Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.
Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.
Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Однако вернемся к общим вопросам управления. Нельзя не признать, что стратегия дальнейшего развития отраслей социальной сферы строится с учетом изменений, происходящих в социально-экономических отношениях и государственно-политическом устройстве России: переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализация управления, возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности субъектов РФ по решению финансовых проблем социальной сферы. Можно выделить четыре направления совершенствования управления, напрямую связанных с финансами:
Разграничение компетенции, полномочий и ответственности органов управления всех уровней и обеспечение их эффективного взаимодействия;
Переход от распределительного и директивного к регулирующему управлению;
Развитие принципов автономности хозяйствующих субъектов с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;
Развитие общественно-государственных форм управления.
При недостаточности финансовых ресурсов разработке стратегии управления должно предшествовать решение таких задач, как выбор приоритетов, выявление и использование новых источников финансирования, создание организационных экономических механизмов рационального использования имеющихся средств, обоснованное распределение полномочий по распоряжению ресурсами. Безусловно, задача выбора приоритетов социальной политики относится к компетенции федерального уровня. Если рассматривать этот вопрос с финансовой точки зрения, то приоритетность той или иной социальной проблемы может быть представлена через соотношение средств, направляемых на ее решение. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета страны говорят о заметном росте ассигнований на финансирование социальных расходов и снижение средств, направляемых на государственную поддержку других отраслей экономики.
Ставки заработной платы работников бюджетной сферы и принципы их определения едины на всей территории Российской Федерации. Единая система оплаты труда представляет собой совокупность единообразных условий, форм и методов тарификации работников, установления им должностных окладов или ставок заработной платы, квалификационных, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Каждый из вышеназванных элементов заработной платы показывает зависимость уровня фактического заработка работника от качества, количества, условий труда. Действующие ставки заработной платы работников бюджетной сферы определяются на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), они зависят от установленного работнику разряда, ставки первого разряда, межразрядных тарифных коэффициентов. Однако они не учитывают величину прожиточного минимума в том или ином регионе. В основе оплаты труда работников бюджетной сферы лежат должностные оклады, ставки заработной платы, различные доплаты и надбавки. Должностные оклады устанавливаются в зависимости от занимаемой должности и присвоенного работнику разряду по ЕТС. Должностные оклады имеют руководитель, главный бухгалтер, завхоз и другие работники, зачисленные в штат в соответствии со штатным расписанием. Тем работникам, заработная плата которых находится в прямой зависимости от учебной нагрузки, ставки заработной платы устанавливаются за норму нагрузки в часах.
Одним из механизмов воздействия в области удовлетворения общественных потребностей становится государственный социальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство не является монопольным источником заказа на реализацию социальных услуг. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В заключении отметим, что в своевременных условиях финансовые ресурсы являются одним из главных ограничителей управленческого воздействия на развитие отраслей экономики. Сущность современной стратегии управления финансовыми ресурсами в социальной сфере заключается в необходимости соотносить избранные цели развития с финансовыми возможностями государства. Такой подход к управлению способствует развитию коммерческой инициативы бюджетных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества бюджетных услуг.
Здравоохранение и социальная сфера в цифрах и фактах.
Социальная поддержка семей с детьми. С 1 января 2010 г. на 10% проиндексированы пособия: единовременное пособие при рождении ребенка (10 988,85 руб.); единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (10 988,85 руб.); единовременное пособие будущим мамам, вставшим на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности (412,08 руб.); ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (7458 руб.); единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (17 402 руб.)).
С 1 января 2010 г. семьи, получившие сертификат на материнский капитал, дети в которых достигли трехлетнего возраста, могут распечатать средства материнского капитала и направить их по любому из направлений: улучшение жилищных условий; получение образования детьми; формирование накопительной части трудовой пенсии женщин.
В 2010 году были расширены возможности использования средств материнского капитала со 2 августа: 1) возобновлены выплаты 12 тысяч наличными из средств материнского капитала (эти деньги семья может потратить по своему усмотрению, на любые нужды), а кроме того; 2) разрешено направлять маткапитал на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома, если строительство или реконструкция ведутся без привлечения строительной организации.
В 2010 году 156,9 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направили маткапитал на погашение ипотечных кредитов.
С 1 января 2010 г. полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей переданы на региональный уровень. Общий объем финансирования оздоровительной кампании детей составил 34,5 млрд. руб., что на 11,2% больше, чем в 2009 г. Переход на новые механизмы финансирования детской летней оздоровительной кампании позволил уравнять в правах детей застрахованных и незастрахованных граждан, например, военнослужащих. Для летнего отдыха детей использовались различные льготы. Путевка родителям, работающим в бюджетной организации, обошлась в 5% от реальной стоимости, детям работников других организаций компенсация составила до 50%. Всем детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставлены бесплатные путевки. За период с 1 января по 25 октября 2010 г. отдохнуло и оздоровилось более 7,7 млн. детей (50,5 % от общей численности детей школьного возраста). Это на 500 тыс. детей больше, чем в 2009 г. На отдых и оздоровление детей в трудной жизненной ситуации из федерального бюджета в 2010 г. выделено 4,1 млрд. рублей - в 3 раза больше, чем в 2009 г.
В 2011 г. все семьи, получившие кредит на приобретение или строительство жилья, будут иметь возможность распорядиться средствами материнского капитала ранее исполнения второму ребенку трех лет.
Сумма материнского капитала с 1 января 2011 г. составит 365 698,4 руб.
В 2011 г. сохранятся все меры поддержки семей с детьми, детские выплаты и материнский капитал будут проиндексированы.
Социальная поддержка ветеранов. С учетом всех выплат (пенсии, ЕДВ и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) уровень материального обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны в 2010 г. - более 23 тыс. руб. (23 279 руб. и 23 403 руб. в месяц).
В 2010 г. в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне инвалидам и ветеранам ВОВ оказана единовременная материальная помощь в размере 5 тыс. руб., труженикам тыла - в размере одной тысячи рублей. Выплаты получили 4 млн. 657 тыс. человек.
59 419 ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) ветеранов по состоянию на 1 октября 2010 года улучшили свои жилищные условия.
Государство полностью выполнило свои обязательства по обеспечению инвалидов войны бесплатным автотранспортом. В 2010 г. принято важное решение - всем инвалидам, кому автомобили были выданы в бессрочное безвозмездное пользование, предоставлено право оформить автомобили в собственность.
В госпиталях ветеранов войн в течение года обследовано и пролечено более 310 тыс. ветеранов и инвалидов войны. В 2010 г. из резервного Фонда Президента России выделено 200 млн. руб. на закупку современного медицинского оборудования, еще 195 млн. руб. из резервного Фонда Правительства России направлено на приобретение санитарного автотранспорта для госпиталей.
Проведен Всероссийский конкурс на звание лучшего госпиталя ветеранов войн. Призовой фонд составил 10 млн руб.
Труженикам тыла соцподдержку предоставляют регионы, средний размер пенсионного обеспечения тружеников тыла в настоящее время составляет 8538 руб. в месяц.
В 2011 г. планируется дальнейшее совершенствование системы материального обеспечения и повышение реальных доходов ветеранов, расширение социальных услуг, предоставляемых ветеранам.
Социальное обслуживание. В 2010 г. оказана помощь более чем 15 млн. нуждающихся в социальной защите граждан. В настоящее время социальные услуги предоставляются более чем в 4 тыс. социальных учреждений различного профиля,
В регионах функционирует система нестационарного и полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов. Нестационарные и полустационарные услуги в настоящее время оказывают 2 220 центров социального обслуживания, в том числе 1417 комплексных центров в регионах.
Действуют 252 специальных дома для одиноких престарелых людей и инвалидов, в которых проживают более 14 тыс. человек.
Широкое развитие получили социальные услуги на дому - доставка продуктов питания, лекарств, товаров, предоставление хозяйственно-бытовых услуг, лечебно-профилактическая помощь в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуги и т.д. Социальное обслуживание на дому экономически эффективно и максимально нацелено на удовлетворение потребностей конкретного человека.
В 2011 г. планируется развивать мобильные бригады для социального обслуживания пожилых людей. Нуждающихся в таком обслуживании в стране насчитывается 1,5 млн. человек, из них 500 тыс. проживают на селе.
В 2011 году впервые пройдет конкурс на звание «Лучшего социального работника» с номинациями - за долголетие в этой сфере, за лучшие практики, за работу с трудными детьми и т.д.
Политика в отношении инвалидов. В 2010 г. одобрена и с 2011 г. начнет свою работу государственная программа «Доступная среда», на которую планируется выделить около 47 млрд. руб. По ее результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям (сейчас таких школ всего 2% по России, к 2015 г. показатель будет увеличен до 20%). Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов. Большее число телепрограмм будут иметь субтитры – к 2015 г. 50% от общего объема вещания общероссийских телеканалов (в настоящее время - не более 15%.) Будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены условия главных бюро медико-социальной экспертизы.
Разработана Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которая предполагает сокращения «маршрута» прохождения медико-социальной экспертизы и переход на новые классификации и критерии при установлении инвалидности. В отличие от действующих критериев, которые затрагивают только медицинский аспект, новая классификация позволит определять одновременно три параметра - функции и структуры организма человека, его активность и возможность его участия в общественной жизни.
Ежегодно государством выделяются средства из федерального бюджета на поддержку общественных организаций инвалидов. В 2010 г. выделено 800 млн. руб. С 2011 г. сумма увеличена до 950 млн. руб.
Пенсионное обеспечение. В 2010 г. в России произошло самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет, средний размер трудовой пенсии по старости составил 8182 руб. Рост пенсий был достигнут благодаря валоризации (средняя сумма увеличения у получателей трудовой пенсии по старости составила 1090 руб.) и проведенной в апреле 2010 г. индексаций пенсий (на 6,3%).
С января 2010 г. не осталось пенсионеров, чье пенсионное обеспечение было бы ниже прожиточного минимума пенсионера. Численность получателей социальных доплат к пенсии в России составила 4,8 млн. человек, из них федеральную социальную доплату в 66 регионах получают 2,4 млн. человек; а региональную социальную доплату в 18 регионах получают 2,4 млн. человек. Средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составляет по регионам от 537 руб. до 1547 руб.
К концу 2010 г. средний размер социальных пенсий составил 4 757 руб. в месяц. Их увеличения были осуществлены с 1 апреля 2010 г. на 8,8% и с 1 июля 2010 г. на 3,41%.
С января 2010 года система социального страхования вернулась к страховым принципам. Параметры тарифов установлены таким образом, чтобы обеспечить застрахованному лицу за 30 лет уплаты страховых взносов пенсию по старости не ниже 40% его утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы. Это соответствует международным минимальным нормам пенсионного обеспечения.
Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России