Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:49, дипломная работа
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности; служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.
Введение 4
1 Анализ социально-экономического потенциала Подгоренского муниципального района Воронежской области
6
1.1 Характеристика социально-экономического показателей
Подгоренского муниципального района Воронежской области
6
1.2 Характеристика бюджета и бюджетного процесса
Подгоренского муниципального района 19
1.3 Анализ комплексной программы развития Подгоренского
муниципального района Воронежской области 36
Заключение 52
Список использованной литературы
Основой экономического развития муниципального района и его поселений является постоянное повышение уровня и качества жизни населения, создание и укрепление конкурентных преимуществ территории, ее предприятий и производимой ими продукции.
Конкурентные преимущества Подгоренского муниципального района определены с помощью SWOT-анализа, который, являясь признанным подходом в менеджменте, в последние годы начинает использоваться в региональном управлении.
Сущность SWOT-анализа состоит в анализе преимуществ и недостатков одного муниципального образования в сравнении с другими муниципальными образованиями области.
В качестве основной гипотезы при проведении SWOT-анализа принимается сохранение политики развития Российской Федерации, определенной Правительством РФ и Президентом Российской Федерации, а также Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 гг. Это связано с тем, что район является открытой системой и непосредственно реагирует на политические, экономические и другие факторы, проявляющиеся на всех внешних уровнях.
Особенности генерации развития поселений муниципального района на основе систематического сопоставления внешних факторов с внутренними силами и слабостями с применением расширенной SWOT-матрицы осуществляется как последовательность шагов, обеспечивающих:
— анализ внешнего окружения – показатели качества жизни населения муниципального района в сравнении со средними по области;
— анализ внутреннего окружения – мероприятия областных и федеральных целевых программ и другие имеющиеся возможности, в том числе субсидии из областного бюджета на развитие инфраструктуры муниципальных образований, которые целесообразно использовать для обеспечения экономического и социального развития, как отдельных поселений, так и всего муниципального района;
— разработку мероприятий и конкретных мер и действий.
Преимущества и недостатки, благоприятные возможности и неблагоприятные тенденции развития Подгоренского муниципального района представлены в таблицах 9-10.
Таблица 9 - SWOT-анализ Подгоренского муниципального района (влияние факторов на социально-экономическое развитие)
Позитивное
(сильные стороны) |
Негативное
(слабые стороны) |
1 | 2 |
Географическое положение и транспортное сообщение | |
Относительная близость к экономическим центрам России (Воронеж, Саратов, Ростов); Наличие разветвленной транспортной сети (в том числе автодороги федерального значения «Воронеж-Миллерово», Юго-Восточной железной дороги); Высокая плотность автомобильных дорог | Неудовлетворительное состояние внутри поселковых и межпоселковых дорог, низкая эффективность транспортной инфраструктуры |
Население | |
Достаточно высокий удельный вес трудоспособного населения; Ценностная ориентация населения на создание и сохранение семьи | Естественная
убыль населения; Старение населения;
Низкая рождаемость;
отрицательное сальдо миграции населения (отток экономически активного населения в крупные города) |
Экономика | |
Благоприятные условия для развития, стройиндустрии, агропромышленного производства; высокая доля занятых в материальном производстве. | Наличие нестабильно работающих и убыточных сельскохозяйственных организаций; Отсутствие закупочно-сбытовой сети; Повышение цен на товары и услуги. |
Обрабатывающие производства | |
По сводному показателю уровня развития видов деятельности в промышленности и сельском хозяйстве район в 2008 г. занимал 16 место в области. Промышленность района представлена 6 крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств: ОАО «Подгоренский цементник», ОАО «Сагуновский мясокомбинат», ОАО «Белогорьевский промкомбинат», ЗАО «Подгоренский ЗСМ», ОАО «Подгоренский кирпич», ООО «Белогорье».В 2008 году промышленными предприятиями района произведено продукции на 692,41 млн. рублей, или 82,5 % к 2007 году. | Наличие нестабильно работающих сельсхозпредприятий; |
Продолжение таблицы 9 | |
1 | 2 |
ОАО
«Подгоренский цементник»: объем
производства промышленной продукции
в действующих ценах составил 295,9 млн.
рублей. Производство цемента снизилось
к 2007 году на 61,3 %. .
ОАО «Сагуновский мясокомбинат»: объем производства продукции за 2008 год в действующих ценах составил 332,8 млн. рублей, 147,4% к 2007 году. Мяса и субпродуктов первой категории произведено 118,2 тонн, колбасных изделий - 2192 тонн (30,9% и 109,3% к 2007 году соответственно). ОАО «Подгоренский кирпич»: объем производства продукции составил 8,4 млн. рублей, 80 % к 2007 году. Произведено кирпича красного 2247,5тыс. Штук (77,5% к 2007 году). |
Недостаточный уровень инвестиций (17 место в области) |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |
Представлено предприятиями: | Населенные
пункты района не газифицированы, высокие
издержки населения и местных
бюджетов на жилищно-коммунальные услуги.
Высокий уровень износа оборудования, значительные убытки, отсутствие предприятий с частной формой собственности, способной привлекать инвестиции в развитие ЖКХ |
Сельское хозяйство | |
Представлено
12 сельхозпредприятиями, 52 КФХ, 9,7 тыс.
ЛПХ. Основными производителями сельхозпродукции
являются сельхозорганизации.
Площадь сельхозугодий на конец 2008 года составила 124,4 тыс. га, из них посевные площади - 44,5 тыс. га. В 2008 году
произведено всего валовой Реализовано на убой скота и птицы в 2008 году 4,14 тысяч тонн (105,7 % уровня 2007 года). Произведено молока 11,077 тыс.тонн, или 95 % уровня 2007 года. |
Значительный
износ сельскохозяйственной техники;
снижение объема производства зерновых культур, подсолнечника; По урожайности основных культур в сельхозорганизациях район занимает 29 место в области. Сокращение дойного стада и его продуктивности; низкий уровень развития кооперационных связей между сельхозорганизациями, КФХ и ЛПХ. |
Инвестиции | |
Объем
инвестиций за счет всех источников финансирования
в 2008 году составил 1268,6 млн. рублей.
рост индивидуального жилищного строительства; наличие потенциальных возможностей для привлечения инвестиций в развитие АПК; наличие потенциальных возможностей для инвестирования в развитие рекреационного туризма, сферу отдыха |
Низкий уровень
инвестиций в развитие экономики
района; низкий уровень инвестиций в развитие
социальной сферы;
низкий уровень инвестиций на душу населения (17 место в области). По стоимости основных фондов на душу населения район находится на 25 месте в области. |
Рынок труда | |
Наличие
трудовых ресурсов в поселениях;
повышение спроса
на квалифицированных наличие государственной поддержки для привлечения и закрепления специалистов на селе |
Дефицит высококвалифицированных
кадров в сельскохозяйственных организациях,
в учреждениях здравоохранения и культуры;
уровень заработной платы работников сельскохозяйственного производства, в среднем, ниже среднеобластного. По уровню регистрируемой безработицы район ухудшил свои позиции среди муниципальных образований области с 10 места в 2005 году до 32 в 2006 г. |
Социальная сфера: | |
Наличие
необходимой сети учреждений социальной
сферы для обеспечения рост среднемесячной заработной платы работников социальной сферы |
Дефицит высококвалифицированных
кадров в здравоохранении;
высокий уровень износа зданий учреждений социальной сферы; недостаточное
материально-техническое |
Продолжение таблицы 9 |
|
1 | 2 |
здравоохранение | |
Наличие
необходимых учреждений для оказания
жителям района амбулаторной и стационарной
помощи: МУЗ «Подгоренская ЦРБ» оказывает
помощь по 21 специальностям, стационар
рассчитан на 140 коек, поликлиника на 500
посещений в смену; 3 подстанции «Скорой
помощи»; 3 врачебных амбулатории; 27 ФАпов,
1 здравпункт;
широкий спектр
предоставляемых медицинских наличие федеральных и областных целевых программ, государственной поддержки строительства и реконструкции учреждений здравоохранения, укрепления материально-технической базы, наличие приоритетного национального проекта «Здравоохранение» |
Удаленность центральной
районной больницы от населенных пунктов
сельских поселений;
значительный износ зданий, помещений и медицинского оборудования; увеличение потребности в медицинской помощи (рост посещений в смену на 10000 жителей); По числу больничных коек на 10000 человек населения район занимает 15 место в области, по численности врачей – 29 место, численности среднего медицинского персонала – 15 место. По сводному показателю уровня развития здравоохранения район занимает 23 место в области. |
образование | |
наличие многоуровневой системы образования (27 общеобразовательных учреждений; 8 дошкольных образовательных учреждений); | Низкий уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями. |
наличие
федеральных и областных наличие условий
для подключения |
По уровню обеспеченности
дошкольными учреждениями район находится
на 24 месте в области;
9 школ расположены в приспособленных зданиях, 7 - в ветхих и аварийных зданиях; недостаточный уровень компьютеризации школ; низкий уровень обеспеченности предметными кабинетами, школьными автобусами; недостаточный уровень профессиональной ориентации учащихся |
культура | |
развитая сеть учреждений культуры (27 культурно-досуговых центров на 6 тыс. посадочных мест, 30 библиотек с книжным фондом 314 тыс. экземпляров, народный историко-краеведческий музей, Дом ремесел, молодежный центр, районная детская школа искусств и 3 ее филиала, Дом детей и юношества, детско-юношеская спортивная школа); наличие творческих коллективов и коллективов художественной самодеятельности; наличие федеральных и областных целевых программ, государственной поддержки строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов культуры, мероприятий по развитию культуры | сельские Дома культуры в селах Перевальное, Саприно, Семейка, Колодежное, х. Гришевка и в других населенных пунктах расположены в обветшалых зданиях, требующих капитального ремонта и реконструкции. За последние годы значительно уменьшился книжный фонд библиотек; недостаточное материально-техническое обеспечение Домов культуры; недостаточность услуг, предоставляемых культурно-досуговыми центрами, их качество не отвечает потребностям населения, особенно в отдаленных населенных пунктах |
физическая культура и спорт | |
наличие
спортивных залов при школах;
наличие федеральных и областных целевых программ, государственной поддержки строительства спортивных сооружений по месту учебы и жительства |
низкая обеспеченность
спортивными сооружениями, спортивным
инвентарем, оборудованием;
отсутствие физкультурно- |
Общественная инфраструктура | |
Жилищно-коммунальные услуги оказывают коммерческие организации: ООО Управляющая компания «Подгоренский коммунальный центр», | По уровню газификации населенных пунктов район находится на 22 месте в области; |
ООО
«Жилкомсервис», ООО «Спектр сервис»,
ООО «Исток» (с. Перевальное), ООО
«Переваленский сервис» (с. Перевальное),
ООО «БКЦ» (с. Белогорье).
Наличие федеральных и областных целевых программ, государственной поддержки развития инфраструктуры села (газификация, водоснабжение и водоотведение, электрификация, строительство и реконструкция сельских дорог) |
значительный
износ водозаборов и |
Жилищно-коммунальное хозяйство | |
Переход предприятий ЖКХ на экономически обоснованные тарифы; снижается задолженность бюджета за потребленные энергоносители; наличие федеральных и областных целевых программ, государственной поддержки реформирования жилищно-коммунального комплекса, проведения капитального ремонта многоквартирного жилого фонда; наличие | Высокие издержки
предприятий, предоставляющих жилищно- |
Продолжение таблицы 9 | |
1 | 2 |
приоритетного
национального проекта « |
переводом на газообразное топливо котельных учреждений социальной сферы. По сводному показателю благоустройства жилого фонда район находится на 23,3 месте в области. |
Природный потенциал и экологическая безопасность | |
Наличие
земельных ресурсов, представленных
черноземами;
наличие рек и прудов мелиоративного и противоэрозионного значения; наличие природных ресурсов для строительства: мела, песка, глины; климатические условия способствуют расширению производства зерновых и других культур, формированию кормовой базы для расширения животноводства; наличие областных целевых программ по вопросам экологии, природным ресурсам и природопользованию |
Отсутствие
достаточного количества полигонов
твердых бытовых отходов, наличие
несанкционированных свалок;
низкий уровень экологической культуры населения |
Уровень личной безопасности | |
Наличие областных целевых программ по вопросам профилактики правонарушений, снижению рисков и чрезвычайных ситуаций | Высокий уровень регистрируемой преступности (19 место в области); Недостаточное техническое оснащение органов правопорядка и противопожарной безопасности; |
Информационное обеспечение | |
Полный
охват территории района вещанием первого
и второго каналов телевидения;
наличие местного радиовещания, газет;
подключение к Интернет-ресурсам; подключение администраций поселений к единой информационной сети администрации области |
Низкий уровень
развития информационных услуг;
отсутствие конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг. |
Сформулированные сильные стороны определяют возможности в развитии муниципального района, а слабые оказывают негативное влияние или представляют угрозы.
Таблица 10 - SWOT-анализ Подгоренского муниципального района (возможности и угрозы социально-экономического развития)
Возможности | Угрозы | |
Географическое положение и транспортное сообщение | ||
Создание условий для развития бизнеса, в том числе с использованием возможностей ближайших районов Воронежской области и областей России (Ростовская, Саратовская и др.) | Снижение
качества жизни сельского населения
за счет отсутствия дорог с твердым
покрытием в ряде населенных пунктов.
Отсутствие качественных дорог тормозит развитие бизнеса, привлечение инвестиций. Рост затрат
на транспортировку | |
Население | ||
Стимулирование
рождаемости посредством Государственное стимулирование привлечения и закрепления молодых специалистов на селе. Возможности наращивания деловой активности за счет мобилизации безработных. Наличие федеральных и областных целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации на селе. |
Высокий
коэффициент естественной убыли
населения способен спровоцировать дальнейшую
демографическую напряженность.
Снижение деловой активности района повлечет рост числа безработных. Незначительная доля средств, направляемых из федерального и областного бюджетов в рамках целевых программ на решение проблем демографии и занятости. | |
Продолжение таблицы 10 | ||
1 | 2 | |
Экономика | ||
Решение
вопроса по привлечению инвестиций
в строительство нового завода ОАО
«Подгоренский цементник».
Наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет более эффективного использования земельных ресурсов, обновления сельскохозяйственной техники, внедрения прогрессивных технологий возделывания растений и содержания животных, приобретения элитных семян и поголовья КРС и свиней. Участие в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» по направлениям «Ускоренное развитие животноводства», «Развитие малых форм хозяйствования». Развитие кооперационных и интеграционных связей с сопредельными территориями, перерабатывающими и торговыми предприятиями области. Рост экономического потенциала района, создание новых рабочих мест, освоение новых видов продукции. Наличие инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 годы. Использование государственной поддержки, оказываемой из средств федерального и областного бюджетов для реализации инвестиционных проектов |
Значительный
износ основных фондов промышленных
и сельскохозяйственных предприятий.
Низкие объемы инвестиций, направляемые на развитие предприятий района. Не участие организаций района в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», Низкий уровень
участия в Программе Дефицит высококвалифицированных управляющих и инженерно-технических работников. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию способен вызвать дальнейшее снижение эффективности сельскохозяйственного производства. Низкий уровень
занятых в малом бизнесе. По доле
среднесписочной численности | |
Социальная сфера | ||
Повышение
качества услуг, предоставляемых населению
учреждениями социальной сферы, как средство
формирования здоровья и развития личности.
Переход на менее затратные стационар-замещающие технологии в профилактике и лечении больных. Развитие эффективной лечебно-профилактической работы. Использование современных методик обучения учащихся. Использование возможностей приоритетных национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», федеральных и областных целевых программ, направленных на развитие социальной сферы муниципального района |
Значительный
износ зданий учреждений здравоохранения,
образования, культуры, недостаточное
количество учреждений досуга, ведет к
снижению качества услуг, что в свою очередь
оказывает отрицательное влияние на формирование
личности.
Недоступность многих видов услуг, предоставляемых учреждениями образования, культуры и спорта отдельным слоям населения. Низкий уровень заработной платы у работников социальной сферы, приводит к ухудшению качества услуг и снижению профессионального уровня. | |
Природный потенциал и экологическая безопасность | ||
Живописная
местность района, наличие рек
и водоемов дает возможность для строительства
баз отдыха и развития на этой основе рекреационного
туристического бизнеса.
Сохранение условий для поддерживания здоровья населения. Наличие минерально-сырьевых ресурсов для развития стройиндустрии. |
Неэффективное
использование земель сельхозназначения.
Отсутствие достаточной протяженности канализационных сетей, полигонов твердых бытовых отходов, наличие несанкционированных свалок бытовых отходов создает дополнительную нагрузку на окружающую среду | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||
Привлечение
значительных средств из федерального
и областного бюджетов, создание частно-государственных
партнерств будет способствовать реформированию
ЖКХ, ликвидации ветхого жилого фонда.
Большой удельный вес индивидуального
жилья.
Газификация домохозяйств и учреждений социальной сферы, строительство модульных котельных. |
Снижение
уровня обеспеченности населения жилищно- Ухудшение качества питьевой воды. Рост тарифов на услуги ЖКХ при низком уровне доходов населения увеличит нагрузку на бюджеты района, поселений. | |
Продолжение таблицы 10 | ||
1 | 2 | |
Управление муниципальным образованием | ||
Достижение
политической стабильности путем налаживания
диалога и сотрудничества между
деловыми кругами, общественными организациями,
органами власти, населением.
Вовлечение широких слоев населения в управление развитием района. Активизация участия в федеральных, областных целевых программах и возможность привлечения внебюджетных средств для реализации социально-значимых мероприятий. |
Невозможность решения многих проблем, прежде всего в жилищно-коммунальной сфере при низкой социальной активности населения, высокой дотационности бюджета муниципального района, бюджетов поселений. |
Всего
за 2008 г. в рамках реализации программы
освоено средств на сумму 1282,671 млн. р. из
них по коммерческим мероприятиям
1085,459 млн. р. по некоммерческим мероприятиям
197,212 млн. р. и них 6,965 млн. р. в рамках реализации
ФЦП, 113,566, млн. р. в рамках реализации ОЦП,
получено субсидий на сумму 13,710 млн. р.
Со финансирование из местного бюджета
в размере 8,081 млн. р. платежи в бюджеты
всех уровней составили 199,184 млн. р., в том
числе в федеральный бюджет
139,429 млн. р., в областной бюджет 39,837
млн. р., в местный
19,919 млн. р.
Общий объём финансирования в 2009 г. составило более 7 млн.р. За период реализации программы начато строительство технологической линии по производству цемента, завершены работы по газификации Большедмитровского, Гришевского и Лыковского сельских поселений, х. Голубин Подгоренского городского поселения, частично газифицированы Сагуновское и Сергеевское сельские поселения, ул. Заречье Подгоренского городского поселения, проведены работы по ремонту системы водоснабжения в Подгоренском городском поселении, произведён капитальный ремонт 15 многоквартирных жилых домов в Подгоренском городском поселении, отремонтировано 6,5 км. дороги, реконструировано 3,6 км. электролиний в Подгоренском городском поселении, проведена расчистка русла реки Сухая Россошь в Подгоренском городском поселении. Завершена реконструкция части здания Гришевской средней общеобразовательной школы под детский сад на 20 мест, реконструировано здание в Юдинском сельском поселении под ФАП, проведены работы по окончанию строительства общеобразовательной школы в пгт. Подгоренский на 1200 учебных мест, проведена реконструкция памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в Белогорьевском, Гришевском, Лыковском и Сергеевском сельских поселениях, проведено благоустройство воинского захоронения в пгт. Подгоренский, произведено устройство детских площадок и благоустройство центральной части пос. совхоза «Опыт» Гришевского сельского поселения, реконструировано здание администрации Белогорьевского сельского поселения, осуществлён капитальный ремонт отопительной системы здания администрации Юдинского сельского поселения, начаты работы по капитальному ремонту Сагуновского сельского дома культуры Сагуновского сельского поселения и СДК в пос. «Опыт» Гришевского сельского поселения, проведено укрепление материально- технической базы учреждений культуры и образовательных учреждений, реализованы мероприятия «Голубой патруль» МОУ Первомайская ООШ и «Детям цементного посёлка-Кацапийское море, МОУ «Подгоренский ДдиЮ».
Исходя из расширенного SWOT-анализа социально-экономического положения Подгоренского муниципального района, конкурентными преимуществами развития района можно считать:
-
выгодное транспортно-
-
наличие автомобильных дорог
федерального и областного
-
возможность создания и
-
возможность развития
-
наличие участков, доступных для
инвестирования в развитие
-
наличие залежей полезных
Достигнутые результаты дают основание для значимых и весомых выводов, главный из которых состоит в том, что активизация экономики муниципального района возможна только при условии концентрации усилий власти, всех хозяйствующих субъектов и населения на достижении основной цели – повышении качества и уровня жизни жителей района. Комплексная программа экономического и социального развития муниципального района на долгосрочную перспективу станет действенным механизмом как для мобилизации собственных ресурсов, так и для привлечения средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных средств. Применение программно-целевого метода управления позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы на выполнении перспективных задач, более эффективно их распределить в соответствии с приоритетами развития, ожидаемой социально-экономической эффективностью.
Определение в качестве «точек роста» экономики муниципального района ключевых проектов развития, соответствующих приоритетам общенационального и областного масштабов, и распределение средств местных бюджетов и средств, привлеченных из федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников, позволит даже в условиях низкой доли собственных доходов в местных бюджетах достичь намеченной цели путем введения целевых индикаторов на каждый год и на весь период реализации программы. Формируемая в рамках программы политика территориального развития имеет детализацию в рамках поселений и конкретных населенных пунктов, в ее основу заложены «точки роста» поселений.
Основными «точками роста» муниципального района определены:
1.
Строительство новой
2.
Повышение эффективности
3.
Повышение эффективности
— внедрение передовых технологий возделывания почв;
— значительное обновление сельскохозяйственной техники;
— применение элитных семян, средств защиты растений, комплексных удобрений, значительное повышение урожайности.
4. Развитие животноводства:
—повышение продуктивности животных;
— применение передовых технологий содержания животных;
— улучшение кормовой базы.
5.
Развитие предприятий по
6.
Стимулирование развития
— развитие малых форм хозяйствования в АПК: крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств путем развития сельскохозяйственной потребительской и кредитной кооперации, организации сбытовой сети;
— развитие сфер отдыха и услуг.
7. Развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктур муниципального района:
— привлечение средств федерального и областного бюджетов для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы: учреждений здравоохранения, образования, культуры, реконструкции физкультурно-оздоровительного комплекса, стадиона;
— привлечение средств федерального и областного бюджетов, средств организаций и населения для развития инженерной инфраструктуры района: