Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

В Японии применяются  несколько основных форм перераспределения финансовых ресурсов. Около половины всех переводов центрального правительства составляют отчисления от государственных налогов в пользу префектур и муниципалитетов. Ежегодно на заседании Кабинета министров принимаются Основные положения об обычных отчислениях от госналогов на предстоящий финансовый год. В качестве отчислений регионам передается 32 % подоходного налога, налога на прибыль юридических лиц и налога на спиртное, 24 % потребительского налога и 25 % налогов на табачные изделия. Важная особенность этих отчислений - возможность для местных администраций использовать их как собственные источники доходов, то есть без всяких условий и ограничений, в отличие от государственных субсидий и дотаций.

В Приложении В проведен сравнительный анализ бюджетных систем рассмотренных государств и Республики Казахстан. В результате сравнительного анализа можно заключить, что в условиях реформирования и модернизации бюджетных систем происходит постепенное сближение бюджетных категорий, норм и правил формирования и реализации бюджетной политики, что соответствует положениям бюджетного законодательства лучшей практики в бюджетно-налоговой сфере.

 

 

  2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1    Оценка    формирования    и    реализации    бюджетной    политики Республики Казахстан на современном этапе

Функционирование  бюджетной политики, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и  структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства [16, с. 142].

Бюджетная классификация  обеспечивает тесную связь бюджета  с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные официальные трансферты (гранты).

  1. Погашение кредитов, выданных из бюджета.
  2. Расходы.

V. Кредитование.

 

VI. Дефицита (профицита) бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета). 
В свою очередь доходы подразделяются на:

  • налоговые поступления;
  • неналоговые поступления;
  • доходы от операций с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных поступлений  дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение  кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части -расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ -аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам -выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов [17, с. 45].

Средства, предназначенные  для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть - дефицит  бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников 
(от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по 
зачету, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие 
расходов) и от внешних займов;

2) при   профиците   -   использование   сверхплановых  поступлений,   в

 

первую очередь  на погашение государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Бюджетная классификация  позволяет всесторонне четко  и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

В условиях роста экономики  и благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках в 2011 г. наблюдался рост поступлений государственного бюджета, которые увеличились на 33% в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. преимущественно за счет налоговых поступлений и трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан (НФ РК). Следует отметить положительный эффект функционирования Таможенного союза на доходную часть государственного бюджета: по результатам 2011 г. налоги на международную торговлю и внешние операции выросли почти в 2,9 раза по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. (рисунок 3) [18, с. 41].

Рисунок 3. Параметры государственного бюджета

В то же время  продолжается умеренная политика увеличения государственных расходов. Так, рост затрат за 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 17%. При этом текущие затраты растут более быстрыми темпами, чем капитальные, что обусловлено социальной направленностью государственного бюджета.

В 2011 г. наблюдалось  увеличение государственного долга, обусловленное    ростом    социальных    расходов    и    реализацией    крупных

 

инвестиционных проектов с участием государства. При этом финансирование целевых проектов осуществляется во многом за счет внешних заимствований  у международных финансовых организаций.

Начиная с 2009 г., наблюдается значительное увеличение объемов привлекаемых Правительством от международных финансовых организаций внешних займов в целях реализации международного проекта по созданию автотранспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай», прогнозируемая стоимость казахстанского участка которого составляет 825,2 млрд. тенге (рисунок 4 )[ 19, с. 51].

Рисунок 4. Правительственный  долг

Прогнозируемый  объем привлекаемых внешних займов от международных финансовых организаций для реализации данного проекта составляет 3,4 млрд. долларов США. Таким образом, несмотря на увеличение долга Правительства, ухудшение относительных параметров долга не происходит.

Формирование  и исполнение бюджета выступают  как отношения по поводу распределения денежных средств, аккумулируемых в государственном бюджете и направленных на удовлетворение государственных нужд. Государственные нужды - это потребности государственных и местных органов власти, учреждений, предприятий государственного сектора в товарах, работах, услугах различного рода.

При уточнении республиканского бюджета значительным изменениям подвергались его доходы, которые увеличились на 338,4 млрд.тенге или - 11%, и затраты, выросшие на 195,3 млрд.тенге или 5,3%. Расходы на приобретение финансовых активов составили 206,1 млрд.тенге, увеличившись в 3,6 раза.

 

Поступления от продажи основного капитала по сравнению с 2010 годом увеличились на 69,0%. Поступления трансфертов из Национального фонда за 2011 год осуществлялись за счет перечисления гарантированного трансферта и составили 1 200,0 млрд. тенге. Поступления трансфертов по сравнению с 2010 годом увеличились на 8,6%. За 2011 год затраты государственного бюджета произведены в сумме 4 457,2 млрд. тенге или 20,7% к ВВП (в 2010 году - 22,0% к ВВП). По сравнению с 2010 годом затраты социальной помощи и социального обеспечения, здравоохранения и образования. В наибольшей степени увеличились затраты на обслуживание долга, составив в общем объеме затрат 2,1%, топливно-энергетический комплекс и недропользование (доля в объеме затрат - 1,8%), государственные услуги общего характера (5,0%) и культура, спорт, туризм и информационное пространство (5,1%) [20, с. 9].

По итогам 2011 года доходы государственного бюджета  увеличились на 22,6% по сравнению с 2010 годом и составили 4 299,1 млрд. тенге или 20,0% к ВВП (в 2010 году - 20,6% к ВВП). В 2011 году выдаваемые бюджетные кредиты увеличились в 3,5 раза, поступления в счет погашения по ранее выданным кредитам увеличились в 21,8 раз. Резкое увеличение поступлений в счет погашения по ранее выданным кредитам произошло за счет погашения кредита на сумму 80,0 млрд. тенге, выданного АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» сроком на 1 год. Таким образом, объем чистого бюджетного кредитования сократился на 19,2% до 0,1% к ВВП.

Расходы государственного бюджета на приобретение финансовых активов увеличились на 55,0%, а поступления от их продажи — на 18,0%. В результате сальдо по данным операциям увеличилось на 55,1% до 1,6% к ВВП.

В 2011 году государственный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 527,3 млрд. тенге (2,5% к ВВП), в 2010 году дефицит составил 492,7 млрд. тенге (рисунок 5).

30,0 т

 

20,0-15,0-:


10,0--5,0 i 0,0

-5,0 -L 

2004 2005

□ Поступления 

2006         2007

□ Расколы 

2008 2009        2010

□ .Дефишп: (-}: профицит {+) 

2011

 

Рисунок 5. Исполнение государственного бюджета, % к ВВП

 

Доходы республиканского бюджета в 2011 году составили 3 626,2 млрд. тенге или на 30,5% больше, чем в 2010 году. Налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились на 43,6%, поступления от продажи основного капитала - в 5,2 раза, поступления трансфертов - на 19,7%. Неналоговые поступления уменьшились на 37,5% [20, с. 11].

В 2011 году не выполнены плановые назначения по затратам на 36,7 млрд.тенге, не возвращены бюджетные кредиты в размере 1,2 млрд.тенге.

В общей сумме  доходов налоговые поступления  составили 2 083,5 млрд.тенге, или 57,5% к общему объему доходов за 2011 год, неналоговые поступления - 71,4 млрд.тенге, поступления доходов от продажи основного капитала — 23,7 млрд.тенге, поступления трансфертов — 1 447,5 млрд.тенге или 2%, 0,6% и 39,9% соответственно, как это видно на рисунке 6.

Рисунок 6. Налоговые  поступления государственного бюджета  за январь-декабрь 2011 г.

Исполнение доходов в 2011 году, в основном, обеспечено за счет корпоративного подоходного налога (далее - КПН), налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и таможенных платежей, сумма поступлений от них составила 1 866,8 млрд.тенге или 89,6% от всех налоговых поступлений.

Расходы республиканского бюджета в 2011 году, в сравнении  с 2010 годом выросли на 28,5%, составив сумму 4 574,1 млрд.тенге или 99,2% к плану финансирования по платежам. По итогам отчетного периода по затратам не освоено 36,7 млрд.тенге.

Дебиторская задолженность в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла в 1,6 раза. Наибольшие объемы дебиторской задолженности числятся в министерствах транспорта и коммуникаций (36, 9 млрд.тенге) и обороны (29 млрд.тенге),   вследствие   оплаты   авансовых  платежей   по   договорам,   срок

 

которых превышает 1 год, а также туризма и спорта (26,4 млрд.тенге) из-за отсутствия актов выполненных работ за предоставленные услуги [21, с. 8].

В первоначально  утвержденном бюджете на 2011 год предусматривалось приобретение финансовых активов государства в сумме 78,7 млрд.тенге, после двух уточнений республиканского бюджета сумма их приобретения увеличена до 284,8 млрд.тенге или более чем в 3,6 раза.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан