Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;
проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
- механизм мобилизации
денежных средств в бюджетную
систему
страны;
- механизм расходования бюджетных средств;
- механизм межбюджетного
распределения и перераспределения
финансовых ресурсов [11, с.
45].
Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
Приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту
Республики Казахстан, который в своем ежегодном Послании народу Казахстана в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство Республики Казахстан разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Парламент для рассмотрения и принятия.
Политика в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов межбюджетных отношений, управления государственными финансами - это и есть бюджетная политика. Бюджетная политика государства проводится на основе среднесрочной фискальной политики, основные направления которой определяются Правительством Республики Казахстан.
Фискальная политика, являясь частью экономической политики, использует инструменты, связанные с формированием и расходованием бюджетных средств. Использование бюджетных механизмов основано на максимальном учете всех возможных факторов, способных повлиять на планируемые результаты в целом, а не раздельно по доходам и расходам. Поэтому для решения экономических задач на государственном уровне принято использовать элементы государственного бюджетирования в комплексе, оперируя ими в рамках единой концепции, называемой фискальной политикой.
Среднесрочная фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий, определяющих основы налогово-бюджетной политики и разрабатывается, как правило, на трехлетний период. Среднесрочная фискальная политика содержит основные механизмы (способы) реализации основных направлений социально-экономического развития - политику доходов и затрат, бюджетное кредитование, управление финансовыми активами, межбюджетные отношения, управление государственным и гарантированным государством, заимствованием и долгом. Цели среднесрочной фискальной политики формулируются, исходя из стратегических и среднесрочных планов социально-экономического развития страны. Задачи определяют пути достижения поставленных целей наиболее эффективными методами.
В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели среднесрочной фискальной политики:
- определение объема ресурсов,
имеющихся на предстоящий трехлетний
период;
- установление фискальной
стратегии Правительства Республики
Казахстан и его планов по достижению
текущих и будущих целей;
- обеспечение преемственности
бюджетного процесса и повышение
фискальной дисциплины.
Среднесрочная фискальная политика является основой формирования республиканского бюджета и координирующим документом при реализации налоговой и бюджетной политики на всех уровнях государственного управления.
В основе разработки среднесрочной фискальной политики лежат ежегодное Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс), стратегический план развития Республики Казахстан, программа Правительства Республики Казахстан, среднесрочные планы социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов, государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы.
По своей структуре среднесрочная фискальная политика, как финансовый документ, состоит из определенных разделов, представленных в Приложении Б.
Политика доходов содержит цели и задачи политики формирования доходов бюджета в среднесрочном периоде, а также меры, стабилизирующие поступления доходов в бюджет, направленные на достижение справедливого возможного уровня налоговой нагрузки, позволяющие реализовать цели экономической политики государства.
Политика затрат основывается на результатах оценки эффективности реализации бюджетных программ за истекший период, определении цели и задач бюджетной политики в части затрат, приоритетных направлений затрат по функциональным признакам, отражающим выполнение функций государства и реализацию государственной политики в республике, или по отраслям (секторам) экономики.
Бюджетное кредитование определяет цели и задачи бюджетного кредитования, в том числе по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.
Операции с финансовыми активами отражают направления политики Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа в части приобретения и продажи финансовых активов государства.
Межбюджетные отношения
устанавливают формы
Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан определяет цели и задачи политики управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом, прогноз показателей государственного и гарантированного государством долга. Среднесрочная фискальная политика местного исполнительного органа содержит цели и задачи политики управления внутренним государственным заимствованием и долгом, прогноз показателей внутреннего государственного долга местного
исполнительного органа на трехлетний период. Фискальная политика включает:
- прогнозные показатели государственного,
республиканского и мест
ных бюджетов;
В связи с тем, что
в отечественной бюджетной
Прогнозные показатели расходов бюджета по функциональным признакам отражают выполнение функций государства и реализацию государственной политики, прогноз объема текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.
Разделы среднесрочной фискальной политики содержат перечень инструментов и мер для достижения поставленных целей и задач, экономические и бюджетные показатели, характеризующие степень достижения поставленных целей, анализ возможных фискальных рисков в результате проведения фискальной политики в среднесрочном периоде
Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.
Достижению данной цели в среднесрочном периоде будет способствовать решение следующих основных задач:
- сокращение ненефтяного дефицита бюджета;
образования, здравоохранения, сельского хозяйства и общественной инфраструктуры;
Кроме того, фискальная политика,
являясь важнейшей составляющей
общеэкономической политики государства,
содействует поддержанию
Проводимая
в среднесрочном периоде
С этой целью с 2011 года внедрена система формирования и исполнения бюджета, основанная на индикаторах эффективности и результативности, а также система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, которая позволит определить степень достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе, анализ достижения (недостижения) показателей прямого, конечного результатов и показателей эффективности.
1.3 Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах
Использование зарубежного опыта формирования и реализации бюджетной политики, несомненно, может быть полезным для республики и ее территорий. Сравнительный анализ бюджетных систем зарубежных стран показал, что и экономически развитые страны испытывают трудности при формировании и реализации бюджетной политики, в том числе в части регулирования межбюджетных отношений. Причем, в связи с тем, что принципы межбюджетных отношений в унитарных государствах несколько отличаются от таковых в федеративных государствах, мы посчитали
целесообразным не только отразить в работе особенности межбюджетных отношений, но и акцентировать внимание на необходимости формулировки понятия «вопросы местного значения» (ВМЗ), раскрыть содержание этих вопросов и предложить инструментарий для их решения. Вместе с тем, использование зарубежного опыта в бюджетной сфере и, в частности, в области международных финансов, должно происходить с обязательным учетом национальных особенностей развития страны.
Немного найдется
стран, где не стоит вопрос о совершенствовании межбюджетн
В США в качестве основного принципа в 90-х гг. использовалось усиление автономной роли федерального бюджета в системе консолидированного государственного бюджета. Смысл этого принципа состоит в том, что федеральный бюджет имеет собственную, независимую и не связанную со штатными и местными органами США систему федеральных налогов [14, с. 17].
Самая крупная статья доходов - индивидуальный подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Есть не облагаемый налогом минимум доходов и две налоговые ставки - 15%и28%.
Отчисления на социальное страхование (налоги на выплаты для целей социального страхования) - вторая по величине статья доходов. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. В начале 90-х гг. общая ставка была 15,02 % от фонда заработной платы.