Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
По дисциплине:
«Финансы»
на тему:
Выполнил:
студент 2 курса, группы
дневного отделения,
сспециальности «Финансы и кредит» __________________________
Проверил:
Нижний Новгород
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….
1.1. Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
1.2. Главные цели государственной социальной политики на современном этапе…………………………………………………………………
1.3. Воздействие финансов на социальную сферу……………………..
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.………………………………………………………………
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации…………………………………………………
3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического понимания содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.
На основе теоретических положений сущности финансов дается представление о финансовой системе, управлении финансами, раскрывается механизм их влияния на социально-экономические процессы, особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов. Такой подход позволяет показать особенности организации финансовых отношений в России на микро- и макроуровнях, а также современные тенденции развития финансов. Изучение этих вопросов играет важную роль в подготовке специалистов, которые, обладая достаточными теоретическими и практическими знаниями, должны быть готовы активно их использовать в профессиональной деятельности в финансовых, налоговых, казначейских органах, органах государственного финансового контроля.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.
Объектом исследования выступают финансы социальной сферы. Предметом - роль и особенности государственных и муниципальных финансов в социальной сфере.
В работе будет проанализирована динамика изменения финансирования различных областей социальной сферы, что поможет сделать выводы по рациональному использованию бюджетных средств, а также их влияние на социальную политику.
Глава 1. Теоретические основы изучения финансов социальной сферы.
1.1. Социальная политика: понятия, сущность, функции, цели, задачи.
Согласно Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Целю проводимых в стране реформ, является построение социально ориентированной рыночной экономики.
Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика.
Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности?
Е.И. Холостова и А.С. Сорвина предлагают рассматривать политику как:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочнения власти;
- система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
- практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
- участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
- искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества [1; С. 78].
Как отмечают Е.И. Холостова и А.С. Сорвина – центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства – власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия [1; С. 79]. Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения [1; С. 79].
На мой взгляд, социальная политика государства осуществляется с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для того, что бы этого осуществить государство применяет меры по выравниванию межрегиональных различий в уровне занятости, доходах, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.
Социальная политика представляет собой систему целей, задач и мероприятий, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет общественных финансов. [3; С. 216]
Основные цели в области социальной политики:
• сокращение масштабов бедности;
• повышение доли трудовых доходов и их реального роста;
• улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др. Важнейшими задачами социальной политики на современном этапе являются:
• повышение трудовой и хозяйственной активности населения –предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование;
• регулирование доходов населения;
• целевая поддержка социально уязвимых групп населения;
• обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе
структурной перестройки;
• реформа организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения, жилищная реформа.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
- выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
- оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление "диалога" между гражданами и государством;
- интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
- прогностическая;
- социальная защита населения;
- управление социальными процессами и др. [1; С. 80].
Для проведения социальной политики, государство использует следующие инструменты:
социальные гарантии. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура, которая передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Это корпорации вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая в свою очередь финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Существует четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам федерального бюджета.
минимальные социальные стандарты. Социальные стандарты - средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся: прожиточный минимум, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы обеспечения жильем, нормативы состояния окружающей среды. Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах, и используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.
потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход, а так же призвана социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни относится только к тем гражданам, кто не может это сделать самостоятельно.
Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России