Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование
взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в
конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников организации.
Содержание:
Введение..............................2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация...........................4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14
§3 Специфика организационного конфликта............21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования.....................30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций........34
2.4. Выводы по исследованию....................37
Заключение
..........................................................................................................38
Приложения...........................40
Литература.............................47
вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты, имеющие вертикальную
составляющую, т.е. вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70—80% всех
конфликтов.
По
значению для коллектива
(созидательные, позитивные) и деструктивные, (разрушительные, негативные).
Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых
— необходимо. По У. Ф. Линкольну, положительное воздействие конфликта часто
проявляется в следующем:
— конфликт ускоряет процесс самосознания;
— под его влиянием утверждается и подтверждается определенным набор
ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но достаточно
устойчивый, чтобы служить поставленным целям;
— конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у
других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и
поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что
возникают официальные и неофициальные союзы;
— конфликт приводит к объединению единомышленников внутри групп и даже
народов и между ними;
— он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;
— конфликт способствует расстановке приоритетов;
— он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже
конструктивного выхода эмоций;
— благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения,
нуждающиеся в обсуждении, понимании, при знании, поддержке, юридическом
оформлении и разрешении;
— конфликт приводит
к возникновению рабочих
группами;
— благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого
предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Отрицательное
воздействие конфликта
— конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
— это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
— конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен;
— он приводит к потере поддержки;
— конфликт ставит
людей или организации в
от которых невозможно легко и быстро отказаться;
— он ведет к быстрому действию, вместо тщательно взвешенного ответа;
— вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
— конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или
даже стремится к нему;
— в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
— конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
— он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.
По
характеру причин конфликты
субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными,
личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно (и в деловой,
и в личностно-эмоциональной сфере), хотя процесс его разрешения может быть
весьма длительным и вызывать напряженные отношения между участниками
конфликта. Субъективный конфликт, напротив, как правило, разрешается
деструктивно.
Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть деловая и
личностно-эмоциональная сфера.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности—ложности или
реальности:
а) «подлинный» конфликт—существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
б) «случайный, или условный» конфликт — зависящий от легко изменяемых
обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
в) «смещенный» конфликт — когда имеется в виду явный конфликт, за которым
скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
г) «неверно приписанный» конфликт — конфликт между сторонами, ошибочно
понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных
проблем;
д) «латентный» конфликт — конфликт, который должен был бы произойти, но
которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
е) «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания конфликта
и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.
По
типу разрешения конфликты
а) конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из противоположных
тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или группы — при
антагонистическом характере конфликта (например, отказ от асоциального
поведения);
б) конфликты, приводящие
к модификации обеих противо
сторон (например, взаимные уступки, прибегание к личностным защитам и пр.);
в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной из
несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок личности
или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны (например,
договор о перенесении сроков выполнения заказа);
г) конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одной из одновременно
невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу
(например, признание правоты партнера по частным вопросам).
По форме выражения бывают:
а) конфликты
того или иного направления
удаления», «сближения — сближения», «удаления — удаления»);
б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения
(взаимные или односторонние несогласуемые действия, отказ от взаимодействия,
помехи, агрессивные акты, насилие);
в) конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербальной коммуникации
(молчание, взгляд,
поза, мимика при восприятии
выражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие
особенности манеры обращения и общения);
г) конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные.
По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные
и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты часто связаны с
бюрократической организацией предприятия и могут быть как «горизонтальными»,
так и «вертикальными» (горизонтальные определяются разделением труда, а
вертикальные — отношениями руководства и подчинения).
По
социально-психологическому
а) конфликты развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из
конфликтующих личностей и группу в целом;
б) конфликты, способствующие самоутверждению или развитию одной из
конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой
личности или группы лиц.
Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами авторитета и
лидерства, стиля
взаимоотношений и
центральным в социально-психологических исследованиях конфликтных ситуаций.
В наиболее часто используемой классификации - основанием является объем
социального взаимодействия — выделяются конфликты межгрупповые,
внутригрупповые, межличностные (им посвящено наибольшее количество работ в
социальной психологии) и внутриличностные.
Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходимо определить его
сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина конфликта? Что же
можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф. Линкольн классифицирует
причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности,
отношения и поведение, и соответственно выделяет пять основных факторов
(причин) конфликтов.
1. Информационный фактор — это та информация, которая приемлема для одной
стороны и неприемлема для другой. В качестве такой информации может
выступать неполная или неточная информация, представленная одной из сторон. К
этому «фактору автор относит нежелательное обнародование и недооценку
фактов, и их значения при решении спорных проблем, а также такие явления, как
невольная дезинформация, слухи, и пр.
2. Структурный
фактор — это формальные и
неформальные характеристики
Они выражаются в специфике законной власти и законодательства, в статусе,
правах мужчин и женщин, их возрасте, роли традиций, системе подотчетности и
передачи информации, различных социальных нормах и т. д.
3. Ценностный фактор — это те принципы, которые провозглашаются или
отвергаются, которых придерживаются или которыми пренебрегают, о которых
забывают или даже которые намеренно нарушают. Это те принципы, которым
предположительно будут следовать все члены группы, поэтому ценности вносят в
социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются по
форме (цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, правила
поведения, чаи). Ценности описываются как:
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения,
приоритеты в отношении принадлежности к группе);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения всего общества;
— общие нормативные ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— способы действия и методы, свойственные отдельным социальным институтам и
организациям;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4. Фактор отношений — связан с удовлетворением от взаимодействия двух и
более сторон или его отсутствием. Здесь обращается внимание на следующие
аспекты: