Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 20:52, контрольная работа
Принятие в феврале этого года Государственной Думой Закона о Федеральном бюджете на 1999 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ………………5
1.1. Бюджетная система РФ…………………………………………………..7
1.2. Принципы бюджетной системы РФ…………………………………….9
1.3. Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней…….12
2.Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ…………...19
2.1. Федеральный бюджет РФ…………………………………………………19
2.2. Бюджеты субъектов РФ……………………………………………………27
2.3. Местные бюджеты………………………………………………………….35
3.Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы……………………….40
Заключение………………………………………………………………………...46
Заключение.
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое распределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод – оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета.
Также хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений.
Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя контроль за уровнем возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Список литературы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
2. Федеральный закон от 22.02.99 №36-ФЗ «О Федеральном бюджете на 1999 г.».
3. Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
4. Постановление Костромской Областной Думы от 11.03.99 №572 о законе Костромской области «Об областном бюджете на 1999 год».
5. Решение Думы города Костромы от 18.05.99 №46 «О бюджете города Костромы на 1999 год».
6. Игудин А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях //Финансы, 1998, №2.
7. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы, 1998, №6.
8. Петров В.А. Основы бюджетного кодекса Российской Федерации //Финансы, 1998, №7.
9. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //Финансы, 1998, №5.
10. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории //Финансы, 1998, №6.
11. Улюкаев А.В. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы, 1998, №2.
12. Христенко В.Б., Лавров А.М. Новый этап реформы межбюджетных отношений //Финансы, 1999, №2.
13. Хурсевич С. О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений //Вопросы экономики, 1998, №10.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник /Под ред. Л.А.Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
15. Финансы. Учебное пособие /Под ред. А.М.Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998.
[1] Финансы. Под редакцией В.М.Родионовой - М., Финансы и статистика., 1995, с.252.
[2][2] Финансы. Под редакцией В.М.Родионовой - М., Финансы и статистика., 1995, с.304.
[3] Бюджетный Кодекс РФ, ст.6.
[4] Бюджетный Кодекс РФ, глава 5.
[5] в ред. Федерального Закона О бюджетной классификации РФ от 02.03.98 N 31-ФЗ ст.2
[6] Ст. 1 Закона РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.”
[7] в ред. Федерального Закона О бюджетной классификации РФ от 02.03.98 N 31-ФЗ ст.3.
[8] Статья 18 Закона РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.”
[9] ФЗ от 22.02.99 №36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год, ст.1.
[10] там же, ст.2.
[11] ФЗ от 22.02.99 №36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год, ст.19.
[12] ФЗ от 22.02.99 №36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год, ст.11.
[13] Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //Финансы, 1998, №5, с.9.
[14] Бюджетный Кодекс Российской Федерации,ст.15.
[15] Постановление Костромской Областной Думы от 11.03.99 №572 о законе Костромской области «Об областном бюджете на 1999 год», ст.3.
[16] Постановление Костромской Областной Думы от 11.03.99 №572 о законе Костромской области «Об областном бюджете на 1999 год», ст.7.
[17] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. Под ред. Л.А.Дробозиной. Москва, «Финансы», ЮНИТИ, 1997,с. 204.
[18] Бюджетный Кодекс РФ, ст. 14.
[19] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. Под ред. Л.А.Дробозиной. Москва, «Финансы», ЮНИТИ, 1997,с. 203.
[20] Решение Думы города Костромы от 18.05.99 года №46 «О бюджете города Костромы на 1999 год», ст. 5.
[21] Решение Думы города Костромы от 18.05.99 года №46 «О бюджете города Костромы на 1999 год», приложение №1.
[22] Решение Думы города Костромы от 18.05.99 года №46 «О бюджете города Костромы на 1999 год», приложение №1.й4
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ
Принципы построения бюджетной системы
Государственные внебюджетные фонды
Пенсионный фонд РФ
Фонд социального страхования
Фонд обязательного медицинского страхования
Целевые бюджетные фонды
Контрольные вопросы
Бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Рисунок 1. Бюджетная система РФ без государственных внебюджетных фондов
В 2000 году доля доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете составляла соответственно 54,01 и 45,99%2. В 2001 году этот показатель составлял 58,96% в пользу федерального бюджета и 41,04% - в пользу бюджетов субъектов РФ.
Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ
Принципы построения бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:
1. Принцип единства бюджетной системы
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов
Он означает:
право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ3.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Информация о работе Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы