.
Реформы в Германии: была проведена денежная реформа, что восстановило устойчивое денежное обращение. Китай осуществлял реформы в 2 этапа: с конца 1970 до 1985 г. главным рычагом была аграрная реформа; льготные условия по налогообложению для привлечения иностранных инвестиций – для прибрежных районов. [8]
На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протекционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. В итоге протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что стало препятствием нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе. Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капитала, создать нормальные условия в аграрном секторе, ограничить военные расходы, что дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать производителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований.
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы.
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.
Экономические системы получают статус социально-ориентированных в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Именно такая концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими задачами России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений провозглашены:
Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
Улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;
Развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
Создание цивилизованного рынка труда;
Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России