Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

Отдельными  государственными органами показатели стратегических планов и бюджетных программ корректировались по истечении отчетного года, тем самым вносятся изменения к не исполненным показателям в сторону учета их как исполненные. Серьезной проблемой остается удорожание стоимости инвестиционных проектов, которая непосредственно влияет на выполнение конечных показателей. Причины образования и факторы, влияющие на удорожание стоимости проектов, проанализированы Счетным комитетом и направлены отдельные рекомендации по их устранению.

В отчетном году Счетным комитетом проведен контроль эффективности реализации одиннадцати государственных и отраслевых программ.

В     большинстве     случаев     наблюдается     частичное     исполнение

 

мероприятий планов по реализации программ, установлено их дублирование с другими программными документами. Вследствие серьезных недоработок на стадии планирования, отсутствия координации и взаимодействия между государственными органами не достигнуты в полном объеме ожидаемые результаты государственных и отраслевых программ.

В республике сохраняется тенденция роста трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета регионам.

В отчетном году субвенции выросли по сравнению  с 2010 и 2009 годами, соответственно на 22,4% и 43,7% , целевые трансферты на развитие -на 4,8% и 13,4%, целевые текущие трансферты -на 11,8 %ивЗ раза (рисунок 9).

Рисунок 9. Динамика роста  трансфертов, млрд.тенге

В отчетах за предыдущие годы Счетный комитет неоднократно обращал внимание, на то, что трансферты, по сути, являются основным источником пополнения доходов местных бюджетов и давал соответствующие рекомендации.

В 2011 году удельный вес трансфертов в общем объеме доходов местных бюджетов составил в среднем 61,7%, а в 10-ти регионах - более 70%, что свидетельствует о сохраняющейся тенденции финансовой зависимости регионов от республиканского бюджета.

В отчетном периоде  из общей суммы доходов, мобилизованных в государственный бюджет, в республиканский бюджет поступило 2 177,9 млрд.тенге, а в местные - 920,9 млрд.тенге, или 29,7 процента.

В частности, в местном бюджете Южно-Казахстанской области из всех

 

собранных доходов  осталось 30,6%, в Западно-Казахстанской - 20,4%, в Костанайской - 34,1%, в Жамбылской - 53,8 процента [25, с. 8].

В свою очередь, в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Жамбылской областях бюджетные поступления с учетом трансфертов из республиканского бюджета на одного жителя колеблется от 102 тыс. тенге до 166 тыс. тенге. Доходы собственного бюджета этих областей на одного жителя - в пределах от 19,4 тыс. тенге до 76,7 тыс. тенге.

Тогда как, в Атырауской области данный показатель составил 116 тыс.тенге, в Мангистауской — 118,3 тыс. тенге. При этом, в этих областях сумма всех бюджетных поступлений на одного жителя составила 227 тыс. тенге и 187 тыс. тенге соответственно.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что система разграничения и закрепления налогов и других платежей в республиканском и областных бюджетах не обеспечивает регионы равными возможностями развития социально-экономической сферы. Более того, она не стимулирует местные исполнительные органы к развитию малого и среднего предпринимательства и расширению, таким образом, налогооблагаемой базы. В результате усиливается зависимость местных бюджетов от исполнения республиканского бюджета.

В 2011 году по 86-ти республиканским бюджетным программам выделено 804,1 млрд.тенге трансфертов, в том числе текущие - 266,0 млрд.тенге и на развитие - 538,2 млрд.тенге.

Как и в  предыдущие годы, основным недостатком  использования трансфертов является их неосвоение. По оценке Счетного комитета причинами является недостаточно качественное планирование объема целевых трансфертов, несовершенство механизма реализации инвестиционных проектов в регионах, а также отсутствие ответственности администраторов бюджетных программ на республиканском и местном уровне.

В отчетном периоде  не освоено 25,7 млрд.тенге, в том числе  на республиканском уровне - 2,4 млрд.тенге, местными исполнительными органами - 25,1 млрд.тенге., из которых текущие трансферты составляют 11,4 млрд.тенге и трансферты на развитие - 13,7 млрд.тенге.

По информации Министерства финансов около 18 млрд.тенге  целевых трансфертов разрешено  использовать в 2012 году с соблюдением  их целевого назначения. Подлежит возврату 7,1 млрд.тенге до 1 марта 2012 года.

Однако, по результатам  контроля Счетным комитетом установлено, что 9,1 млрд.тенге правительством разрешено использовать в 2012 году для реализации инвестиционных проектов. Из оставшихся неосвоенных трансфертов по состоянию на 1 апреля 2012 марта 8,2 млрд.тенге возвращены областными бюджетами в республиканский бюджет [26, с. 9].

Средства  в сумме 7,8 млрд.тенге числятся в  областных бюджетах, как свободные остатки, тогда как они подлежат возврату в доход республиканского бюджета.

Таким образом, реализация бюджетных программ в  современных условиях  позволяет  увеличить   количество  самостоятельно  развивающихся

 

предприятий крупной  и средней промышленности. Также  решаются вопросы стратегических объектов, необходимых для безопасного  развития нашего государства. Тем не менее, на сегодняшний все же существуют определенные проблемы снижающие эффективность реализации бюджетных программ.

            

 

2.3 Оценка эффективности  бюджетной политики г. Семей  за 2009-2011 гг 

 

Анализ формирования доходных поступлений и реализации расходных функций, осуществляемых местными исполнительными органами власти (МИО), имеет принципиальное значение для исследования особенностей бюджетной политики и функционирования местных бюджетов. В бюджетном процессе г. Семей участвуют: маслихат (представительный орган государственной власти); акимат (исполнительный орган государственной власти), в том числе финансовый отдел, налоговый комитет по городу, городской отдел казначейства; хозяйствующие субъекты разных форм собственности.

В результате анализа бюджетной политики, проводимой государством в лице МИО, и состояния бюджета г. Семей были сделаны следующие выводы.

Бюджет города Семей  по состоянию на 1 января 2012 года исполнен по поступлениям на 101,2 %, из них по собственным доходным источникам на 101,3 %, при плане 5334,6 млн.тенге, фактически поступило 5401,6 млн.тенге. Перевыполнение обеспечено в основном за счет индивидуального подоходного налога -13,5 млн.тенге, социального налога - 11,6 млн.тенге, налогов на собственность - 28,4 млн.тенге [27, с. 9].

Трансферты  из вышестоящего бюджета в сумме 2 565,5 млн.тенге поступили в полном объеме.

По расходной  части освоено  8 318,3  млн.тенге, из них расходы на образование составили 3 176,9 млн.тенге, социальную помощь и социальное обеспечение 463,9 млн.тенге, культуру, спорт, туризм и информационное пространство 404,7 млн.тенге.

За счет предусмотренных  средств обеспечена выплата заработной платы работникам 122 бюджетных учреждений города, произведены выплаты адресно - социальной помощи, жилищной помощи, государственные пособия на детей до 18 лет в общей сумме 85,9 млн.тенге.

За счет выделенных средств, произведена реконструкция  улицы Кабанбай батыра, на стадии завершения работы по реконструкции проезжей части проспекта Ауэзова от новой дороги до улицы Сорокина, по реконструкции автомобильной дороги с. Новобаженово, ведутся работы по устройству дренажно- ливневой канализации на дорогах города. Выполнены работы по среднему и текущему ремонту улиц: Козбагарова, Абая, Чайковского,     Елемесова,     Чехова     и     автодороги     Омск-Майкапчагай.

 

Изготовлены и установлены  тротуарные ограждения улиц: Абая, Ауэзова, Шакарима, Кабанбай батыра, Бозтаева, Кольцевая развязка.

Завершены работы по капитальному ремонту уличного освещения  улиц: Рыкова, Дачная, Речников, Терешкова, пр. Шакарима, по текущему ремонту улицы Турганбаева, ул. Елемесова (от ул. Абая до ул. Кабанбай батыра), ул. Абая (от ул. Аманова до Купеческого моста).

Ведется Реестр государственной коммунальной собственности, содержащий базу данных государственных активов города.

По состоянию  на 1 января 2011 года, согласно данным реестра госсобственности, всего в ведении города 158 государственных юридических лиц, в том числе государственных учреждений -122, коммунальных государственных казенных предприятий на праве оперативного управления -25, государственных коммунальных предприятий на праве хозяйственного ведения -11.

Заключен 101 договор имущественного найма (аренды), 12 договоров временного безвозмездного пользования, 1 договор доверительного управления недвижимым имуществом без права последующего выкупа.

Налоговые органы г. Семей, в ходе реализации налоговой системы пользуется различными методами и формами налогового контроля.

Налоговый контроль является важным рычагом соблюдения налогового законодательства. То есть выполнение предприятиями своих обязательств, есть результат налоговых проверок.

В результате контроля со стороны налоговых органов  уменьшилось количество предприятий-недоимщиков и тем самым значительно возросла сумма поступлений по налогам.

По данным проверок 14% предприятий г. Семей  имели задолженности по налогам в 2011 году. Были проведены проверки, взысканы суммы налогов и задолженности. Например, ТОО «Силикат» в 2011 г. не уплатило в бюджет налогов на сумму 343 тыс.тенге, хотя и является крупным предприятием-налогоплательщиком. В 2011 году после проведения проверок можно увидеть, что задолженностей по данному предприятию нет, и заметно возросла доля индивидуального подоходного налога, так как данное предприятие является, как уже было отмечено ранее, крупным налогоплательщиком. В ходе проверки выяснилось, что недопоступление налогов является результатом того, что данное предприятие допустило ошибку при исчислении указанных налогов и в ходе проверки было обнаружено данное нарушение. Была проведена разъяснительная работа. Данным предприятием была доначислена сумма налогов. В 2011 году по данному предприятию задолженности не было [27, с. 10].

Всего 14% предприятий  не уплатившим по разным причинам в  местный налоги, следовательно дополнительно начислена сумма налога включая штрафов и пени 5162,5 тыс.тенге. Из них взысканы 5032,6 тыс.тенге, что составляет 97,5 % , т. е. В ходе мероприятий налоговых органов в которое включается не только проверка и наложение штрафов, пени, также включается

 

разъяснительные работы - консультации, предоставление информации и других работ в местный бюджет поступает 97,5 % суммы задолженности.

Причинами неуплаты являются в основном неправильное понимание налогового законодательства из-за частого изменения нормативно-законодательных актов, неправильное исчисление, отсутствие денежных средств, также умышленное уклонение от уплаты налогов.

В данный момент как уже было отмечено выше, целью  работы налогового органа является проверка, раскрытие, принятие мер по обеспечению уплаты.

Таким образом, в 2011 году увеличилось количество налогоплательщиков допустивших нарушение, уменьшилось из 46 проверенных предприятий только 6 допустили нарушение, т. е. если в 2010 году проценты нарушений было 33% , то 2011 г. составил 13 %, в 2011 году по данному налогу было начислено задолженность в сумме 3337,2 тыс.тенге, из них взыскано 3312,5 тыс.тенге, что составляет 99,24 %. Основной причиной нарушений является изменение налогового законодательства, 0,76 % суммы налогов являются безнадежными к взысканию, т.к. это сумма налогов по предприятиям банкротам.

Для анализа поступлений местных налогов в бюджет г. Семей рассмотрим Приложение Д, данные которого взяты из отчетов Налогового комитета г. Семей по форме № 2-Н.

ИПН является одним из основных видов налоговых  поступлений в местный бюджет. Так если мы сделаем анализ поступлений индивидуального подоходного налога в бюджет г. Семей за период 2009-2011 гг., то увидим следующее, что в 2010 г. данной вид налога возрос на 8808 тыс.тенге, в 2011 г. - на 24708 тыс.тенге по сравнению с 2009 г [27, с. 12].

Относительно социального налога, также можно отметить его рост за исследуемый период. Из Приложения Д видим, что в 2010 г. социальный налог возрос на 9568 тыс. тенге, а в 2011 г. - на 33392 тыс. тенге по сравнению с 2009 г. Это прежде всего связано с увеличением субъектов малого и среднего бизнеса, соответственно, повысились количество рабочих мест, что также способствовало увеличению индивидуального подоходного налога.

Также большое  влияние на увеличение социального  налога оказало открытие филиалов различных банков и строительных фирм, которые открыли свои филиалы и представительства для ведения финансово-экономической деятельности.

Можно сказать, что социальный налог является важным поступлением в бюджет нашей страны. Именно поэтому Правительством Республики Казахстан вносятся различные изменения по механизму исчисления социального налога, приближая его тем самым к порядку исчисления, применяемых в развитых странах.

При анализе  поступлений налоговых платежей в местный бюджет г. Семей за 2009-2011 гг. видим, что социальный налог в течение анализируемого периода не имел отклонений с отрицательным значением.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан