Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;
проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Средства, выделенные на приобретение финансовых активов составляют 6,2% от всех расходов республиканского бюджета и направлены, на: приобретение акций международных финансовых организаций (0,7 млрд.тенге), формирование и увеличение уставных капиталов республиканских государственных предприятий (3,4 млрд.тенге) и акционерных обществ с участием государства (280,6 млрд.тенге).
В республике сохраняется тенденция роста трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета регионам.
В отчетном году субвенции выросли по сравнению с 2010 и 2008 годами, соответственно на 22,4% и 43,7% , целевые трансферты на развитие -на 4,8% и 13,4%, целевые текущие трансферты -наП,8%ивЗ раза, как это видно на рисунке 7.
Рисунок 7. Динамика роста трансфертов, млрд.тенге
В 2011 году удельный вес трансфертов в общем объеме доходов местных бюджетов составил в среднем 61,7%, а в 10-ти регионах - более 70%, что свидетельствует о сохраняющейся тенденции финансовой зависимости регионов от республиканского бюджета.
В отчетном периоде из общей суммы доходов, мобилизованных в государственный бюджет, в республиканский бюджет поступило 2 177,9 млрд.тенге, а в местные - 920,9 млрд.тенге, или 29,7 процента.
В частности,
в местном бюджете Южно-
собранных доходов осталось 30,6%, в Западно-Казахстанской - 20,4%, в Костанайской - 34,1%, в Жамбылской - 53,8 процента. В свою очередь, в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Жамбылской областях бюджетные поступления с учетом трансфертов из республиканского бюджета на одного жителя колеблется от 102 тыс. тенге до 166 тыс. тенге. Доходы собственного бюджета этих областей на одного жителя - в пределах от 19,4 тыс. тенге до 76,7 тыс. тенге. Тогда как, в Атырауской области данный показатель составил 116 тыс.тенге, в Мангистауской - 118,3 тыс. тенге. При этом, в этих областях сумма всех бюджетных поступлений на одного жителя составила 227 тыс. тенге и 187 тыс. тенге соответственно [21, с. 11].
Таким образом, приведенные факты свидетельствуют о том, что система разграничения и закрепления налогов и других платежей в республиканском и областных бюджетах не обеспечивает регионы равными возможностями развития социально-экономической сферы. Более того, она не стимулирует местные исполнительные органы к развитию малого и среднего предпринимательства и расширению, таким образом, налогооблагаемой базы. В результате усиливается зависимость местных бюджетов от исполнения республиканского бюджета.
2.2 Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности бюджетной политики за 2009-2011 гг
Доходы республиканского бюджета в 2011 году составили 3 626,2 млрд. тенге или на 30,5% больше, чем в 2010 году. Налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились на 43,6%, поступления от продажи основного капитала - в 5,2 раза, поступления трансфертов - на 19,7%. Неналоговые поступления уменьшились на 37,5%.
Проанализируем налоговые поступления в бюджет Республики Казахстан за 2009-2011 гг, согласно данным Приложения Г. План государственного бюджета за 2009 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 256,3 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу - 122,0 млрд.тенге, налогу на добавленную стоимость -32,8 млрд.тенге и поступлениям за использование природных и других ресурсов - 50,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 8,9 млрд.тенге. Поступления от продажи основного капитала перевыполнены на 2,1 млрд. тенге [22, с. 30].
По корпоративному подоходному налогу при плане 654,6 млрд.тенге в бюджет поступило 776,6 млрд.тенге, план исполнен на 118,6%, в том числе план по корпоративному подоходному налогу от организаций сырьевого сектора исполнен на 100% (до 1 июля 2009 года) и от других плательщиков на 125,3%. Перевыполнение сложилось за счет поступления незапланированной суммы и за счет перерасчетов авансовых платежей по ряду крупных
организации.
План по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,8 %, или при плане 156,0 млрд. тенге в бюджет поступило 165,0 млрд.тенге.
По социальному налогу план исполнен на 103,8 %, или при плане 228,0 млрд. тенге в бюджет поступило 236,6 млрд. тенге. Указанные увеличения поступлений по налогам с заработной платы обусловлены приростом фонда заработной платы по республике за январь-ноябрь 2009 года к соответствующему периоду прошлого года на 26,6%, среднемесячной номинальной заработной платы на 20,7%.
По налогу на добавленную стоимость при плане 456,8 млрд.тенге в бюджет поступило 489,6 млрд.тенге, план исполнен на 107,2%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 108,3% и на импортируемые товары на 106,8%. За 2009 год возмещение из бюджета составило 164,9 млрд.тенге, что на 25,4 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога выросло в сравнении с прошлым годом на 65,3 млрд. тенге.
По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 250,4 млрд.тенге в бюджет поступило 301,0 млрд.тенге, план исполнен на 120,2%. Основное перевыполнение плана сложилось по налогу на сверхприбыль на сумму 28,7 млрд.тенге, основная сумма по данному налогу поступила по результатам подведения итогов 2008 года.
По таможенным платежам и налогам при плане 441,1 млрд.тенге в бюджет поступило 485,4 млрд.тенге, план исполнен на 110,0%. Перевыполнение связано с ростом объемов импорта из стран Дальнего Зарубежья, роста цены на нефть и нефтепродукты и за счет улучшения таможенного администрирования.
Согласно данным таблицы 1, по состоянию на 1 января 2011 года доходы государственного бюджета (в том числе гарантированный трансферт) исполнены на 100 % к годовому плану и фактическое поступление составило 522209 млн.тенге.
Таблица 1. Анализ структуры доходов по бюджетам разного уровня в Республике Казахстан за 2009-2011 гг.
Виды бюджетов |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
| Млн. тнг. |
% |
Млн. тнг. |
% |
Млн. тнг. |
% |
Республиканский |
505709 |
62,5 |
649000 |
64,6 |
369285 |
70,7 |
Местный |
302331 |
37,4 |
355676 |
35,4 |
152988 |
29.2 |
Государственный |
807852 |
100 |
1004566 |
100 |
522209 |
100 |
План государственного бюджета за 2010 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 43,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу — 28,3 млрд.тенге, индивидуальному
подоходному и социальным налогам - 21,2 млрд. тенге, налогу на имущество -4,1 млрд. тенге, акцизам - 2,8 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по таможенным платежам и налогам - 13,7 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 33,9 млрд.тенге. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на (- 25,8) млрд. тенге [22, с. 31].
По данным
Приложения Г составлена диаграмма
изменения налоговых поступлени
гг.
Рисунок 8. Динамика изменения налоговых поступлений за 2009-2011
По корпоративному подоходному налогу при плане 730,0 млрд.тенге в бюджет поступило 758,3 млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».
По налогам с заработной платы исполнение планов поступлений обусловлено увеличением фонда заработной платы по республике за январь-ноябрь текущего года к соответствующему периоду 2009 года на 35,6%, среднемесячной номинальной заработной платы на 29,0%.
Так, план по
индивидуальному подоходному
По налогу на добавленную стоимость при плане 635,9 млрд.тенге в бюджет поступило 629,3 млрд.тенге, или 99,0%, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего
производства исполнен на 101,3%, при плане 162,9 млрд.тенге в бюджет поступило 164,9 млрд.тенге, перевыполнение объясняется увеличением размера облагаемого оборота крупных предприятий, связанного с ростом объема выпуска и реализации продукции, а также за счет погашения задолженности за прошлые периоды. На 1 января 2011 года возмещение из бюджета составило 184,4 млрд.тенге, что на 19,4 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 55,6 млрд.тенге.
- по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары выполнен на 98,2%, при плане 473,0 млрд.тенге в бюджет поступило 464,4 млрд.тенге, неисполнение объясняется тем, что снижение ставки НДС в 2011 году с 14% до 13% повлияло на снижение объемов импорта в конце 2010 года, так как с 1 января 2011 года сумма платежей по НДС будет на 1% ниже, что существенно для крупных импортных поставок.
В сентябре 2011 года правительство Казахстана внесло на рассмотрение парламента страны проект нового Налогового кодекса. Этого события в стране ждали довольно давно. О том, что политика в области налогообложения нуждается в реформировании, в республике говорили на протяжении нескольких лет. Однако свойственная казахстанской политической традиции взвешенность в принятии достаточно серьезных решений не была нарушена и на этот раз [23, с. 8].
Весной 2011 г., выступая перед парламентом со своим ежегодным посланием, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что действующий в стране Налоговый кодекс выполнил свою задачу - стал основой для выстраивания рыночных отношений, но пришла пора разработать и принять новый, более совершенный документ.
Стоит вспомнить, что Казахстан первым еще в период экономической депрессии сформулировал свою программу долгосрочного развития до 2030 года, которую успешно выполняет. Республика первой из нефтедобывающих стран, входящих в СНГ, перешла на формирование так называемого ненефтяного бюджета, первая создала свой Национальный фонд, который аккумулирует доходы от нефтяного сектора и выполняет стабилизационную и сберегательную функции. Здесь успешно функционирует одна из лучших в регионе банковская система.
В республике взят курс на диверсификацию экономики, начата реализация специальной программы по созданию национальных корпоративных лидеров, принимаются административные меры по улучшению условий ведения бизнеса в стране и повышению инвестиционной привлекательности Казахстана. И в этом смысле у республики есть отличный шанс стать привлекательной площадкой для размещения производств различных транснациональных корпораций. Но для этого нужны прозрачные и предсказуемые правила игры, прежде всего в налоговой сфере.
Рост затрат республиканского бюджета, которые достигли 3 861,0 млрд. тенге, составил 23,8% по сравнению с 2010 годом, при этом значительное
увеличение наблюдается по статьям «здравоохранение» (в 2,1 раза), «топливно-энергетический комплекс» (на 41,7%), «обслуживание долга» (на 36,7%), а также «государственные услуги общего характера» (на 31,5%).
Объем чистого бюджетного кредитования республиканского бюджета в 2011 году увеличился на 43,7% до 36,0 млрд. тенге за счет увеличения объема бюджетных кредитов в 3 раза, несмотря на увеличение объема поступлений по погашению бюджетных кредитов в 5 раз. Сальдо по операциям с финансовыми активами увеличилось на 93,9% [24, с. 41].
Таким образом, фактический дефицит республиканского бюджета в 2011 году составил 554,8 млрд. тенге при запланированном дефиците в размере 721,0 млрд. тенге.
В последние годы ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства на реализацию государственных и отраслевых программ, инвестиционных проектов и на строительство социальных объектов в регионах.
Кроме того, средства республиканского бюджета направляются на пополнение и увеличение уставных капиталов государственных холдингов, акционерных обществ с участием государства, а также республиканским государственным предприятиям с указанием целевых назначений.
В условиях перехода на механизм бюджетирования, ориентированного на результат, оценка эффективности использования бюджетных средств по этим направлениям имеет важное значение для дальнейшего совершенствования процедур планирования и исполнения расходов бюджета.
В течение отчетного
периода проводилась
По отдельным бюджетным программам объемы выделенных средств не взаимоувязаны и не подкреплены количественными показателями стратегических планов, что не позволяет оценить степень их результативности и эффективности. Установленные Бюджетным кодексом сроки между принятием закона об утверждении или уточнении республиканского бюджета и внесением изменений и дополнений в стратегические планы государственных органов не соблюдаются.