Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

2) Государственный  бюджет является инструментом воздействия на 
развитие экономики. С помощью государственного бюджета осуществляется 
перераспределение     национального     дохода     определяющего     структуру 
общественного производства. В условиях хозяйственных реформ государство 
усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного 
воздействия  на  воспроизводство.   Применяя  формы  прямого  и  косвенного 
воздействия   на  экономику,   оно   предоставляет   хозяйствующим   субъектам 
субсидии,       государственные       инвестиции,       осуществляет       бюджетное

 

финансирование отраслей, определяющих инновационный прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

  1. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных 
    проблем    путем    улучшения    бюджетного    финансирования    учреждений 
    социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, 
    жилищного   строительства.   Усиление   роли   государственного   бюджета   в 
    социальных     процессах     обусловлено     ростом     бюджетных     средств     и 
    внебюджетных фондов являющихся  финансовой  базой  социальных преоб 
    разований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания 
    населения   страны.    Кроме   того,   государственный   бюджет   обеспечивает 
    нивелирование социальных последствий материального расслоения граждан и 
    повышения жизненного уровня населения страны.
  2. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании эко 
    номического развития регионов страны путем бюджетного финансирования 
    объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и 
    безвозвратной     основе.     На     возвратной     основе     бюджетные     средства 
    предоставляются  в виде  кредита на капитальные вложения.  Эти средства 
    играют  важную роль  в  строительстве  объектов  (предприятий)  культурно- 
    бытового   назначения   -   магазинов,   предприятий   общественного   питания, 
    бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
  3. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и 
    концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в 
    централизованном государственном фонде для финансирования национального 
    хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления 
    обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и 
    образования резервов.

Государство, применяя бюджет в качестве важного  средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.  

 

1.2 Задачи  и функции бюджетной политики

Одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций является бюджетная политика. Бюджетная политика выступает составной частью экономической политики вообще и финансовой политики, в частности. Сфера действия бюджетной политики ограничивается бюджетными отношениями и охватывает мероприятия государства по формированию доходов государственного бюджета и эффективному распределению и использованию его средств.

Понятие «бюджетная политика» в экономической литературе и нормативных актах встречается довольно редко, чаще используются термины «фискально-бюджетная», «налогово-бюджетная», «бюджетно-налоговая» или «фискальная» политика государства.

В Оксфордском  толковом словаре по финансам фискально-бюджетная политика государства трактуется как «использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия».

Представитель московской финансовой школы И.А. Погосов  определяет фискальную политику государства как «совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличением занятости» [7, с. 53].

Другой представитель  этой школы, Г.Б. Поляк, под финансово-бюджетной политикой понимает совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управления бюджетной системой [7, с. 56].

В Современном  экономическом словаре приводятся определения бюджетно-налоговой и фискальной политики. Под бюджетно-налоговой политикой понимается политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная, по замыслу, на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП [7, с. 57]. Фискальная политика определяется как политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Отметим, что последние два определения практически совпадают.

Представитель ленинградской (санкт-петербургской) финансовой научной школы М.В. Романовский рассматривает бюджетную политику в составе финансовой политики государства, отдавая ей приоритетное значение, и выделяет следующие основные ее направления:

  • финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;
  • поддержание финансовой стабильности в стране;
  • обеспечение финансовой целостности государства;
  • создание условий для социально-экономического развития.

 

По его мнению, бюджетная  политика включает политику бюджетных  доходов и расходов, управление государственным  долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами [8, с. 17].

В.Д. Фетисов  также считает, что в составе  финансовой политики государства следует выделять бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств. Как составные части бюджетной политики он рассматривает фискальную (или налоговую) и инвестиционную политику. При формировании и реализации фискальной политики сталкиваются интересы государственного аппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса, определенных принципов налоговой политики. В развитие своих теоретических позиций В.Д. Фетисов формулирует вывод, в соответствии с которым «любой выбор принципов должен гарантировать минимум жизненных благ для существования и воспроизводства рабочей силы как единственного реального источника богатства, фундамента общества и государства» [8, с. 18].

Инвестиционная  политика, по В.Д. Фетисову, охватывает большой комплекс проблем, связанных с соотношением реализации запросов потребителей и производителей, соотношением интересов потребителей и обеспечением прожиточного минимума граждан страны. На основе фискальной и инвестиционной политики строится политика государственного воздействия (регулирования) на социально-экономическое развитие страны, которая и определяет общее содержание бюджетной политики.

По определению  В.Д. Мельникова и К.К. Ильясова - представителей научной финансовой школы Республики Казахстан - бюджетная политика является разновидностью финансовой политики. Под финансовой политикой они понимают «совокупность целенаправленных мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач» [9, с. 148].

На наш  взгляд, термины «налогово-бюджетная», «бюджетно-налоговая» политика не дают полного представления о сущности бюджетной политики. Поскольку налоги - главная составляющая доходов государственного бюджета любой страны, уместно все-таки говорить о бюджетной политике в целом. Понятие «фискальная политика», по своей сути, намного уже по смыслу и, следовательно, не может быть ассоциировано с бюджетной политикой.

Как нам представляется, наиболее полно сущность и значение бюджетной политики определенно в Финансово-кредитном словаре, где под бюджетной политикой понимается «совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства» [10, с. 21].

Главная   цель   бюджетной   политики,   как   мы   считаем,   состоит   в

 

обеспечении высокого уровня и качества жизни  населения. Большой экономический словарь определяет уровень жизни в виде совокупности условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. В Современном экономическом словаре уровень жизни трактуется как уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг; совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Уровень жизни обычно определяется величиной ВВП (или ВНП) на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным минимумом в данной стране и других странах, потребительским бюджетом семьи.

Бюджетная политика как  ядро экономической политики выступает инструментом осуществления экономической и социальной политики государства. Следовательно, разработка бюджетной политики любого государства должна строиться в соответствии с алгоритмом, представленном в Приложении А.

Систематизировав  различные точки зрения по поводу определения бюджетной политики, предложим уточненную трактовку данного понятия. Бюджетная политика унитарного государства есть совокупность мероприятий, проводимых государственными (центральными и местными) органами власти в бюджетной сфере в рамках выполнения ими своих функций и задач, мероприятий, направленных на реализацию государственных и иных программ для повышения уровня жизни населения в конкретных исторических и экономических условиях развития государства в непосредственной взаимосвязи с прогнозами и индикативными планами социально-экономического развития страны и ее территорий.

Таким образом, бюджетная  политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей  и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация   финансовых   ресурсов   на   решении   приоритетных 
вопросов;

  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;

- создание   эффективной   системы    межбюджетных   отношений    и 
управления государственными финансами.

 

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Сущность бюджетной  политики, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функций  государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

В зависимости  от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан