Готовность к браку. Виды зрелости. Развитие высших чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью контрольной работы является всестороннее рассмотрение проблемы готовности к браку и ее основных аспектов, а для достижения данной цели, мы должны решить следующие задачи:
-рассмотреть аспекты подготовки подрастающего поколения к браку;
-охарактеризовать виды зрелости;
-определить мотивацию брака;
-дать психологическую характеристику любви;
-рассмотреть виды и фазы любви;
-рассмотреть добрачные половые отношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3
1.Готовность к браку………………………....………………………………….5
2.Виды зрелости……………………………………………………………….......8
3.Развитие высших чувств…………………….…………………………….12
4.Виды и фазы любви…………………………………………………………17
5.Мотивация вступления в брак…………………………………………21
6.Добрачные половые отношения………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………….29

Работа содержит 1 файл

кр по семейному конс..doc

— 155.50 Кб (Скачать)

           Министерство образования и науки российской федерации

                              Федеральное агентство по образованию

                   Коми государственный педагогический  институт

          Факультет педагогики и методики  начального образования

                            Специальность педагогика и психология

                                     Кафедра психологии развития 
 
 
 
 
 
 

    
 

                                           Контрольная работа 

                    По основам семьи и семейного консультирования 
 

          Готовность к браку. Виды зрелости. Развитие высших чувств.                                                                                                                                                 
 
 
 
 
 

                                                                                   Исполнитель:

                                                                                   Студентка 4 курса 1 группы

                                                                                   Коротких  Н.В.

                                                                                  

                                                                                  

                                                                                   Преподаватель:

                                                                                   Майорова Т.Е.  
 
 

                    

                                            Сыктывкар  2010 

                             

                                 Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………............3

1.Готовность  к браку………………………....………………………………….5

2.Виды зрелости……………………………………………………………….......8

3.Развитие высших чувств…………………….…………………………….12

4.Виды и фазы  любви…………………………………………………………17

5.Мотивация вступления в брак…………………………………………21

6.Добрачные половые отношения………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
 
 
 

                                                                    Введение. 

     Семье и браку посвящено множество  исследований с древности до наших  дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды  на супружество и семью, критиковали  тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.[11 c.2]

     Между понятиями брак и семья существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые  убедительно  доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет  брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. [12 C.21-22].

               Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.[5 c.9].

  Актуальность работы вызвана тем, что люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная  часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений  к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек  к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.[12 С. 118-119].

     Таким образом, целью контрольной работы  является всестороннее рассмотрение проблемы готовности к браку и ее основных аспектов, а для достижения данной цели, мы должны решить следующие задачи:

  -рассмотреть  аспекты подготовки подрастающего  поколения к браку;

  -охарактеризовать  виды зрелости;

  -определить мотивацию брака;

  -дать психологическую характеристику любви;

  -рассмотреть  виды и фазы любви;

  -рассмотреть  добрачные половые отношения.

  «Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения» (Юркевич Н. Г., 1971, с. 88).     

   В отечественной психологии проблема готовности к браку крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю.Шапиро, А.Н.Волковой, В.И.Штильбанс, Л.Я.Гозмана, Л.П.Панковой, В.А. Сысенко, М.А.Абалакиной, М.С.  Мацковского, А.Г. Харчева, И.Ф. Дементьевой, Т.М. Трапезниковой, Р. Ричардсона, И.Ф. Гребенникова.

    
 
 
 

                                                                 Готовность к браку.

  Семейная  жизнь, открывая человеку возможности  для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей,   выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических  установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.[12 С. 119].

  Готовность  к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

  1.Формирование  определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

  2.Подготовленность  к межличностному общению и  сотрудничеству.

  3.Способность  к самоотверженности по отношению  к партнеру.

  4.Наличие  качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека – эмпатийный комплекс

  5.Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

  6.Умение  решать конфликты конструктивным  способом, способность к саморегуляции  собственной психики и поведения.[12 С. 120]

             В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм  передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

    Можно согласиться с И.В.Гребенниковым,  что соответственно подготовка  подрастающего поколения к семейной  жизни должна включать следующие основные аспекты:

  1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

  2.Нравственно-эстетический, включающий воспитание следующих  нравственных качеств: дружелюбного  отношения к представителям другого  пола;  уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности  в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругом (супругой), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

  3.Правовой, ориентированный на ознакомление  с  основами законодательства  о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

  4.Психолгический, формирующий понятия  о личностном  развитии; об особенностях психологии  межличностного общения юношества;  о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

  5.Физиолого-гигиенический,  включающий знания физиологических  особенностей мужского и женского  организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены.

  6.Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

  7.Хозяйственно-экономический:  вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство.

  Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание  особенностей брачно-семейных отношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.[12 С. 120-122].

          В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:

- способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему 
служить, деятельно делать добро;

- способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть 
«входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его 
радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

- способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому 
общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих 
видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

- высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатка 
ми, подавлять собственный эгоизм.

  Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.[2 С. 28]

                                                          Виды зрелости.

  В семью  объединяются две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для них очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.[12 С.130].

  Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

  1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

  В юношеском  возрасте завершается пубертатный  период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним  из наиболее ответственных в жизни  человека. Это означает способность  молодых людей к зачатию ребёнка  без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

Информация о работе Готовность к браку. Виды зрелости. Развитие высших чувств