Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:17, доклад

Описание работы

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 15.85 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит, причины  его возникновения

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты  очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические  колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения  налогов. Поэтому при регулировании  дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем  обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой  и затрагивает интересы влиятельных  структур. Некоторые расходы носят  чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники  пополнения доходной части бюджета  гораздо сложнее: рост налогов негативно  сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности  дает лишь разовое поступление денег  в казну и т.п. Именно поэтому  даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный  дефицит может быть случайным  либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный  дефицит может быть хроническим  или временным. Хронический дефицит  повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический  дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный  дефицит может длиться в течение  не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики  и возникает в силу случайных  колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что  временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный  дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может  быть первичным либо вторичным. Первичный  дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный  бюджетный дефицит не подразумевает  превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают  следующие виды дефицита госбюджета:

циклический дефицит — спад деловой  активности и сокращение налоговых  поступлений.

структурный дефицит — положительное  либо отрицательное сальдо бюджета  при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного  уровня ВВП, при ставках налога и  трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит  является результатом дискреционной  фискальной политики.

Понятие и структура  государственного долга

Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в  общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства государства  могут быть как явными, так и  неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный  график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в  виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или  по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный  характер (например, государственные  гарантии). Наличие неявного долга  усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать  все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако, само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.

Бишкек, 16 декабря, 2011 г. (ОТРК). Государственный  долг Кыргызстана на сегодняшний  день составил 3 миллиарда 20 млн 4 тысячи долларов. Об этом сказано на парламентских слушаниях в комитете по бюджету и финансам. Внешний долг составляет 2 млрд 770 млн 6 тысяч долларов, а внутренний долг - 11,4 миллиарда сомов. К концу этого года внешний долг Кыргызстана составит 54 процента к ВВП. Об этом на слушаниях заявил заместитель и.о. министра финансов Мирлан Байгончоков.

По его словам, правительство  исправно обслуживает внешнюю задолженность, выплачивая проценты. Срок платежей еще  ни разу не был просрочен. «За исключением  ситуации, когда приходилось обращаться в Парижский клуб с просьбой отсрочки. Внешние заимствования шли на поддержку бюджета и платежного баланса, инвестиционные проекты», - отметил  чиновник. В свою очередь, председатель комитета Акылбек Жапаров заявил, что обслуживание госдолга может сказаться на экономическом положении и росте бюджетного дефицита в последующем.


Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения