Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;
проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
2) Государственный бюджет
является инструментом воздействия на
развитие экономики. С помощью государственного
бюджета осуществляется
перераспределение национального
дохода определяющего
структуру
общественного производства. В условиях
хозяйственных реформ государство
усиливает свои позиции в экономике путем
изменения методов бюджетного
воздействия на воспроизводство.
Применяя формы прямого и
косвенного
воздействия на
экономику, оно предоставляет
хозяйствующим субъектам
субсидии, государственные
инвестиции, осуществляет
бюджетное
финансирование отраслей, определяющих инновационный прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Государство,
применяя бюджет в качестве важного
средства реализации своей организаторской функции, превращает
его в действенный инструмент управления экономикой. Применение
бюджета в качестве инструмента управления
экономикой обусловлено важными характерными
чертами: он имеет силу закона; в нем
находят непосредственное отражение программы,
направленные на развитие общественного
производства, повышение его эффективности, удовлетворение
потребностей членов общества. Бюджет
имеет огромное мобилизующее и
организующее значение, что связано с
правовой формой использования бюджетных
отношений. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем
денежные средства дают возможности маневрирования
при распределении бюджетных средств
с учетом приоритетности финансирования
государственных программ.
1.2 Задачи и функции бюджетной политики
Одним из активных инструментов
регулирования
Понятие «бюджетная
политика» в экономической
В Оксфордском толковом словаре по финансам фискально-бюджетная политика государства трактуется как «использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия».
Представитель московской финансовой школы И.А. Погосов определяет фискальную политику государства как «совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличением занятости» [7, с. 53].
Другой представитель этой школы, Г.Б. Поляк, под финансово-бюджетной политикой понимает совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управления бюджетной системой [7, с. 56].
В Современном
экономическом словаре
Представитель ленинградской (санкт-петербургской) финансовой научной школы М.В. Романовский рассматривает бюджетную политику в составе финансовой политики государства, отдавая ей приоритетное значение, и выделяет следующие основные ее направления:
По его мнению, бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами [8, с. 17].
В.Д. Фетисов также считает, что в составе финансовой политики государства следует выделять бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств. Как составные части бюджетной политики он рассматривает фискальную (или налоговую) и инвестиционную политику. При формировании и реализации фискальной политики сталкиваются интересы государственного аппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса, определенных принципов налоговой политики. В развитие своих теоретических позиций В.Д. Фетисов формулирует вывод, в соответствии с которым «любой выбор принципов должен гарантировать минимум жизненных благ для существования и воспроизводства рабочей силы как единственного реального источника богатства, фундамента общества и государства» [8, с. 18].
Инвестиционная политика, по В.Д. Фетисову, охватывает большой комплекс проблем, связанных с соотношением реализации запросов потребителей и производителей, соотношением интересов потребителей и обеспечением прожиточного минимума граждан страны. На основе фискальной и инвестиционной политики строится политика государственного воздействия (регулирования) на социально-экономическое развитие страны, которая и определяет общее содержание бюджетной политики.
По определению В.Д. Мельникова и К.К. Ильясова - представителей научной финансовой школы Республики Казахстан - бюджетная политика является разновидностью финансовой политики. Под финансовой политикой они понимают «совокупность целенаправленных мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач» [9, с. 148].
На наш взгляд, термины «налогово-бюджетная», «бюджетно-налоговая» политика не дают полного представления о сущности бюджетной политики. Поскольку налоги - главная составляющая доходов государственного бюджета любой страны, уместно все-таки говорить о бюджетной политике в целом. Понятие «фискальная политика», по своей сути, намного уже по смыслу и, следовательно, не может быть ассоциировано с бюджетной политикой.
Как нам представляется, наиболее полно сущность и значение бюджетной политики определенно в Финансово-кредитном словаре, где под бюджетной политикой понимается «совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства» [10, с. 21].
Главная цель бюджетной политики, как мы считаем, состоит в
обеспечении высокого уровня и качества жизни населения. Большой экономический словарь определяет уровень жизни в виде совокупности условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. В Современном экономическом словаре уровень жизни трактуется как уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг; совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Уровень жизни обычно определяется величиной ВВП (или ВНП) на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным минимумом в данной стране и других странах, потребительским бюджетом семьи.
Бюджетная политика как ядро экономической политики выступает инструментом осуществления экономической и социальной политики государства. Следовательно, разработка бюджетной политики любого государства должна строиться в соответствии с алгоритмом, представленном в Приложении А.
Систематизировав различные точки зрения по поводу определения бюджетной политики, предложим уточненную трактовку данного понятия. Бюджетная политика унитарного государства есть совокупность мероприятий, проводимых государственными (центральными и местными) органами власти в бюджетной сфере в рамках выполнения ими своих функций и задач, мероприятий, направленных на реализацию государственных и иных программ для повышения уровня жизни населения в конкретных исторических и экономических условиях развития государства в непосредственной взаимосвязи с прогнозами и индикативными планами социально-экономического развития страны и ее территорий.
Таким образом, бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика
предполагает определение целей
и задач в области государствен
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
- концентрация финансовых
ресурсов на решении
приоритетных
вопросов;
- создание эффективной
системы межбюджетных
отношений и
управления государственными финансами.
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
Сущность бюджетной
политики, как и любой другой экономической
категории проявляется в двух
функциях - распределительной и
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: