Финансы социальной сферы и особенности их организации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Описать процесс финансирования социальной сферы;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….
Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
Главные цели государственной социальной политики на современном этапе………………………………………………………………………………...
Воздействие финансов на социальную сферу……………………..
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………………..
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..
3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

3. Курсовая финик!!!.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

 

«Финансы»

 

на тему:

“ Финансы социальной сферы и особенности их организации в России”

 

 

 

 Выполнил:

студент 2 курса, группы

дневного отделения,

сспециальности  «Финансы и кредит» _______________________________

 

Проверил:

_______________________________

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011г.

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….

    1. Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
    2. Главные цели государственной социальной политики на современном этапе………………………………………………………………………………...
    3. Воздействие финансов на социальную сферу……………………..

Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….

2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………………..

2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………

2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………

Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………

3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….

3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..

3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического понимания содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

На основе теоретических  положений сущности финансов дается представление о финансовой системе, управлении финансами, раскрывается механизм их влияния на социально-экономические процессы, особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов. Такой подход позволяет показать особенности организации финансовых отношений в России на микро- и макроуровнях, а также современные тенденции развития финансов. Изучение этих вопросов играет важную роль в подготовке специалистов, которые, обладая достаточными теоретическими и практическими знаниями, должны быть готовы активно их использовать в профессиональной деятельности в финансовых, налоговых, казначейских органах, органах государственного финансового контроля.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
  2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
  3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Объектом исследования выступают финансы социальной сферы. Предметом - роль и особенности государственных и муниципальных финансов в социальной сфере.

В работе будет проанализирована динамика изменения финансирования различных областей социальной сферы, что поможет сделать выводы по рациональному использованию бюджетных средств, а также их влияние на социальную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная политика в России и источники  ее финансирования.

    1. Сущность социальной политики и ее инструменты.

Российская Федерация  согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики.

Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика.

Государственная социальная политика проводится с учетом объективных  особенностей регионов. Она гарантирует  равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

Государство, проводя  социальную политику, использует следующие  инструменты:

  • социальные гарантии. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Созданы четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам федерального бюджета.
  • минимальные социальные стандарты. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды. Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.
  • потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ.

Социальная политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.

Социальные  программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование  социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств  предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В течение многих лет  социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.

Основные способы осуществления  реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.


Для стратегического  планирования существенное значение имеет  четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа  — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема — это объективно возникающее  в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

  • доходов и цен;
  • занятости и социально-трудовых отношений;
  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
  • образования;
  • семьи, материнства и детства;
  • дети России и др.

Долгосрочная целевая  социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Формирование программы требует  проведения следующих поэтапных разработок:


  1. Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации;
  2. Концептуальная разработка планируемой программы;
  3. Информационный поиск вводимых данных;
  4. Собственно формирование программы;
  5. Прогнозирование результатов реализации программы;
  6. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;
  7. Разработка управления реализацией программы.

Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России