Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование
взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в
конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников организации.
Содержание:
Введение..............................2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация...........................4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14
§3 Специфика организационного конфликта............21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования.....................30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций........34
2.4. Выводы по исследованию....................37
Заключение
..........................................................................................................38
Приложения...........................40
Литература.............................47
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношении (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность отношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и пр.
5. Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации:
избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К.
Томасу).
Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о том, как сегодня
понимаются конфликты.
Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие влияние на
отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть сформулированы в
нескольких простых тезисах:
1. Конфликт —
это распространенная черта
неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент
человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального
человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма
человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-
то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально.
2. Конфликт не
всегда и не обязательно
один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных
условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению
жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует
воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно
оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт — это
необязательно плохо.
3. Конфликт содержит
в себе потенциальные
положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность
конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению,
изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию» (Goddard, 1986, р.
8).
Конфликт —►изменение —► адаптация—►выживание.
Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к
нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем
более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они
предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт —
это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован сочетанием двух
иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой —
«благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения
отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная
возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления
кризиса и обретения новых жизненных возможностей. В конфликте потенциально
заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт — это может быть
хорошо.
4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его
негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или
элиминированы, а конструктивные возможности усилены.
Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше время
работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.
§2: Структурно - динамические характеристики конфликта
Общий анализ понятий, предлагаемых специалистами для описания конфликтов,
равно как и «естественных» категорий, существующих в обыденном сознании,
позволяет прийти к следующим выводам.
Если исключить из рассмотрения понятия, которые скорее относятся к описанию
общей проблематики конфликтов (например, методы изучения конфликтов, личность
в конфликте и др.), то остальные категории могут быть отнесены к структурным
или динамическим характеристикам конфликта. Структурные характеристики
конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в
«срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем. «какие
именно события происходят» в конфликте.
Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта.
Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно: «изъятие»
любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на
нет, либо существенно меняет его характер. К структурным компонентам
конфликта относятся:
1) стороны (участники) конфликта
2) условия конфликта
3) предмет конфликта
4) действия участников конфликта
5) исход (результат) конфликта
Стороны (участники) конфликта
В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими
сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют
противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме,
где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу
враждующих противников.
Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках
которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («начальник —
подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными — с точки зрения
возникновения и развития конфликта — считаются интересы участников
конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-
психологические особенности.
Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с
действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в начале борьбы за
предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по крайней мере, на
начальном этапе
конфликта может
других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной
стороной, то она
может рассматриваться как
пассивная.
Успешное разрешение
конфликта требует учета
конфликта, В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных
участников — Тех, между кем собственно и развивается конфликтное
взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной
ситуацией и
чья позиция может иметь
они могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной
ситуации.
Условия конфликта
Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы,
определяющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае
необходимых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в число его
структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и
условия его протекания.
Обычно под
условиями возникновения
ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта.
Например. Р. Дарендорф, описывая причины социальных конфликтов, пишет о
«технических» (появление руководящих лиц в подгруппах), политических
(возможность
организации противоположных
(возможности общения и увеличение числа членов подгрупп) условиях
возникновения конфликтов (Тернер. 1985). В возникновении социальных явлении,
как правило, существенную роль играют субъективные факторы, связанные с
людьми. И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить те
факторы, которые
могут рассматриваться как
возникновения конфликта.
Применительно
к межличностным ситуациям
отношений (вспомним схему Дойча с 16 типами социального взаимодействия),
который может быть описан, исходя из параметров кооперативности —
конкурентности,
равенства — неравенства
взаимоотношения и т. д. Ситуация взаимодействия людей, независимо от их
отношения к ней, занимаемой ими субъективной позиции, оценки своих отношений
и т. д., может быть объективно охарактеризована как ситуация позитивной
взаимозависимости людей (кооперативная ситуация) или их противоречивой или
негативной взаимозависимости (конкурентная ситуация). Сами люди могут не
рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако
считается, что объективно конкурентные отношения являются одним из условий,
которые, при прочих равных, способствуют возникновению конфликтов.
Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения)
потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и
одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах.
Тогда в качестве
условий возникновения
способствующие переходу их взаимодействия в конфликтные формы.
Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями
участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их
общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, вступают
в конфликт, в конечном счете, конкретные люди. Выявить причину конфликта —
это, значит, понять, что именно в действиях или поведении участников привело
к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.
К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его
развитие. Обычно
конфликтологи говорят о
контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания и разрешения
конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития данной конфликтной