Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
• выявить сущность понятия бюджетного дефицита, классифицировать его виды и определить причины его возникновения;
• исследовать различные подходы к проблеме бюджетного дефицита;
Введение ……………………………………………………………………….… 4
1 Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения ……. 6
2 Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения …………………. 14
2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление ………….....14
2.2 Методы управления дефицитом и способы его финансирования ……… 17
3 Дефицит бюджета Республики Беларусь …………………………………... 23
3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь в
2006-2010 г. …………………………………………………………………....... 23
3.2 Дефицит бюджета 2011 г. и особенности его финансирования в
условиях внутреннего финансового кризиса …………………………..… 26
Заключение ………………………………………………………………..….…. 30
Список использованной литературы …………………………………….……. 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра налогов и налогообложения
по дисциплине: Теория финансов
на тему: Бюджетный дефицит и пути его сокращения
Студент
ФФБД, 3-й курс, ДФК-3 А.Л. Раик
Руководитель,
ассистент Д.И. Егунов
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 с., 4 рис., 2 табл., 36 источников.
БЮДЖЕТНЫЙ
ДЕФИЦИТ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Объект исследования – государственный бюджет Республики Беларусь
Предмет исследования – методы управления бюджетным дефицитом в Республике Беларусь
Цель работы: выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.
Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, метод логического и исторического подхода, метод экспертных оценок.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
_________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….… 4
1 Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения ……. 6
2 Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения …………………. 14
2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление ………….....14
2.2 Методы управления
дефицитом и способы его
3 Дефицит бюджета Республики Беларусь …………………………………... 23
3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь в
2006-2010 г. …………………………………………………………………..
3.2 Дефицит бюджета
2011 г. и особенности его
условиях внутреннего финансового кризиса …………………………..… 26
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………….……. 32
ВВЕДЕНИЕ
Бюджеты большинства
стран мира на сегодняшний день не
являются сбалансированными, хотя один
из принципов государственного бюджета
декларирует необходимость
Такие ситуации – бюджетные дефициты – требуют пристального внимания финансовых властей, поскольку наличие дефицита может не только свидетельствовать о кризисных явлениях в экономике, но и само по себе привести к негативным последствиям в экономике.
Внимание к
проблеме бюджетных дефицитов в
последнее время постоянно
В Республике Беларусь значительная часть национального дохода перераспределяется через бюджетную систему, а статус переходной экономики и социально-ориентированного государства свидетельствует об огромных объемах государственных расходов, снижение которых связано со значительными социальными и экономическими издержками. В связи с этим власти и экономисты Беларуси также уделяют значительное внимание проблемам бюджетного дефицита и его финансирования. Еще более значимым это направление становится в условиях локального валютно-финансового кризиса, который наблюдается в РБ с начала 2011 года.
Все вышеизложенное определяют актуальность выбранной темы.
Целью курсовой
работы является выявление проблем,
обусловленных наличием дефицита в
бюджете Республики Беларусь, определение
перспективных методов
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Теоретической основой работы послужили работы ведущих аналитиков как национальной, так и зарубежной экономической науки. В работе используются общие работы и учебные пособия по дисциплинам общей экономической теории, финансам и кредиту, мировой экономике. Также широко используются публикации и исследования международных финансовых организаций, материалы периодической печати последних лет по исследуемой теме. Статистическая информация получена из источников Статистической службы Европейского союза, Министерства финансов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Бюджет – важнейший финансовый документ страны – в широком смысле представляет собой баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, а в другой – расходы. Как и любой баланс в экономическом смысле слова, бюджет должен «сходиться», то есть его левая и правая части должны быть равны между собой, а иначе говоря, доходы должны равняться расходам. В экономической науке такое состояние бюджета считается наиболее благоприятным, идеальным (отвечающим принципу сбалансированности бюджета), однако на практике достичь его удается лишь изредка [1, c. 520].
По две стороны от бюджетного равновесия находятся еще два состояния бюджета: профицит и дефицит. Профицитом бюджета называется превышение государственных доходов над расходами. Несмотря на кажущуюся привлекательность, такое состояние бюджета не считается нормальным или благоприятным, а возникает оно чаще всего в результате подъема экономики в рамках экономического цикла. При определенных условиях профицит может иметь стабилизационный эффект, например, в стадии подъема экономики, сопровождающемся нарастанием инфляции спроса, «замораживание» профицитной части бюджета ограничивает излишнее давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум [2, c. 128].
Гораздо чаще государствам
приходится сталкиваться с бюджетным
дефицитом. На наш взгляд одно из наиболее
полных определений приводит А.П. Киреев:
бюджетный дефицит – это часть
расходов и предоставленных кредитов,
которая превосходит
Чтобы увидеть связь между этими статьями, можно рассмотреть упрощенную структуру бюджета. В соответствии с методологией МВФ, статьи любого бюджета можно переклассифицировать таким образом, чтобы все их можно было представить в виде следующей таблицы:
Таблица 1 – Статьи бюджета по методологии МВФ
1. Total revenue and grants |
1. Всего доходы и гранты |
Total revenue |
Всего доходы |
Grants |
Гранты |
2. Total expenditure and lending minus repayments |
2. Всего
расходы и кредиты минус |
Total expenditure |
Всего расходы |
Total lending minus repayment |
Всего кредиты минус платежи |
3 = 1 – 2. Overal deficit/surplus |
3 = 1 – 2. Общий дефицит/избыток |
4 = 3. Total financing |
4 = 3. Всего финансирование |
Примечание – Источник: [4, xi - xiii].
Итак, согласно этой методологии, 1. Если итоговое значение представлено отрицательным числом, бюджет является дефицитным, если положительным – профицитным. Дефицит или избыток равен финансированию с противоположным знаком, что принимается как тождество по определению. Только после введения статьи «Всего финансирование» (за исключением случаев, когда бюджет уже сбалансирован) бюджет становится балансом, поскольку его противостоящие части уравниваются.
Данное нами определение вкупе с таблицей наглядно показывает, что раскрытие понятия дефицита как «превышение расходов над доходами» не до конца верно (хотя мы и сами подобным образом охарактеризовали понятие профицита), но для простоты восприятия в литературе, а тем более в речи, оно используется чаще всего. В этой работе мы также будем использовать это определение, зная, что в некоторых случаях необходимо обратиться к более детальному описанию понятия дефицита бюджета, приведенному выше.
В различных странах
практика определения дефицита сильно
отличается. Так, продажа государственных
казначейских векселей может считаться
кредитом правительству и включаться
в статью «кредиты минус платежи»,
а может входить в
В связи с этим
классификацию бюджетных
Операционный дефицит – дефицит, рассчитанный путем переноса платежей процента по правительственному долгу из расходов в раздел финансирования, поскольку только сам факт их выплаты позволяет финансировать бюджет за счет заемных средств [3, c. 387]. Другие авторы под операционным дефицитом подразумевают дефицит, при расчете которого учтены инфляционные составляющие процентных выплат, на которые делается поправка [5, c. 208].
Первичный дефицит – дефицит, рассчитанный вообще, за исключением платежей по правительственному долгу, с целью исключить влияние на бюджет проблем, возникших в предыдущие годы, и оценить фискальную позицию только текущего года. Действительно, в рамках анализа успехов государства в реализации фискальной политики и проведении макроэкономической политики в целом дефицит, рассчитанный с применением подобной методологии, является важным показателем. Если первичный дефицит представляет собой положительную величину (что говорит о его наличии), можно сделать вывод о том, что задолженность государственных органов возрастает.
Внутренний/внешний дефицит – дефицит, рассчитанный отдельно по операциям правительства внутри страны и в его отношениях с зарубежными странами. Такие бюджеты составляются в аналитических целях, а данные по их дефицитам позволяют оценить параметры спроса на внутренний кредит и степень воздействия фискальной политики на темпы роста денежной массы.
В мировой практике большое значение придают классификации, согласно которой бюджетные дефициты могут быть циклическими либо структурными.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов2 экономики. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек. При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.