Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных путей сокращения бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита;
Рассмотреть государственную политику, направленную на сокращение бюджетного дефицита.
Введение…….……………………………………………………………….……...3
1.Теоретические основы бюджетного дефицита……………...……...……....5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и его виды………………………………….5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………....8
1.3.Государственный долг как следствие бюджетного дефицита....……………………………………………………………………....…9
2. Анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации…………...…...…..12
2.1. Состояние и особенности бюджетного дефицита в современной России…………………………………………………….………………………12
2.2. Финансирование бюджетного дефицита Р.Ф – причина возникновения
государственного долга РФ………….……………………….………….……….16
3. Пути сокращения бюджетного дефицита…………………..………………...21
3.1. Государственная политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита……...……………………………………...………….............................21
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………..……………………...24
Заключение ……………………………………………..…………………………30
Список использованной литературы………………
Государственный долг – это долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. [17, с. 189] Общая величина государственного долга характеризуется объёмом непогашенных обязательств на конец какого-либо периода, включая неоплаченные долговые обязательства предыдущих периодов. [16, с. 286] Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые. Рост государственного долга наблюдается во многих странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет). [16, с. 259] Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги. По ним приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основных сумм, ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в казначействе соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. [16, с. 258]
Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Такие как:
2.1
Состояние и особенности
В России за последние 15 лет наблюдалась противоречивая ситуация. Уже в последние годы существования СССР резко возрос дефицит бюджета. После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постоянным явлением в её финансовой системе. [13, с. 214]
Основные
причины значительного
Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1,9% ВВП, а дефицит сократился до 2,5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2,5 млрд. долл. в месяц.
Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой были, перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.
Проблема бюджетного дефицита в современной России является одной из важнейших финансовых проблем. Дефицит федерального бюджета по данным Федерального казначейства за январь-август 2010 года сложился в сумме 623,3 млрд. руб.
Мы знаем, что бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета Российской Федерации и бюджета государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов. Поэтому рассмотрим процесс формирования бюджетного дефицита 2010 года в разрезе этих уровней (приложение 1). На основании приложения 1 мы видим, что доходы Федерального бюджета на первое полугодие 2010 года составляют 5300,5 млрд. руб., а расходы 5923,7 млрд. руб. Что же касается доходов бюджета субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, то они равны 4369,0 млрд. руб. и 380,0 млрд. руб. соответственно, а расходы 3792,1 и 372,1 млрд. руб. соответственно. В итоге получается, что на уровне бюджета субъектов РФ возникает профицит равный 576,8 млрд. руб., а на федеральном уровне дефицит размером 623,3 млрд. руб.
Таким образом, мы видим, что финансовая проблема дефицита бюджета возникает именно на федеральном уровне на решение которой, по моему мнению, должен делаться основной упор, т.к. именно федеральный бюджет в большей степени влияет на экономическую стабильность всей страны в целом.
Далее
проведём сравнительный анализ за 2000-2010
год, для того чтобы более глубоко
изучить рассматриваемую
На основании рисунка 1 мы видим, что с 2000 года по 2008 год включительно в Российской Федерации наблюдался профицит бюджета, причём в основном его рост. Начиная с 2009 года дефицит составляет 2448,6, что не может не сказаться на экономике России в целом. В процентах к ВВП такой бюджет составляет 6,3%, что является не приемлемым по «международному стандарту» дефицита, где величина дефицита не должна превышать 3% ВВП, так как при таком дефиците государственный долг становиться тяжким бременем для страны.
Рисунок
1. Динамика бюджета РФ за 2000-2009 гг.
Что касается бюджета Российской Федерации за 2010 год то, как уже отмечалось, её дефицит за январь-август составляет 623,3 млрд. руб. или 25,7% от утвержденного на 2010 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Теперь рассмотрим данные исполнения федерального бюджета РФ в 2006 году (приложение 2), в 2007 году (приложение 3), в 2008 году (приложение 4), в 2009 году и на первое полугодие 2010 года (приложение 5). На основании этих данных можно сделать следующие выводы: в 2006г. наблюдается профицит государственного бюджета равный 1995 млрд. руб. , что составляет 114,7% к утвержденному бюджету, т.е. фактическое исполнение бюджета на 14,7% превышает запланированный уровень, в рассматриваемом случае это оказывает положительное действие на экономику страны; для 2007г. также характерен профицит государственного бюджета равный 1796,1 млрд.руб. (196,8% к утвержденному бюджету); в 2008г. профицит равен 1705,1 млрд. руб.; в 2009 году дефицит бюджета достигает 2322,3 млрд. руб., а в первом полугодии 2010 года дефицит составил 388,3 млрд. руб. Если сравнить дефицит бюджета в первом полугодии 2010 года и в первом полугодии 2009 года, то по сравнению в 2009 годом дефицит в 2010 году сократился почти в два раза, что говорит о стабилизации бюджета РФ.
В целом за 2010 год запланирован дефицит в 7,5% ВВП, и прогнозируется, что в 2011 году дефицит бюджета составит 4,3% ВВП, а в 2012 году – 3% ВВП. [19]
Дефицит
федерального бюджета в 2011 году будет
покрываться за счет средств Резервного
фонда, средств, поступающих от приватизации
федеральной собственности, и государственных
заимствований, в 2012 и 2013 годах –
за счет средств от приватизации федеральной
собственности и
Таблица 1. Источники покрытия дефицита федерального бюджета [19]
Показатель | 2010 год | Прогноз | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 2 428,6 | 1 767,3 | 1 712,9 | 1 765,2 |
%% к ВВП | 5,4 | 3,6 | 3,1 | 2,9 |
в том числе: | ||||
за счет средств Резервного фонда | 1 419,3 | 242,3 | 0,0 | 0,0 |
за счет Фонда национального благосостояния | 2,5 | 5,0 | 7,5 | 10,0 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 1 006,8 | 1 520,0 | 1 705,4 | 1 755,2 |
%% к ВВП | 2,2 | 3,1 | 3,1 | 2,8 |
Рассмотрим проект федерального бюджета на следующий год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Планируется
что, доходы бюджета в 2011 году составят
8 844 554 761,0 тыс. руб., расходы – 10 658 558 761,0 тыс.
руб., дефицит оценивается в 1 814 004 000,0 тыс. руб.,
что на 40% меньше запланированного дефицита
бюджета в 2010 году. Что касается 2012 и 2013
годов, то доходы прогнозируются в сумме
9 503 469 245,0 тыс. рублей и 10 379 889 320,0 тыс. рублей
соответственно, а расходы – 11 237 919 245,0 тыс. рублей
и 12 175 569 320,0 тыс. рублей соответственно. Дефицит
федерального бюджета на 2012 год планируется
в сумме 1 734 450 000,0 тыс. рублей и на 2013 год в
сумме 1 795 680 000,0 тыс. рублей. Если сравнивать
проект «О федеральном бюджете на 2010 год
и на плановый период 2011 и 2012 годов» и проект
«О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов», то видны
незначительные изменения в прогнозируемом
доходе, расходе и дефиците. В следующем
проекте на 2011 и прогнозируемых 2012 и 2013
годах прогнозируются увеличения доходов
и расходов. [2]
2.2.
Финансирование бюджетного дефицита РФ
– причина возникновения государственного
долга
Так как основным методом снижения бюджетного дефицита является внутреннее и внешнее финансирование, то чрезмерное его увеличение приводит к возникновению государственного долга. Возникновение внутреннего и внешнего государственного долга негативно влияет на экономику страны. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.
Рассмотрим кратко причины и период стремительного роста государственного долга.
На
протяжении всей истории государственного
долга и бюджетного дефицита в
России происходили коренные изменения
в статьях использования
Стремительный рост внешнего долга начался в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятия Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.
Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению. Неспособность осуществлять выплаты дважды за последние десятилетие – в декабре 1991 г. и августе 1998 г. – привела к национальным дефолтам. Соглашения о реструктуризации долговых платежей нельзя признать удачными. Хотя они позволили уменьшить нагрузку на экономику страны в течение 1992-2000 гг., но существенно увеличили бремя внешнего долга, как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие XXI века. [4, с. 2]
Таким образом, Россия в 90-х годах оказалась в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. В 1992-1999 гг. советские долги на сумму в 91 млрд. долл. были реструктурированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. были переоформлены как новый долг. За те же годы российское правительство получило новые займы на сумму 74,3 млрд. долл., в том числе 23,6 млрд. в счет погашения основной части долга. Таким образом, оно увеличило размеры основного долга на 50,7 млрд. долл. На конец 1991 г. долг составлял 67,8 млрд., а на конец 1998 г. – 155,6 млрд.
Информация о работе Бюджетный дефицит, его причины и пути сокращения