Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных путей сокращения бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита;
Рассмотреть государственную политику, направленную на сокращение бюджетного дефицита.
Введение…….……………………………………………………………….……...3
1.Теоретические основы бюджетного дефицита……………...……...……....5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и его виды………………………………….5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………....8
1.3.Государственный долг как следствие бюджетного дефицита....……………………………………………………………………....…9
2. Анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации…………...…...…..12
2.1. Состояние и особенности бюджетного дефицита в современной России…………………………………………………….………………………12
2.2. Финансирование бюджетного дефицита Р.Ф – причина возникновения
государственного долга РФ………….……………………….………….……….16
3. Пути сокращения бюджетного дефицита…………………..………………...21
3.1. Государственная политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита……...……………………………………...………….............................21
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………..……………………...24
Заключение ……………………………………………..…………………………30
Список использованной литературы………………
Министерство
сельского хозяйства РФ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Алтайский
государственный аграрный университет»
Кафедра
финансы и кредит
Курсовая
работа
Бюджетный
дефицит, его причины и пути сокращения
Барнаул 2010
Содержание
Введение…….…………………………………………………
1.1. Понятие бюджетного дефицита и его виды………………………………….5
1.2. Причины
возникновения бюджетного
1.3.Государственный
долг как следствие бюджетного дефицита....………………………………………………
2. Анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации…………...…...…..12
2.1. Состояние
и особенности бюджетного
2.2. Финансирование бюджетного дефицита Р.Ф – причина возникновения
государственного долга РФ………….……………………….………….……….16
3.1. Государственная
политика, направленная на сокращение
бюджетного дефицита……...……………………………………...
Заключение
……………………………………………..…………………………
Список
использованной литературы…………………..………………………..
Приложения………………………………………………….
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
В
настоящее время практически
невозможно представить себе государство,
в котором безупречно работают все
финансово-экономические
Выбранная мною тема курсовой работы является актуальной, так как сейчас проблема бюджетного дефицита стоит перед многими странами мира, в том числе и Россией.
Целью данной курсовой работы является изучение основных путей сокращения бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предмет исследования бюджетный дефицит.
Период исследования 2006-2010 год.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. [12, с. 146]
Наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Однако на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Если наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В данном случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.
Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности. [8, с. 447]
В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов:
Циклический дефицит – это разница между фактическим (отрицательная разница между действительными доходами и расходами государственного бюджета) и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. [11, с. 263]
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня ВВП, соответствующего полной занятости. Другими словами, это разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогооблажения и принятых законодательной властью государственных расходов в экономике наблюдалась бы полная занятость. [11, с. 263]
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. [11, с. 262]
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
1.2.
Причины возникновения бюджетного дефицита
Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны
требуют использования ресурсов
экономики на вооружение и содержание
армии. Финансирование этих расходов осуществляется
за счёт увеличения налогов, денежной
эмиссии и выпуска
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и период депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращается, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В тоже время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит. [16, с. 279]
Рост
дефицита может быть связан с неоправданным,
неучитывающим финансовых возможностей
ростом доходов и их неэффективностью
(в частности, с высокими расходами
на оборону и оборонное
В условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.
Следует
отметить, что иногда само государство
создаёт бюджетный дефицит, это приводит
к стимулированию экономического роста,
особенно в период кризисов. Действительно,
если государство выплачивает денег больше,
чем получает, то это повышает покупательную
способность в обществе - люди больше покупают,
предприятия больше продают, увеличивая
занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен
в период безработицы, но в фазе подъема
он опасен, так как приводит к инфляции,
поскольку рост покупательной способности
не сопровождается адекватным увеличением
производства из-за исчерпания ресурсов.
1.3.
Государственный долг как следствие бюджетного
дефицита.
Решение
проблемы бюджетного дефицита и других
социально-экономических
Информация о работе Бюджетный дефицит, его причины и пути сокращения